Роль социокультурного фактора в новейшей истории.
Позиция № 1.СФ обусловил поражение СССР в ХВ. Наша позиция - внешнеполитические отношения между двумя системами были формой холодной войны, а ее содержанием стало социосистемное противостояние между капиталистической и антикапиталистической системами. Следовательно, социокультный фактор, который принял форму культурного империализма обеспечил победу Запада в борьбе за ликвидацию альтернативного. Западу (антикапиталистического) пути мирового развития.
Материал к вопросу. Идеологическим обоснованием ХВ провозглашалась необходимость сдерживания СССР как угрозы демократии. Этот постулат в той или иной степени присутствовал во внешнеполитической доктрине каждого президента. (Привести примеры). Однако до начала 60-х годов СФ был не столько самостоятельным методом борьбы, сколько обоснованием необходимости «позиции силы». С началом политики «наведения мостов», когда была поставлена цель обеспечить эрозию социализма изнутри, задача продвижения западных ценностей на Восток стала играть главную роль для реализации внешнеполитических задач: это, отрыв от СССР стран восточной Европы, организация движения правозащитников, провокация антисоветских настроений внутри Советского Союза и т.д . Привести примеры. (Новая Восточная политика В.Брантда. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, совместные советско-американские космические проекты, новый этап в идеологическом наступлении Запада с конца 70-х годов хх века и т.д.). Результат - крах коммунистических режимов в странах ЦВЕ в 1989 году и СССР в 1001 гооду).
Позиция №2 СФ обусловил характер революции «новых левых» (1968 - 1973 годы). Это была
социокультурная революция, поскольку главным ее содержанием была борьба за изменение сознания человека. Новое сознание, по мнению идеологов молодежного движения должно было формироваться «контркультурой». И именно в рамках контркультуры создаются новые ценности. Таким образом, социокультуная революция привела к изменению характера Западного общества и философия «новых левых» во многом определяет принципы философии общества постмодерна. Эта философия стала основой политики толерантности. Защита прав человека является единственной мировой идеологии, которая пришла на смену либеральной.
Материал к вопросу. Антиправительственные выступления 1968-1973 годов в странах центра получили название антикапиталистического бунта «новых левых». Особенностью этой революции стало то, что социальной базой революционного движения были исключительно молодые люди, так называемые дети «бэби-бума», родившиеся после окончания второй мировой войны в условиях, когда была ликвидирована экономическая нужда и впервые в истории значительная часть людей выросла, усвоив ощущение, что выживание можно принимать как должное.
Это обусловило изменение ценностей между поколениями, что постепенно трансформировало политику и культурные нормы передовых индустриальных обществ. Сдвиг от материальных к постматериальным ценностным приоритетам выдвинул на первый план новые политические проблемы и во многом стимулировал новые политические движения. В частности произошел переход от политики классового конфликта к политическому конфликту по таким проблемам как защита окружающей среды, положение женщин и сексуальных меньшинств.
Произошел такой сдвиг в рамках революции «новых левых». Вместо тех ценностей, которые давали чувство экономической защищенности - право частной собственности, право на труд и стабильную зарплату, право на жилье - распространялись новые культурные нормы, особенно те, которые способствовали индивидуальному самовыражению. Поскольку в кейнсианском обществе потребления главную роль играло социально ответственное государство, обеспечивающее распределение материальных благ, то в условиях, когда экономическая безопасность более не воспринималась как синоним счастья, уменьшил ось значение любых видов власти и авторитета. У «новых левых» это выразилось в гипертрофированной критике бюрократического государства как такового.
Таким образом, молодые люди, главным образом, из семей, достигших невиданного никогда прежде высокого уровня жизни, не принимали систему в целом, критика капитализма была тотальной. Неприятие буржуазности, отчуждения, стремление осуществить революцию в самом образе жизни способствовали большому интересу к марксизму. Появилось понятие «неомарксизм», что означало определенную трактовку марксизма левонастроенной интеллигенцией.
Отличия «новых левых» от традиционных социал-демократических партий в следующем:
· Социальной базой их движения были отвергнутые системой разного рода меньшинства, изгои общества: негры, индейцы и другие цветные, бродяги-люмпены, позже представители нетрадиционной сексуальной ориентации; а также студенческая молодежь, активисты женского движения.: Большое значение придавалось связи с действиями революционных трудящихся стран третьего мира, угнетаемых империализмом. На рабочих, тем более членов профсоюзов ставка не делалась вообще.-
· Отказ от сотрудничества с либералами (либеральной буржуазией) и критика всех форм парламентской борьбы.
· Отказ от массового революционного движения и ставка на распыленные малые группы, что можно обозначить как создание сетевых структур вместо массовой централизованной партии.
·Создание новой системы ценностей.
Ценности «новых левых» следует рассматривать с учетом наличия в этой идеологии и движении двух направлений: это движение хиппи, которые и были главными выразителями контр-культуры и политически-экстремисткое. Оба движения не признавали ценности и нормы общества потребления.
Ценности «новых левых»:
·личное самовыражение;
·презрение к деньгам и собственности, к богатству как таковому;
·культ простой жизни, занятие ручным трудом;
·равенство мужчин и женщин;
·свободная любовь;
·употребление наркотиков;
·разочарование в либеральной демократии, прямое действие.
Итак, в конечном счете, «новым левым» в известной мере удалось реализовать социокультурную модель своего движения. Они не ставили задачи завоевания государственной власти. Идеологи «новых левых» решали, в первую очередь, культурные задачи они по пытались сделать прорыв в иной тип политики, основанной на использовании опыта отверженных репрессированных, маргинальных групп. Их цель состояла в разоблачении репрессивной (на их взгляд) культуры и такой же репрессивной, забюрократизированной государственной машины. Это движение привело также к изменению в расстановке классовых и политических сил
Привести примеры из истории ClllA и Франции.
Позиция №3 СФ с начала ХХ1 века играет главную роль в обосновании правомерности современных агрессивных действий на мировой арене прежде всего стран блока НА ТО. Порог вмешательства в дела суверенных стран таким образом понижен до последнего предела: причиной агрессий может быть непризнание правительством данной страны системы американских ценностей.
Материал к вопросу:
Современные методы внешней политики американского правительства. Российские исследователи, анализируя внешнюю политику правительства Соединенных Штатов, все чаще ссылаются на концепцию американского политолога Дж.Ная, разграничивающую «жесткую» силу и «мягкое» влияние в международных отношениях. Что такое сила и влияние. Это способность субъекта А добиться от субъекта В действий, которые он бы не совершил без воздействия со стороны А. По- этому сила государства зависит не от того, чем оно обладает, а от того, какие действия оно может заставить совершить другие государства. Мягкое влияние это способность добиваться того, чтобы другие сами захотели тех результатов, которые выгодны вам. Мягкое влияние возможно в том случае, если объект воздействия привержен тем же самым, что и субъект воздействия, ценностям. Кроме того, объект понимает необходимость реализации этих ценностей на практике
Ресурсная база мягкого влияния включает в себя культуру и политические ценности, при этом продвигать эти ценности следует только дипломатическими средствами. Поэтому в соответствии с последними установками американского правительства, послы должны отказаться от замкнутого образа жизни и идти в народ, только не в свой, а чужой. Они «обязаны разъяснять преимущества демократии и демократических обществ студентам вузов, представителям СМИ и гражданского общества. А «островки свободы» в виде американских посольств и консульских служб должны стать более открытыми и доступными для местного населения»
Похоже, что именно переход от использования «жесткой силы» к «мягкому влиянию» дал возможность З.Бжезинск:ому привести свою концепцию мирового лидерства США в соответствие с духом времени. Теперь Соединенные Штаты должньгне принуждать,а увлекать за собой, становясь лидером мира, разделяющего американские ценности ..
Примеры - обоснование американским правительством необходимости размещения в европейских странах элементов ПРО. Главное - как прочитать ту или иную проблему, например, что иметь ввиду под геополитическим пространством стран СНГ.
Что такое лидерство по Обаме - «Бывают моменты, когда нет прямой угрозы нашей безопасности, но есть для наших интересов и ценностей». Суть - продвижение собственных интересов под флагом защиты ценностей. Другими словами, можно начать войну вообще без всякого предлога. Пример - арабская весна 2011 года.
Литература по теме.
1.Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999.
2.Бжезинский, Збигнев. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М., 2007. (президенты Дж.Буш-ст .. Б.Клинтон и Дж-Буш-мл.)
3.Бжезинский, Збигнев. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2007.
4.Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между конфронтацией и партнерством // США: ЭПИ. 1996. N'Q 7.
5.Брутенц К. Тихоокеанская доктрина Б.Клинтона 11 Мировая экономика и международные отношения. 1994. N'Q 2.
6.Буш, Джордж. Глядя в будущее. Автобиография. М .. 1989.
7.Воронцов Г.А. США и Западная Европа. Новый этап взаимоотношений. - М., 1979.
8.Глобальная стратегия США в условиях научно-технической революции 1 Отв. ред. Арбатов Г., Журкин В, Павлюченко В. - М., 1979.
9.Грибков х.и. Карибский кризис 11 Военно-исторический журнал. 1993. N'Q 1.
10.Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. 24 года послом в Вашингтоне при шести президентах 11 США: ЭПИ.