Краткий анализ текста Хартии

СУБЪЕКТЫ МЭП

Государства

Они обладают признанной всемидоктринами и практикой международной правосубъектностью, являютсятворцами международно-правовых норм, которым сами же и подчиняются.

Государства равны в обладании правосубъектностью, но объем

правосубъектности у разных государств – не одинаков. Так, все они в

равной степени могут заключать международные экономические договоры,однако не у всех государств одинаковое количество таких договоров и,соответственно, одинаковый набор прав и обязанностей, вытекающих изних.

Каждое государство обладает экономической функцией, т.е.

осуществляет деятельность по обеспечению функционирования и развитияэкономики соответствующим набором инструментов и методов, с учетомгосударственных интересов (как они понимаются государством).

Государства как субъекты МЭП обладают определенными

экономическими правами и несут экономические обязанности. В 1974 году

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию – Хартию экономических

прав и обязанностей государств. Это первый и единственный

международный акт, который концептуально суммировал основные права иобязанности государств в современной международной экономической

системе. Часть норм Хартии – это зафиксированные в письменном виде

международно-правовые обычаи, еще одна часть – нормы мягкого права,

многие из которых впоследствии воплотились в обычно-правовые или

договорные нормы МЭП.

Краткий анализ текста Хартии

Государства имеют право:

выбирать свою экономическую систему, формы организации

внешнеэкономических связей (ВЭС), средства экономического

развития, использования ресурсов, осуществления реформ;

свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами,

природными ресурсами и экономической деятельностью;

национализировать, экспроприировать и передавать иностранную

собственность, регулировать споры по компенсациям за

национализированную иностранную собственность согласно

внутригосударственному праву и национальными судами и тд.

Государства обязаны:

сосуществовать в мире независимо от экономической системы,

способствовать международной торговле на основе взаимной

выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления режима

наибольшего благоприятствования (РНБ); не применять

экономические меры принудительного характера, направленные на

ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;

сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов,

принадлежащих двум и более государствам; и тд

Дифференциация государств в МЭС.

В международной экономической системе фактически легализована дифференциациягосударств – субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация намногостороннемуровне произошла по двум критериям:

1. по уровню экономического развития государств (через институт

преференций для развивающихся стран);

2. по «степени рыночности» экономики государств.

Иммунитет государства

Государство как публичное лицо защищено государственным

иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении

органов государства, его должностных лиц, государственной

собственности, помещений зарубежных государственных органов,

имущества дипломатов и т.п.

Когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с

иностранным элементом, нарушается юридическое равенство,

необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент - нет.

Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции).

2.Государственные органы внешнеэкономических связей. Во внешней

(в том числе внешнеэкономической) сфере государство представлено

соответствующими органами. В международном праве есть обычно-

правовая норма: деяние любого органа государства рассматривается как

деяние самого государства (если орган государства действовал в

качестве такового). Компетенция государственных органов определяется

внутренним правом. Прерогатива осуществлять внешнеэкономические

отношения, как правило, принадлежит высшим (центральным) органам

исполнительной власти и зарубежным органам внешних сношений.

В России соответствующим объемом полномочий во

внешнеэкономических отношениях наделены, в частности: Президент РФ;

Федеральное Собрание; Правительство (и Председатель Правительства);

Министерство иностранных дел РФ (и Министр иностранных дел); ряд

специализированных министерств и ведомств; ряд правительственных и

межведомственных комиссий; зарубежные органы.

3. Международные организации

Помимо государств, субъектами МЭП являются международные организации. К международным экономическим организациям относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Универсальные экономические организации группируются вокруг

Организации Объединенных Наций (ООН), на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию (ст. 1, п. 3; 55),.

К таким учреждениям относятся, например: Международная организация

труда – МОТ, Международный банк реконструкции и развития – МБРР,

Международная финансовая корпорация – МФК, Международная

ассоциация развития – МАР, и тд.

10. Параорганизации.

В международной экономической системе

функционирует множество так называемыхпараорганизаций – «как бы

организаций», т.е. образований, внешне похожих по тем или иным

признакам на «настоящие» международные организации. В то же время

у параорганизаций нет ряда необходимых признаков, например уставов и

т.п. Отсутствует презумпция воли сторон создать международную

организацию. Параорганизации – это своего рода «мягкие организации»,

которые субъектами МП/МЭП не являются.

«Параорганизациями» можно признать Парижский и Лондонский клубы

кредиторов, только первый их них состоит из государств

(межправительственнаяпараорганизация), а второй – преимущественно из частных банков (неправительственная параорганизация).

Параорганизациями являются «Большая восьмерка» (G-8) и «Большая

двадцатка» (G-20).

ИСТОЧНИКИ МЭП

В круг источников МЭП включают: международные договоры, международные обычаи, правотворческие решения международных организаций/конференций, общие принципы права.

13. Многосторонние договоры. В международной торговой системе

основными многосторонними источниками являются соглашения пакета

ВТО, а именно: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ

Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и тд.

ПРИНЦИПЫ МЭП

Наиболее авторитетными международными актами, в которых

зафиксированы основные принципы МП, являются: Устав ООН; Декларация опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества в соответствии с Уставом ООН 1970 года (принятарезолюцией ГА ООН); Заключительный акт Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе 1975 года, в котором присутствует Декларацияпринципов.

Из этих актов складывается следующий перечень основных принципов МП:

неприменения силы или угрозы силой;

мирного разрешения споров;

невмешательства во внутренние дела;

сотрудничества;

равноправия исамоопределения народов;

суверенного равенства государств;

добросовестного выполнения международных обязательств;

территориальной целостности;

нерушимости границ;

Уважения правчеловека.

19. Специальные принципы МЭП.

они как бы продолжают основные принципы, но только в специальных

сферах взаимодействия государств, определенным образом преломляются вэтих сферах.

а) принципы материально-правового характера, нормативное содержание

которых выявляется из анализа самих принципов;

б) особые принципы, принципы-методы, которые нацелены на

сопоставление внутренних правовых режимов взаимодействующих

государств; на самом деле это тоже общие принципы МП, только в

международной экономической системе они наиболее заметны, шире

применяются, имеют в ней свое продолжение.

Именно эти – «особые» –принципы проистекают из международно-правовых принциповсотрудничества и равноправия, служат методом реализации прежде всегоэтих двух основных принципов МП.

СУБЪЕКТЫ МЭП

Государства

Они обладают признанной всемидоктринами и практикой международной правосубъектностью, являютсятворцами международно-правовых норм, которым сами же и подчиняются.

Государства равны в обладании правосубъектностью, но объем

правосубъектности у разных государств – не одинаков. Так, все они в

равной степени могут заключать международные экономические договоры,однако не у всех государств одинаковое количество таких договоров и,соответственно, одинаковый набор прав и обязанностей, вытекающих изних.

Каждое государство обладает экономической функцией, т.е.

осуществляет деятельность по обеспечению функционирования и развитияэкономики соответствующим набором инструментов и методов, с учетомгосударственных интересов (как они понимаются государством).

Государства как субъекты МЭП обладают определенными

экономическими правами и несут экономические обязанности. В 1974 году

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию – Хартию экономических

прав и обязанностей государств. Это первый и единственный

международный акт, который концептуально суммировал основные права иобязанности государств в современной международной экономической

системе. Часть норм Хартии – это зафиксированные в письменном виде

международно-правовые обычаи, еще одна часть – нормы мягкого права,

многие из которых впоследствии воплотились в обычно-правовые или

договорные нормы МЭП.

Краткий анализ текста Хартии

Государства имеют право:

выбирать свою экономическую систему, формы организации

внешнеэкономических связей (ВЭС), средства экономического

развития, использования ресурсов, осуществления реформ;

свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами,

природными ресурсами и экономической деятельностью;

национализировать, экспроприировать и передавать иностранную

собственность, регулировать споры по компенсациям за

национализированную иностранную собственность согласно

внутригосударственному праву и национальными судами и тд.

Государства обязаны:

сосуществовать в мире независимо от экономической системы,

способствовать международной торговле на основе взаимной

выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления режима

наибольшего благоприятствования (РНБ); не применять

экономические меры принудительного характера, направленные на

ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;

сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов,

принадлежащих двум и более государствам; и тд

Дифференциация государств в МЭС.

В международной экономической системе фактически легализована дифференциациягосударств – субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация намногостороннемуровне произошла по двум критериям:

1. по уровню экономического развития государств (через институт

преференций для развивающихся стран);

2. по «степени рыночности» экономики государств.

Иммунитет государства

Государство как публичное лицо защищено государственным

иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении

органов государства, его должностных лиц, государственной

собственности, помещений зарубежных государственных органов,

имущества дипломатов и т.п.

Когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с

иностранным элементом, нарушается юридическое равенство,

необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент - нет.

Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции).

2.Государственные органы внешнеэкономических связей. Во внешней

(в том числе внешнеэкономической) сфере государство представлено

соответствующими органами. В международном праве есть обычно-

правовая норма: деяние любого органа государства рассматривается как

деяние самого государства (если орган государства действовал в

качестве такового). Компетенция государственных органов определяется

внутренним правом. Прерогатива осуществлять внешнеэкономические

отношения, как правило, принадлежит высшим (центральным) органам

исполнительной власти и зарубежным органам внешних сношений.

В России соответствующим объемом полномочий во

внешнеэкономических отношениях наделены, в частности: Президент РФ;

Федеральное Собрание; Правительство (и Председатель Правительства);

Министерство иностранных дел РФ (и Министр иностранных дел); ряд

специализированных министерств и ведомств; ряд правительственных и

межведомственных комиссий; зарубежные органы.

3. Международные организации

Помимо государств, субъектами МЭП являются международные организации. К международным экономическим организациям относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Универсальные экономические организации группируются вокруг

Организации Объединенных Наций (ООН), на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию (ст. 1, п. 3; 55),.

К таким учреждениям относятся, например: Международная организация

труда – МОТ, Международный банк реконструкции и развития – МБРР,

Международная финансовая корпорация – МФК, Международная

ассоциация развития – МАР, и тд.

10. Параорганизации.

В международной экономической системе

функционирует множество так называемыхпараорганизаций – «как бы

организаций», т.е. образований, внешне похожих по тем или иным

признакам на «настоящие» международные организации. В то же время

у параорганизаций нет ряда необходимых признаков, например уставов и

т.п. Отсутствует презумпция воли сторон создать международную

организацию. Параорганизации – это своего рода «мягкие организации»,

которые субъектами МП/МЭП не являются.

«Параорганизациями» можно признать Парижский и Лондонский клубы

кредиторов, только первый их них состоит из государств

(межправительственнаяпараорганизация), а второй – преимущественно из частных банков (неправительственная параорганизация).

Параорганизациями являются «Большая восьмерка» (G-8) и «Большая

двадцатка» (G-20).

ИСТОЧНИКИ МЭП

В круг источников МЭП включают: международные договоры, международные обычаи, правотворческие решения международных организаций/конференций, общие принципы права.

13. Многосторонние договоры. В международной торговой системе

основными многосторонними источниками являются соглашения пакета

ВТО, а именно: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ

Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и тд.

Наши рекомендации