Краткий анализ текста Хартии
СУБЪЕКТЫ МЭП
Государства
Они обладают признанной всемидоктринами и практикой международной правосубъектностью, являютсятворцами международно-правовых норм, которым сами же и подчиняются.
Государства равны в обладании правосубъектностью, но объем
правосубъектности у разных государств – не одинаков. Так, все они в
равной степени могут заключать международные экономические договоры,однако не у всех государств одинаковое количество таких договоров и,соответственно, одинаковый набор прав и обязанностей, вытекающих изних.
Каждое государство обладает экономической функцией, т.е.
осуществляет деятельность по обеспечению функционирования и развитияэкономики соответствующим набором инструментов и методов, с учетомгосударственных интересов (как они понимаются государством).
Государства как субъекты МЭП обладают определенными
экономическими правами и несут экономические обязанности. В 1974 году
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию – Хартию экономических
прав и обязанностей государств. Это первый и единственный
международный акт, который концептуально суммировал основные права иобязанности государств в современной международной экономической
системе. Часть норм Хартии – это зафиксированные в письменном виде
международно-правовые обычаи, еще одна часть – нормы мягкого права,
многие из которых впоследствии воплотились в обычно-правовые или
договорные нормы МЭП.
Краткий анализ текста Хартии
Государства имеют право:
выбирать свою экономическую систему, формы организации
внешнеэкономических связей (ВЭС), средства экономического
развития, использования ресурсов, осуществления реформ;
свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами,
природными ресурсами и экономической деятельностью;
национализировать, экспроприировать и передавать иностранную
собственность, регулировать споры по компенсациям за
национализированную иностранную собственность согласно
внутригосударственному праву и национальными судами и тд.
Государства обязаны:
сосуществовать в мире независимо от экономической системы,
способствовать международной торговле на основе взаимной
выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления режима
наибольшего благоприятствования (РНБ); не применять
экономические меры принудительного характера, направленные на
ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;
сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов,
принадлежащих двум и более государствам; и тд
Дифференциация государств в МЭС.
В международной экономической системе фактически легализована дифференциациягосударств – субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация намногостороннемуровне произошла по двум критериям:
1. по уровню экономического развития государств (через институт
преференций для развивающихся стран);
2. по «степени рыночности» экономики государств.
Иммунитет государства
Государство как публичное лицо защищено государственным
иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении
органов государства, его должностных лиц, государственной
собственности, помещений зарубежных государственных органов,
имущества дипломатов и т.п.
Когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с
иностранным элементом, нарушается юридическое равенство,
необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент - нет.
Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции).
2.Государственные органы внешнеэкономических связей. Во внешней
(в том числе внешнеэкономической) сфере государство представлено
соответствующими органами. В международном праве есть обычно-
правовая норма: деяние любого органа государства рассматривается как
деяние самого государства (если орган государства действовал в
качестве такового). Компетенция государственных органов определяется
внутренним правом. Прерогатива осуществлять внешнеэкономические
отношения, как правило, принадлежит высшим (центральным) органам
исполнительной власти и зарубежным органам внешних сношений.
В России соответствующим объемом полномочий во
внешнеэкономических отношениях наделены, в частности: Президент РФ;
Федеральное Собрание; Правительство (и Председатель Правительства);
Министерство иностранных дел РФ (и Министр иностранных дел); ряд
специализированных министерств и ведомств; ряд правительственных и
межведомственных комиссий; зарубежные органы.
3. Международные организации
Помимо государств, субъектами МЭП являются международные организации. К международным экономическим организациям относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.
Универсальные экономические организации группируются вокруг
Организации Объединенных Наций (ООН), на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию (ст. 1, п. 3; 55),.
К таким учреждениям относятся, например: Международная организация
труда – МОТ, Международный банк реконструкции и развития – МБРР,
Международная финансовая корпорация – МФК, Международная
ассоциация развития – МАР, и тд.
10. Параорганизации.
В международной экономической системе
функционирует множество так называемыхпараорганизаций – «как бы
организаций», т.е. образований, внешне похожих по тем или иным
признакам на «настоящие» международные организации. В то же время
у параорганизаций нет ряда необходимых признаков, например уставов и
т.п. Отсутствует презумпция воли сторон создать международную
организацию. Параорганизации – это своего рода «мягкие организации»,
которые субъектами МП/МЭП не являются.
«Параорганизациями» можно признать Парижский и Лондонский клубы
кредиторов, только первый их них состоит из государств
(межправительственнаяпараорганизация), а второй – преимущественно из частных банков (неправительственная параорганизация).
Параорганизациями являются «Большая восьмерка» (G-8) и «Большая
двадцатка» (G-20).
ИСТОЧНИКИ МЭП
В круг источников МЭП включают: международные договоры, международные обычаи, правотворческие решения международных организаций/конференций, общие принципы права.
13. Многосторонние договоры. В международной торговой системе
основными многосторонними источниками являются соглашения пакета
ВТО, а именно: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ
Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и тд.
ПРИНЦИПЫ МЭП
Наиболее авторитетными международными актами, в которых
зафиксированы основные принципы МП, являются: Устав ООН; Декларация опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества в соответствии с Уставом ООН 1970 года (принятарезолюцией ГА ООН); Заключительный акт Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе 1975 года, в котором присутствует Декларацияпринципов.
Из этих актов складывается следующий перечень основных принципов МП:
неприменения силы или угрозы силой;
мирного разрешения споров;
невмешательства во внутренние дела;
сотрудничества;
равноправия исамоопределения народов;
суверенного равенства государств;
добросовестного выполнения международных обязательств;
территориальной целостности;
нерушимости границ;
Уважения правчеловека.
19. Специальные принципы МЭП.
они как бы продолжают основные принципы, но только в специальных
сферах взаимодействия государств, определенным образом преломляются вэтих сферах.
а) принципы материально-правового характера, нормативное содержание
которых выявляется из анализа самих принципов;
б) особые принципы, принципы-методы, которые нацелены на
сопоставление внутренних правовых режимов взаимодействующих
государств; на самом деле это тоже общие принципы МП, только в
международной экономической системе они наиболее заметны, шире
применяются, имеют в ней свое продолжение.
Именно эти – «особые» –принципы проистекают из международно-правовых принциповсотрудничества и равноправия, служат методом реализации прежде всегоэтих двух основных принципов МП.
СУБЪЕКТЫ МЭП
Государства
Они обладают признанной всемидоктринами и практикой международной правосубъектностью, являютсятворцами международно-правовых норм, которым сами же и подчиняются.
Государства равны в обладании правосубъектностью, но объем
правосубъектности у разных государств – не одинаков. Так, все они в
равной степени могут заключать международные экономические договоры,однако не у всех государств одинаковое количество таких договоров и,соответственно, одинаковый набор прав и обязанностей, вытекающих изних.
Каждое государство обладает экономической функцией, т.е.
осуществляет деятельность по обеспечению функционирования и развитияэкономики соответствующим набором инструментов и методов, с учетомгосударственных интересов (как они понимаются государством).
Государства как субъекты МЭП обладают определенными
экономическими правами и несут экономические обязанности. В 1974 году
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию – Хартию экономических
прав и обязанностей государств. Это первый и единственный
международный акт, который концептуально суммировал основные права иобязанности государств в современной международной экономической
системе. Часть норм Хартии – это зафиксированные в письменном виде
международно-правовые обычаи, еще одна часть – нормы мягкого права,
многие из которых впоследствии воплотились в обычно-правовые или
договорные нормы МЭП.
Краткий анализ текста Хартии
Государства имеют право:
выбирать свою экономическую систему, формы организации
внешнеэкономических связей (ВЭС), средства экономического
развития, использования ресурсов, осуществления реформ;
свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами,
природными ресурсами и экономической деятельностью;
национализировать, экспроприировать и передавать иностранную
собственность, регулировать споры по компенсациям за
национализированную иностранную собственность согласно
внутригосударственному праву и национальными судами и тд.
Государства обязаны:
сосуществовать в мире независимо от экономической системы,
способствовать международной торговле на основе взаимной
выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления режима
наибольшего благоприятствования (РНБ); не применять
экономические меры принудительного характера, направленные на
ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;
сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов,
принадлежащих двум и более государствам; и тд
Дифференциация государств в МЭС.
В международной экономической системе фактически легализована дифференциациягосударств – субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация намногостороннемуровне произошла по двум критериям:
1. по уровню экономического развития государств (через институт
преференций для развивающихся стран);
2. по «степени рыночности» экономики государств.
Иммунитет государства
Государство как публичное лицо защищено государственным
иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении
органов государства, его должностных лиц, государственной
собственности, помещений зарубежных государственных органов,
имущества дипломатов и т.п.
Когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с
иностранным элементом, нарушается юридическое равенство,
необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент - нет.
Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции).
2.Государственные органы внешнеэкономических связей. Во внешней
(в том числе внешнеэкономической) сфере государство представлено
соответствующими органами. В международном праве есть обычно-
правовая норма: деяние любого органа государства рассматривается как
деяние самого государства (если орган государства действовал в
качестве такового). Компетенция государственных органов определяется
внутренним правом. Прерогатива осуществлять внешнеэкономические
отношения, как правило, принадлежит высшим (центральным) органам
исполнительной власти и зарубежным органам внешних сношений.
В России соответствующим объемом полномочий во
внешнеэкономических отношениях наделены, в частности: Президент РФ;
Федеральное Собрание; Правительство (и Председатель Правительства);
Министерство иностранных дел РФ (и Министр иностранных дел); ряд
специализированных министерств и ведомств; ряд правительственных и
межведомственных комиссий; зарубежные органы.
3. Международные организации
Помимо государств, субъектами МЭП являются международные организации. К международным экономическим организациям относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.
Универсальные экономические организации группируются вокруг
Организации Объединенных Наций (ООН), на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию (ст. 1, п. 3; 55),.
К таким учреждениям относятся, например: Международная организация
труда – МОТ, Международный банк реконструкции и развития – МБРР,
Международная финансовая корпорация – МФК, Международная
ассоциация развития – МАР, и тд.
10. Параорганизации.
В международной экономической системе
функционирует множество так называемыхпараорганизаций – «как бы
организаций», т.е. образований, внешне похожих по тем или иным
признакам на «настоящие» международные организации. В то же время
у параорганизаций нет ряда необходимых признаков, например уставов и
т.п. Отсутствует презумпция воли сторон создать международную
организацию. Параорганизации – это своего рода «мягкие организации»,
которые субъектами МП/МЭП не являются.
«Параорганизациями» можно признать Парижский и Лондонский клубы
кредиторов, только первый их них состоит из государств
(межправительственнаяпараорганизация), а второй – преимущественно из частных банков (неправительственная параорганизация).
Параорганизациями являются «Большая восьмерка» (G-8) и «Большая
двадцатка» (G-20).
ИСТОЧНИКИ МЭП
В круг источников МЭП включают: международные договоры, международные обычаи, правотворческие решения международных организаций/конференций, общие принципы права.
13. Многосторонние договоры. В международной торговой системе
основными многосторонними источниками являются соглашения пакета
ВТО, а именно: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ
Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер и тд.