Международно-правовая охрана промышленной собственности.

Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объ­ектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» ( сек­реты производства), знаки обслуживания, наименования мест про­исхождения товаров.

Под охраной промышленной собственности понимается также пресечение недобросовестной конкуренции — деятельности, проти­воречащей принятым в промышленности или торговле добропоря­дочным отношениям (подмена товаров, распространение ложных сведений о товаре).

Понятие «промышленная собственность» получило закрепле­ние еще в первых конвенциях, посвященных охране прав авторов изобретений, промышленных образцов и других объектов промыш­ленной собственности. Одной из таких конвенций, считающейся базовой в области промышленной собственности, является Париж­ская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., участниками которой являются более 160 государств. В последую­щие годы неоднократно пересматривалась и дополнялась на конфе­ренциях в Брюсселе (1900 г.), Вашингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). Российская Федерация входит в число участников дан­ной Конвенции.

Согласно ст. 1 Парижской конвенции 1883 г. промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распростра­няется не только на промышленность и торговлю, но и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленно­сти, а также на все продукты промышленного или природного про­исхождения, как, например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

Раскрывая понятие «промышленная собственность», сразу следует отметить, что в национальном законодательстве госу­дарств это понятие может иметь другое содержание. Так, Па­тентный закон Российской Федерации 1992 г., регулирующий отно­шения, возникающие в связи с созданием, охраной и использованием объектов промышленной собственности, относит к таковым изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Все особенности прав на интеллектуальную собственность, ука­занные в п. 14.1 настоящей главы, относятся и к правам авторов объектов промышленной собственности. При этом возможны неко­торые коррективы, обусловливающие специфику объектов про­мышленной собственности, которая, в свою очередь, отличает их от объектов авторского и смежного права. В частности, это относится к сроку охраны, который для объектов промышленной собственно­сти является более коротким и не связан с продолжительностью жизни автора. Так, согласно ст. 3 Патентного закона Российской Федерации 1992 г. патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство; па­тент на промышленный образец действует в течение 10 лет.

Принятие Парижской конвенции 1883 г. преследовало одну цель: преодоление территориального характера прав авторов про­мышленной собственности. Эту проблему можно было бы решить путем создания единого для всех государств «международного па­тента», т. е. патента, который бы охранял права автора изобрете­ния (или промышленного образца, товарного знака и т.п.) на тер­ритории всех государств — участников данной Конвенции. Однако эту проблему решить не удалось ввиду существенных различий в национальном законодательстве государств-участников.

  • Основным положением Конвенции 1883 г. является закрепле­ние принципа национального режима: иностранным гражда­нам предоставляются такие же права на промышленную соб­ственность, какими пользуются отечественные граждане.
  • Государства — участники Парижской конвенции, подобно го­сударствам — участникам Бернской конвенции 1886 г., обра­зовали Союз по охране промышленной собственности. К гра­жданам государств Союза приравниваются граждане госу­дарств, не участвующих в Парижской конвенции, которые
    проживают или имеют соответствующие предприятия на тер­ритории государств — членов Союза.
  • Своеобразной компенсацией за отсутствие международного
    патента можно назвать положение Парижской конвенции
    1883 г., закрепляющее право приоритета. В соответствии со
    ст. 4 этой Конвенции любое лицо, надлежащим образом по­давшее заявку на патент на изобретение, полезную модель,
    промышленный образец или товарный знак в одном из госу­дарств-участников, пользуется правом приоритета для пода­чи заявки в любом другом государстве-участнике. При этом заявка должна быть правильно оформлена (в соответствии с национальным законодательством государства) и подана в тече­ние определенных сроков, установленных в этой Конвенции.

• Интерес представляет ст. 4bis Конвенции, в которой сформу­лировано положение о независимости патентов, полученных на одно и то же изобретение в различных государствах. В со­ответствии с п. 1 патенты, заявки на которые поданы в раз­ных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в состав Союза. В этой Конвен­ции подчеркивается, что это положение должно рассматри­ваться как абсолютное: если, например, патент, выданный в одной стране, будет впоследствии признан в ней недействи­тельным, то это не может служить основанием для аннулиро­вания патента на это же изобретение в другой стране. Среди международных конвенций в области промышленной собственности следует назвать Договор о патентной кооперации 1970 г., Конвенцию о выдаче европейских патентов 1973 г. Россий­ская Федерация является участником Договора 1970 г.

Одной из наиболее поздних конвенций является Евразийская патентная конвенция 1994 г. (Российская Федерация является участником этой Конвенции)1. Договаривающиеся государства (11 государств — членов СНГ), признавая независимость в развитии национального правового регулирования в области охраны изобре­тений, в соответствии с этой Конвенцией, создали Евразийскую патентную систему.

Для выполнения задач, связанных с функционированием Евра­зийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, участни­ки этой Конвенции учредили Евразийскую патентную организацию.

С точки зрения международного частного права вызывает ин­терес положение о том, что данная организация является межпра­вительственной организацией и имеет при этом статус юридичес­кого лица. Таким образом, Евразийская патентная организация сочетает в себе признаки субъекта международного публичного права (относясь к категории межправительственных организаций) и субъекта внутригосударственного права (имея статус юридиче­ского лица).

Евразийское ведомство, выполняющее административные функ­ции организации, выдает евразийский патент, который действует на территории всех государств-участников этой Конвенции с 303 даты его публикации. Срок действия евразийского патента состав­ляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

В этой Конвенции подчеркивается, что владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Патентообладатель может также передавать свое пра­во другим лицам или выдавать специальные лицензии.

Особое место среди объектов промышленной собственности за­нимают товарные знаки.

Товарный знак является обозначением, предназначенным отли­чать товары или услуги одного производителя от однородных това­ров или услуг другого производителя.

В современной международной торговле товарный знак пред­ставляет своего рода рекламу, способствующую реализации товара и завоевыванию авторитета его производителя.

Роль товарных знаков в сфере торговли и повышенное внима­ние к этому виду объектов промышленной собственности прослежи­вается на примере, получившем широкое освещение в прессе: речь идет о серии судебных дел между потомком знаменитого Петра Смирнова и американской компанией «Хьюблайн, ИНК». Амери­канская компания обжаловала решение Роспатента о регистрации товарных знаков — «П. А. Смирнов и потомки в Москве» (товар­ный знак № 99074) и «Торговый домъ Петра Смирнова и потомков в Москве» (товарный знак № 99075). Основанием для обращения в суд послужил тот факт, что указанные товарные знаки сходны до степени смешения с уже зарегистрированными ранее товарными знаками «Смирнов» и «Петр Смирнов», которые являются отсыл­кой к имени одного и того же человека.

Вопросы, регулирующие правоотношения, связанные с исполь­зованием товарных знаков, получили закрепление во многих меж­дународных конвенциях: Парижской конвенции по охране про­мышленной собственности 1883 г., Мадридском соглашении о меж­дународной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г., Венском договоре о регистрации товарных знаков 1973 г. Россий­ская Федерация является участником как Парижской конвенции 1883 г., так и Мадридского соглашения 1891 г.

Положения Парижской конвенции 1883 г., рассмотренные при­менительно к изобретениям, в равной степени относятся и к товарным знакам: национальный режим, право конвенционного приори­тета распространяются и на владельцев товарных знаков. Пред­ставляют интерес нормы, регламентирующие порядок регистрации и основания для отказа в регистрации товарных знаков. Так, на­пример, в соответствии со ст. 6bis в регистрации товарного знака должно быть отказано в случае, если товарный знак представляет собой воспроизведение или имитацию другого знака, который явля­ется уже общеизвестным и используется для идентичных или по­добных продуктов.

Парижская конвенция 1883 г., внеся существенный вклад в раз­витие правового регулирования отношений, связанных с регистра­цией и использованием товарных знаков, так и не предусмотрела создание международного товарного знака, т. е. знака, который, будучи зарегистрированным в одной стране, охранялся бы в других государствах-участниках.

В отличие от Парижской конвенции 1883 г., в Мадридском со­глашении 1891 г. устанавливается международная регистрация то­варных знаков. Такую регистрацию осуществляет Международное бюро интеллектуальной собственности.

Основанием для международной регистрации является регист­рация товарного знака в государстве гражданства или места жи­тельства заявителя. Заявка на международную регистрацию пода­ется через соответствующие национальные ведомства страны про­исхождения: знак предварительно регистрируется в одном из государств-участников, и только после этого соответствующее ве­домство государства, занимающееся вопросами охраны промыш­ленной собственности, направляет заявку в Международное бюро. С момента регистрации в Международном бюро товарный знак ох­раняется во всех государствах — участниках Мадридского согла­шения. Такой знак условно именуется «международным» товарным знаком.

Срок действия международной регистрации составляет 20 лет и может быть продлен на неопределенный период. Охрана товарного знака осуществляется национальным законодательством государст­ва, поэтому фактически единого правового регулирования между­народного товарного знака не существует. Мадридское соглашение включает норму об аннулировании международной регистрации в случае прекращения действия национальной регистрации в стране происхождения.

Наши рекомендации