Международно-правовая охрана смежных прав.

Международно-правовое регулирование интеллектуальной соб­ственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Раз­витие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кине­матографии и телевидения привело к тому, что первоначально соз­данные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпе­вали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой — труд драматургов, режиссеров, исполнителей вно­сил качественные изменения в процесс восприятия уже существую­щих произведений.

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно счи­тать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно ар­тистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятель­ность производителей фонограмм (или различных теле- и радиове­щательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоми­нающимся благодаря своим личным качествам (творческому талан­ту), то производители фонограмм достигают художественного ре­зультата в большей степени с помощью технических средств.

Появление понятия «смежные», синонимами которого являют­ся такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия ав­торского права, а с другой — была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

При этом следует знать, что само понятие «смежные права» из­вестно далеко не всем правовым системам: в странах англосаксон­ской системы права это понятие вообще не используется.

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хорео­графической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения ис­полнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постанов­ки, закреплением исключительных прав исполнителей, производи­телей фонограмм и пресечением производства контрафактных эк­земпляров произведений и фонограмм.

Учитывая, что международные конвенции в области защиты ав­торских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.

Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смеж­ных прав принадлежит представителям государств Западной Евро­пы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изде­лий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.

Наконец, в 1961 г. в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Фе­дерация не является участником этой Конвенции.

Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964 г., однако впо­следствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.

• Основным принципом Римской конвенции, так же как и кон­венций в области авторского права, является принцип нацио­нального режима.

В соответствии со ст. 2 Конвенции национальный режим озна­чает режим, который предоставляется законодательством государ­ства, где испрашивается охрана смежных прав следующим катего­риям:

  • отечественным артистам-исполнителям в отношении испол­нений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафикси­рованных на территории этого государства;
  • отечественным производителям фонограмм — в отношении
    фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на
    территории этого государства;
  • отечественным радиовещательным организациям, имеющим
    штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении
    радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, располо­женных на его территории.

Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных гра­ждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где ис­прашивается защита.



  • Римская конвенция применяется только к иностранным ис­полнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным
    организациям. Другими словами, условием применения поло­жений этой Конвенции является присутствие в правоотноше­нии иностранного субъекта.
  • Римская конвенция предусматривает минимальный уровень
    охраны прав артистов-исполнителей, производителей фоно­грамм и вещательных организаций. Специально подчеркива­ется, что государства-участники могут заключать между со­бой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при
    этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями по сравнению с теми, которые им предоставлены Рим­ской конвенцией.
  • Согласно Римской конвенции учреждается Межправительст­венный комитет, одной из основных задач которого является
    анализ применения и действия данной Конвенции.
  • Минимальный срок охраны смежных прав, установленный
    Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца
    года, в котором:
  • осуществлено исполнение произведения;
  • выпущена радиопередача;
  • произведена фонограмма.

• Следует отметить, что в Римской конвенции дается автоном­ная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фоно­грамма», «производитель фонограмм», «публикация», «вос­произведение», «передача в эфир», «ретрансляция».

Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закреплен­ные в этой Конвенции, могут не соответствовать аналогичным поня­тиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции пони­маются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, кото­рые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или ка­ким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно данной Конвенции, хотя бес­спорно, что эти лица относятся к категории исполнителей.

Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады. В связи с этим в национальном законодатель­стве государств может быть расширен круг лиц — обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая за­щита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей ар­тистов варьете, артистов-кукловодов и артистов цирка1.

Среди основных источников, регулирующих «смежные права», следует назвать Женевскую конвенцию об охране интересов произ­водителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фоно­грамм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несу­щих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевскойконвенции — с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции — с 13 ноября 1988 г.1.

• В соответствии со ст. 2 Женевской конвенции 1971 г. изгото­вители фонограмм защищаются от производства копий, вы­пускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий
при условии, что производство и ввоз фонограмм осуществ­ляются в целях широкого распространения среди населения.

Что касается непосредственных методов охраны, то они уста­навливаются национальным законодательством государств-участ­ников.

  • Срок охраны прав изготовителей фонограмм определяется по
    праву государства, где испрашивается защита. Вместе с тем в
    этой Конвенции установлен минимальный срок охраны — 20
    лет, исчисляемый с конца года, в котором была сделана пер­вая запись фонограммы.
  • В этой Конвенции закреплено положение о возможности выда­вать принудительные лицензии на воспроизведение фонограмм
    для использования их в научных и образовательных целях.

Помимо Женевской конвенции 1971 г., другим источником в области защиты смежных прав является Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых че­рез спутники, 1974 г. Для принятия Брюссельской конвенции была созвана специальная дипломатическая конференция, которая про­ходила в 1974 г. с участием представителей 57 государств (включая представителя СССР) и наблюдателей от межправительственных организаций.

Брюссельская конвенция 1974 г. направлена на защиту прав ар­тистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле- и радиопрограммам от «пиратского» использования ра­дио- и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и телевизоры, без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и авторов этих передач. В преамбуле этой Конвенции указывается, что ее це­лью является создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны, способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой — охраняла интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания.

Основным положением этой Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы, передаваемые через космические спутники в случае, если не было получено соответст­вующего разрешения.

Согласно этой Конвенции, государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если сигналы, передающие эти программы, являются несанкционированными.

Наконец, еще одним международным договором, посвященным охране смежных прав, на котором необходимо остановиться, явля­ется Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., заключенное в рамках СНГ. Согла­шение 1993 г. вступило в силу 6 мая 1995 г., его участниками явля­ются 12 государств, включая Российскую Федерацию1.

Соглашение, состоящее всего из семи статей, направлено на вы­полнение государствами — участниками СНГ обязательств в облас­ти авторского права и смежных прав, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.

Это небольшое по количеству статей Соглашение, по существу, относится к международному публичному праву, поскольку опре­деляет основы сотрудничества государств по вопросам авторских и смежных прав. Вместе с тем в области охраны смежных прав авто­ров - граждан государств СНГ — оно играет весомую роль, в свя­зи с чем представляет интерес и в рамках настоящего параграфа.

  • В соответствии с Соглашением, государства-участники при­нимают на себя обязательства по борьбе с незаконным ис­пользованием объектов авторского права и смежных прав, а
    также по созданию национальных авторско-правовых органи­заций.
  • Согласно ст. 6 государства-участники обязуются заключить
    специальные соглашения по вопросам избежания двойного
    налогообложения авторского вознаграждения и определения
    порядка взаимных расчетов.

Наши рекомендации