Мученица Александра Булгакова

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 2 / 15 Октября.

Мученица Александра Иоакимовна Булгакова родилась в 1886 году в деревне Кобловатка Козловского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Она была человеком религиозным, часто посещала святые места и тех многих священников, которых знала; три года она прожила в монастыре. Всю себя посвятив Богу, она старалась и с неверующими людьми сохранять мирные отношения. После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников – ходи или не ходи она на выборы представителей власти, которой она не сочувствует и не может сочувствовать, потому что та ставит своей целью разрушение храмов и истребление в душах людей всего святого, а переменить ее не может.
Подошли очередные выборы, и в июне 1938 года один из агитаторов, в ведение которого входил дом по Большому Черкасскому переулку, в котором жила Александра, принес ей открытку с приглашением прийти на избирательный участок. Но она ее даже не стала читать, а тут же в присутствии агитатора и соседки по квартире разорвала, не желая иметь с безбожниками ничего общего.
В самый день выборов, 26 июня 1938 года, агитатор сообщил членам избирательной комиссии, что Булгакова отказалась идти на выборы и разорвала приглашение. Члены комиссии, посовещавшись, решили пойти к ней домой, чтобы снова пригласить в избирательной участок, а если она больна, то довезти на машине. Войдя в квартиру, они подошли к ее двери и стали стучать. Не открывая, Александра спросила, кто они и зачем пришли. Агитатор ответил, что они пришли пригласить ее на выборы. Тогда она открыла дверь и, выйдя к ним с иконой в руках, стала читать молитвы и в частности молитву «Да воскреснет Бог». Когда она закончила молиться, уполномоченный по избирательному участку стал ее уговаривать, чтобы она шла голосовать, но на это она твердо им заявила: «Я не пойду, я верую в Бога, а когда я ходила в первый раз, то после голосования у меня опухли ноги и открылись на ногах язвы – так наказал меня Господь за то, что я Ему изменила. Я не с вами, я с Богом, я против вас, и голосовать я не пойду, потому что там все люди чужие».
Три четверти часа представители властей пытались уговорить Александру участвовать в выборах, но она не соглашалась, а когда уговоры ей надоели, то еще раз заявила, что она не с ними, а против них и спросила пришедших: «Скажите, государство можно переменить или нет?!" Пришедшие не поняли, к чему она это говорит, и стали горячо ее уверять, что государство, завоеванное кровью рабочих и крестьян, они никому не отдадут. Затем они стали ее расспрашивать, не болят ли у нее ноги, предлагали прислать машину, на что Александра в очередной раз повторила: «Я вполне здорова, машина мне не нужна, и голосовать я не буду».
Члены избирательной комиссии ушли ни с чем, но в тот же день уполномоченный по избирательному участку сообщил обо всем происшедшем представителю районного комитета ВКП(б), помощнику председателя районного совета и заместителю председателя районного совета и отправил докладную записку оперуполномоченному районного отделения УНКВД, который 28 июня распорядился вызвать и допросить свидетелей, чтобы затем арестовать Александру.
1 и 4 июля члены избирательной комиссии были допрошены; они заявили, что Александра Булгакова слывет монашкой, очень религиозна и выполняет все церковные обряды.
10 июля была допрошена соседка Александры, которая на все вопросы следователя также ответила, что Александра человек религиозный, ведет замкнутый образ жизни и ни с кем, кто ей известен, и с соседями не сообщается.
После этого 13 июля была выписана справка на арест Александры, 26-го – дан на арест разрешение, а 27-го – выписан и самый ордер, срок действия которого истекал 30 июля. Но, по-видимому, после всего происшедшего Александра уехала, и сотрудники УНКВД арестовали ее только 2 сентября.
После ареста сразу же начались допросы, но Александра, дав ответы на вопросы анкеты, отказалась давать далее какие бы то ни было показания. Следователи в течение нескольких дней принуждали ее ответить на интересующие их вопросы, но не смогли ничего добиться, и 10 сентября вынуждены были составить акт, что «обвиняемая Булгакова Александра Акимовна категорически отказалась от дачи показаний следствию». Следователи и после этого продолжали усиленно ее допрашивать, но 14 сентября все же вынуждены были составить следующий акт об отказе ее давать показания.
Допросы продолжались до 27 сентября, когда следователи составили очередной акт об отказе арестованной давать показания. Несмотря на давление на нее следователей и тяжкие условия заключения, Александра осталась твердой в своей позиции, и следователь 28 сентября распорядился отправить ее в больницу Таганской тюрьмы и вспомнил о ней только 5 января 1939 года, когда подошел к концу срок, отведенный законом для следствия. Тогда он испросил у начальника УНКВД по Московской области разрешение на продление следствия до 20 марта 1939 года Разрешение это ему было дано, однако следствие уже не могло быть продолжено.
Мученица Александра Булгакова скончалась от голода в больнице Таганской тюрьмы около пяти часов вечера 15 октября 1938 года и была погребена в безвестной могиле.
Память мученицы Александры совершается 2(15) октября и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Московские Епархиальные Ведомости
№ 9-10 за 2010 год
Источники:
ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20817.
ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-27624.
ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-14838.
УВД по Амурской обл. Д. Р-607.
Источник: http://www.fond.ru/
http://azbyka.ru/days/sv-aleksandra-bulgakova

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?

8И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

26Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.

27Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.

28Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.

На злое будьте младенцы, а на доброе будьте совершеннолетними…. В реальности у нас с вами все часто происходит как раз наоборот. Падшему человеку злое творить легче, чем доброе, отсюда даже в миру есть поговорка «ломать – не строить». К доброму же подчас надо долго и упорно приучаться, притом, не без помощи Божией, ибо падшая плоть часто сильно сопротивляется, да и враг рода человеческого не дремлет, препятству всем добрым начинниям, к которым желает притупить человек. «Без Меня не можете делать ничего» - Говорит Господь, а потому сам по себе, своим решением человек не сможет исполнить повеление апостола, но лишь с помощью Божией. Почему это пишется здесь? Дабы все знали, к чему надо стремиться….

И Евангелие (от Луки): 17В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- 18вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших?

23Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.

Исчцеление расслабленного. Предыстроию этого сбоытия мы не знаем, как не знаем о том, сколько времени он страдал от этого паралича, а тем более, не знаем о том, сколько слез было пролито и сколько молит было произнесено к Богу самим больным и его спутниками. И Господь, призирая на этого человека, дает ему помощь. Здесь Господь не просто совершает чудо, но подчеркивает, что в отличие от пророков прежних времен, которые тоже совершали чудеса, но те творили молитву (тексты которых заботливо сохранялись и передавались читателям авторами ветхозаветных книг) – и тогда Бог совершал исцеления и даже воскрешал умерших, здесь Он творит все это своей властью и силой. Здесь же Он говорит больному о прощении грехов. И здесь Он снова подчеркивает свое Божественное достоинство, так как говорит о том, что имеет власть прощать грехи, доступную только одному Богу. И также Господь, предваряя само исцеление словами о прощении грехов, напоминает о том, что болезнь – не просто сбой в работе организма человека, не просто действие какой-то инфекции, которая доселе спала в теле человека, а потом вдруг активизировалась. Она – следствие греха, совершая который, человек оказывается во власти духов тьмы, подталкивающих его ко греху, а чем легче сей дух подвигает его ко греху, тем сильнее эта власть. Помощник ему в этом – плоть человека, склонная ко злу, а потому человек удобно склоняется ко злу и чрезвычайно удобно попадает во власть духов тьмы. В один прекрасный момент он не замечает, как оказывается в полной их власти, так что они водят им, как хотят. Часто Бог попускает сим духам мучить человека… и тогда человека одолевают болезни. Устранение духовной причины болезни куда важнее, чем исцеление самой болезни, а потому этот текст и читается нам с вами, ведь мы часто молимся об исцелении от того или иного недуга и…. не получаем его. А причина в том, что подчас, попуская нам страдать от болезни, Бог через эти страдания ограждает нас от иных дурных поступков, которые мы бы совершили, если бы были здоровы. Но болезнь ограничает человека, а потому человеку подчас полезнее болеть, нежели выздоравливать. Если же Бог избавил человека от нее, то значит, что это может принести ему пользу, либо причина, приведшая к болезни, устранена. Но натура человека такова, что чаще такая милость Божия – большой аванс человеку, дабы подвигнуть его к доброй жизни….

И чтения праздника священномученика Кипринан. Отрывок из первого послания апостола Павла к Тимофею: 1Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

3Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

8А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

12Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; 14благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Вполне актуальное слово. Апостол честно пишет о своем обращении ко Христу от прежнего фарисейства, с благоговением упоминая милость Божию к нему, а также пишет о себе, как о первом грешнике (раскаиваясь в своем прежнем образе жизни гонителя). Это рождает ассоциации и с жизнеописанием святого Киприанв, бывшего колдуна, а позднее, после покаяния и крещения, а также длительно праведной жизни епископа, проповедника Евангелия, запечатлевшего свою жизнь смертью за Христа. Но это же напоминает о том, что пока человек жив, Бог ждет его обращения, не гнушаясь им, но желая спасти его…. Главное, как пишет апостол, не опоздать…

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Черты истинного пастыря…. Здесь под пастырем Господь именует Себя….

Воскресенье 16 октября.

Наши рекомендации