Либералы, народники, социал-демократы
С 1861 года начинается новый, разночинский период освободительного движения. Виднейшими идеологами этого движения были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Во многом их взгляды развивались под воздействием западноевропейских мыслителей. Преломление их взглядов в трудах русских революционеров-разночинцев привело к появлению «аграрного социализма». Они мечтали избавить крестьянство от крепостничества революционным путем.
Демократы были идеологами крестьянской революции. Чернышевский и его сторонники свое главное внимание сосредоточивали на идейно-политической подготовке передовых людей России к революции. Борясь за освобождение угнетенного народа, революционные демократы стремились создать в России социалистическое общество. Они полагали, что от феодальных порядков через крестьянскую революцию можно прийти к социализму, минуя капитализм. Это была утопическая сторона воззрения революционных демократов, состоявшая в переоценке русской сельской общины. Идеализируя ее, они видели в ней готовую ячейку социализма. На самом же деле ни по организации хозяйства, ни по уровню производительности труда она не соответствовала социализму. К тому же община уже тогда начинала распадаться под воздействием капиталистических отношений.
Взгляды революционных демократов 60-х годов восприняли народники. Идейной основой революционного народничества явилась теория общинного социализма. Идеология народничества развивалась в тот период, когда капитализм еще не утвердился, и отчетливо не проявилось «разложение» деревни, расслоение крестьянства. Народники пытались помешать развитию капитализма в России, подняв народ на восстание. Подобно демократам, они идеализировали крестьянскую общину, артели, крестьянские промыслы как виды единого народного производства. Народники считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, что он искусственно «насаждается царским правительством», в чем они отчасти были правы. Они были идеологами крестьянства, которое имело двойную природу, что естественным образом сказывалось на мировоззрении народничества и определяло его противоречивость.
Основы идеологии революционного народничества сформулировали А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые пытались найти для России сокращенный путь развития, соответствующий интересам народных масс. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые в своих взглядах отражали разные направления народнической мысли. Общим, связующим звеном в теории и деятельности революционных народников была идея социальной революции в России.
В середине 70-х годов наибольшим влиянием в народничестве пользовалось анархистское, или бунтарское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин (1814—1876). Пропагандистское направление в народничестве возглавил П.Л. Лавров. Особое место в народническом движении занимало заговорщическое направление, вдохновителем которого был П.Н. Ткачев
В начале 70-х годов XIX века народники неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 года революционная молодежь предприняла попытку «хождения в народ». В движении участвовали представители всех течений революционного народничества. Молодежь Петербурга, Москвы, других университетских центров покидала города, ехала на Дон, в Поволжье, в места, где, по ее представлениям, были живы традиции Разина и Пугачева. Пропагандой было охвачено около 40 губерний России. Участники движения переходили из деревни в деревню, в беседах с крестьянами пытались призвать их к неповиновению властям, проповедовали идеи социализма. Отношение крестьян к народникам было различным, но вскоре стало ясно, что призыв к бунту встречал настороженное, а чаще враждебное отношение крестьян.
К осени 1874 года движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек.
Убийство императора 1 марта 1881 г. усилило позиции крайних консерваторов, которые получили безоговорочную поддержку нового императора Александра III.
Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.Во внутриполитической области они боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.
Либералы: Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (учёные, писатели, журналисты, врачи и др.). Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за общероссийский выборный орган (Земский собор), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, её права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием и не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.