Вопрос. Особенности внутренней и внешней политики египетских фараонов в эпоху Среднего царства.
Усиление Фив привело к выходу на передний план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране и восстановившей централизованную администрацию. Большинство фараонов этой династии носило имя Ментухотеп. Но еще больше усилилась власть центра при фараонах ХII династии, Аменемхетах и Сенусертах, правивших на протяжении большей части периода Среднего царства. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII в. до н. э. за эти два с лишним столетия на престоле сменилось всего восемь фараонов, последовательно носивших имена Аменемхетов и Сенусертов. Восьмой была фараон-женщина Нефрусебек. В силу присущих периоду Среднего царства особенностей естественным кажется то, что династическое правление завершается пребыванием на престоле женщины. Подобное явление вообще служит признаком правящего семейства, а для государства, вся система которого построена на расчёте на постоянный приток военной добычи извне, оно губительно вдвойне.
Внутренняя политика фараонов Среднего царства вначале осуществлялась под знаком ожесточенной борьбы власти центра с сепаратистскими тенденциями на местах. При XII династии резко возросла роль южных номархов, постепенно начинавших претендовать на столь же независимое положение, какое традиционно занимали правители северных областей долины Нила. Чтобы удерживать в повиновении и тех и других, была возведена мощная крепость «Иттауи», что в переводе означает «овладевшая обеими землями», и именно сюда Аменемхет I переносит престол. Крепость стала родовой столицей XII династии.
Борьба была долгой. Региональные правители-номархи за два века переходного периода укрепились в своих номах и чувствовали себя там полными хозяевами. Они имели своих чиновников и воинов, нередко вели собственное летосчисление и успешно осуществляли наследственную передачу власти – в ряде случаев брак наследников разных номархов вел к слиянию двух номов, т.е. к усилению власти правящего дома. Как свидетельствуют пышные и богатые гробницы номархов, эта региональная знать процветала вплоть до правления Сенусерта III, который считается фараоном, добившимся наивысшей степени централизации, сравнимой с той, какой обладали властители Древнего царства.
В годы правления двенадцатой династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную вельможную знать и даже несколько оттеснившее влиятельное жречество. Большую силу при дворе стала играть и армия. Солдаты и их начальники за свою службу получали должностные наделы и щедрые награды. Все это способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации.
В целом ХII династии (1963 – 1789гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом.
В период Среднего царства снаряжались походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, велась борьба за подчинение местных правителей-номархов.
Важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при ХII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.
Восстание бедняков и рабов. При следующей, XIII, династии вновь начинается развал и междоусобные войны. Обширные строительные работы прекращаются. Десятки царей сменяют друг друга на троне. Некоторые из них правят по году или даже по нескольку месяцев, и часто мы знаем только их имена, ибо они ничего примечательно не успели совершить.
О глубине социальных конфликтов, потрясавших страну, сообщает нам памятник художественной литературы – «Речение Ипусера». С нескрываемой скорбью повествует Ипусер о бедствиях страны. Бедняки и рабы, по его словам, поднялись против знати и богачей. Безродные люди уже не отличаются от знатных. Происходит полный передел имущества.
С ужасом говорит Ипусер о разгроме государственного аппарата. Повстанцы врываются в судебные палаты и архивы. Хранящиеся там документы, в том числе податные списки уничтожаются, подвергается штурму царский дворец.
Поскольку официальные документы умалчивают об этих событиях, приходится пользоваться поэтическими речами Ипусера, хотя они лишены последовательности изложения, свойственной летописи.
Вторжение гиксосов. По не которым намекам видно, что за народным восстанием последовало вторжение в Египет азиатов. По всей вероятности, имеется в виду происшедшее около 1700 г. до н. э. нашествие гиксосов, пришедших из Сирии и Палестины и без особого труда покоривших Египет. Завоеватели использовали развал военно-административного аппарата в результате происходившего в Египте восстания. Они имели преимущество в военной технике.
Однако гиксосы представляли из себя разноплеменную орду. К тому же они были весьма малочисленны по сравнению с покоренным египетским населением и быстро восприняли язык и культуру побежденных. Их цари усвоили титулатуру египетских фараонов и приняли, за редким исключением, египетские имена.
При этом и египтяне многое заимствовали у азиатских завоевателей, в первую очередь колесный транспорт.
Сами гиксосы поселились сплошной массой в восточной части Дельты, где они основали свою столицу – Аварис, откуда могли удерживать свои азиатские владения и Египет. Остальная часть Египта была обложена данью.