Вопрос. Природные условия, источники, историография истории Древнего Китая.
Природные условия. Китайское государство возникло первоначально в бассейне Хуанхэ и лишь постепенно распространилось до своих современных пределов.
Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердца». Она часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляла целые местности. Только упорный труд человека в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин. Почва северного Китая отличается большим плодородием.
В древнем Китае имелись значительные лесные массивы. Дикая флора и фауна, судя по описаниям древнекитайских авторов, подтверждаемым археологическими раскопками, была богата и разнообразна. Во многих местностях, ныне густонаселенных, водились олени, кабаны, медведи и такие страшные хищники, как тигры. Большое значение для развития экономики Китая имело обилие руд и других полезных ископаемых в его горах.
Источники. Изучение древнего Китая сильно облегчается тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая во II тысячелетии до н. э., никогда не забывалась и, хотя испытала различные изменения и подверглась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Многие китайские иероглифы на протяжении веков и тысячелетий изменили двое начертание и значение, но определенная генетическая связь между древней и современной письменностью Китая сохранилась, так же как и современный китайский язык по своей лексике и грамматике восходит к древнекитайскому языку.
Некоторые тексты древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костяных пластинках, по содержанию своему являющиеся запросами к оракулу. Они относятся ко II тысячелетию до н. э. (время Шан-Инь). К более позднему времени относятся короткие дарственные записи на бронзовых сосудах (конец II и начало I тысячелетия до н. э. — эпоха Чжоу). Тексты более значительного объема писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках или на шелковой материи.
В I в. н. э. в Китае была изобретена бумага, и многие древние записи на самых разнообразных материалах были расширены, заново отредактированы и перенесены на бумажные, листы.
Произведение «Чун Цю» («Весна и осень»), представлявшее из себя хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский философ Конфуций (VI в. до н. э.). Во II в. до н. э. был составлен капитальный исторический труд, автором которого является государственный сановник Сыма Цянь.
Для последующего времени особенно важным источником служит «История Первой династии Хань», составленная в I в. н. э. целой семьей летописцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и дочерью Бань Чжао.
Коллективное произведение этого семейства содержит не только политическую, но и социальную историю. В нем описаны мощные народные движения, потрясшие Китай на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Особенно показательно то, что обращается внимание на восстания рабов.
Историография. В Европе древний Китай был долгое время почти неизвестен. Античная традиция сохранила минимальное количество сведений о нем. Отец истории Геродот совершенно ничего не знает о странах, расположенных восточнее долины Инда. Более поздние античные авторы, писавшие после походов Александра Македонского, сообщают смутные и отрывочные данные о стране, откуда эллинистические державы и Рим получали шелк.
В средние века представления о Китае ограничивались сообщениями путешественников, которыее не имели цели особенно углубляться в прошлое этой страны.
Только начиная с XVI в. н. э. европейские миссионеры и купцы начинают проявлять больше интереса к настоящему и прошлому Восточной Азии. В 1585 г. появляется «История великого китайского народа», написанная португальцем Мендозой.
В XIX в. французский китаист Э. Шаванн берется за перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.
Из русских путешественников, сыгравших выдающуюся роль в изучении истории Китая, особенно следует отметить Н. Я. Бичурина. Он прожил в Китае 14 лет в качестве начальника пекинской духовной миссии и ознакомился с огромным количеством подлинных китайских документов.
Нужно учитывать, что дворянская и буржуазная синология при всех своих заслугах и достижениях не в состоянии была объяснить ход исторического развития Китая и выяснить его общую закономерность и несомненные местные черты и особенности.
Весьма распространен был взгляд на китайцев как на народ, якобы неподвижный и неспособный к прогрессу. С другой стороны, замечалась и противоположная крайность. Некоторые китайские историки в угоду определенным шовинистическим настроениям преувеличивали историческую роль своей страны.
Большинство советских историков признает рабовладельческий характер древнекитайского общества и прослеживает постепенный переход к феодальному примерно в ту же эпоху, что и на западе.
Основные периоды в истории древнего Китая носят традиционные названия: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Все еще ведутся споры по вопросу о том, в какой из этих периодов началась феодализация Китая.