Вопрос. «Троянское», фригийское и мидийское царства.
«Троянское» царство. Одним из древнейших центров Западной Малой Азии был Илион, основанный на исходе IV тысячелетия до н. э. ранней волной балканских переселенцев в Анатолию. Переселения новых индоевропейских групп — тевкров, а затем лувийцев предопределили пестроту населения Илиона и его области, сделавшейся для Малой Азии своеобразным «окном в Европу».
Пришельцы заняли плодородную центральную часть Западной Азии, покорив местных лувийцев и частично оттеснив их в горы юга и севера, за которыми и закрепилось отныне название «Лукка», т. е. «страна лувийцев». На завоеванных территориях было основано несколько царств, объединенных вокруг сильнейшего из них — Арцавы на юго-западе Малой Азии. Вилуса одной из сильнейших царств.
В период «Троя VI» Вилуса сначала входила в конфедерацию «стран Арцава». Это было процветающее полиэтничное царство, контролировавшее главный путь из Анатолии на Балканы. В военном деле стали применять колесничные упряжки, и Гомер не случайно именует троянцев «укротителями коней».
В самом начале XIII в. до н. э. князь-пират Пиямараду при поддержке Ахейской державы пытался захватить Вилусу и поставить ее под ахейский контроль, но хеттская интервенция покончила с этими планами. Хеттский царь Муваталли II утвердил в Вилусе местного царевича Алаксанду в качестве своего вассала, но мирную черту под хетто-ахейским конфликтом из-за Вилусы подвел только Хаттусили III (ок. 1270 г. до н. э.). Вскоре после этого Илион был разрушен землетрясением. Строительство нового города греческая традиция приписывает царю Лаомедону. Около того же времени Вилуса освободилась от хеттского контроля.
Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии вновь воспользовалась Ахейская держава, начав широкомасштабное вторжение в Малую Азию, с трудом отраженное хеттским царем Тудхалией IV.
Лаомедон погиб и был сменен своим малолетним сыном, Приамом. Вскоре Вилуса, в союзе с государством только что переселившихся в Анатолию сангарийских фригийцев, должна была отражать контрнаступление Тудхалии IV, закончившееся восстановлением хеттского владычества над всем Западом Анатолии (ок. 1230 г. до н. э.).
Хеттское торжество оказалось недолговечным: ок. 1225 г. до н. э. мятеж правителей ряда стран Западной Малой Азии, возглавленный неким Маттуваттой, навсегда изолировал Вилусу от хеттов, неожиданно открыв перед ней возможности собственной экспансии. Воспользовавшись ими, Приам в конце XIII в. до н. э. подчинил ряд областей по обе стороны Мраморного моря и, по-видимому, вступил в теснейший союз с возвысившейся при тех же обстоятельствах южной Луккой-Ликией. Хетты, сан-гарийские фригийцы и некоторые окраинные племена поддерживали с новообразованной державой дружественные отношения. «Троя» этого времени была процветающим городом с могучей цитаделью и обширным посадом. О походах войск Приама в Европу на Балканах помнили столетия спустя.
Внезапный конец этого великодержавия стал одним из самых знаменитых культурно-исторических сюжетов мира. В 80-х годах XII в. до н. э. Ахейская держава разгромила Илион после продолжительной осады, несмотря на помощь, оказанную Вилусе хеттами. «Троянская» война охватила все западное и южное побережье Малой Азии и дала начало грандиозному переселению народов, в котором приняли участие и часть победоносных ахейцев, и население только что разбитых ими государств, и соседи последних. Впрочем, Илион был отстроен, и Илионское царство продолжало существовать, хотя никогда не достигало прежнего могущества. Часть населения Троады и окрестных земель выселилась на запад, на Адриатику, в Сицилию и Италию, а остальные принуждены были терпеть последствия всех балкано-анатолийских миграций бурного XII в. до н. э. В конце этого столетия новая волна фригийцев с Балкан окончательно разгромила Илион и захватила Троаду. Город запустел, и лишь ок. VIII в. до н. э. был заново заселен греческими колонистами. Однако память об Илионском («Троянском») царстве пережила века. Ее удержали как греки, наследники ахейских разрушителей Илиона, так и обитатели Италии, принявшей малоазиатских колонистов конца II тысячелетия до н. э.
Фригийское царство. Среди народов, разгромивших хеттскую империю, были фригийцы. Первоначально они назывались бригами, но затем, переселившись в Азию из Европы, стали называться фригийцами, основав к 13 веку до х. э. независимое царство. История последнего весьма туманна, и поэтому о многих событиях приходится только догадываться. Известно лишь то, что Фригия была союзником знаменитой Трои в ее борьбе с греческими городами, затем Фригийские правители в 12 веке до х. э. вступают в войну с Ассирией, которая продолжалась с перерывами до 713 года, пока царь Фригии Мидас не был вынужден заключить с Ассирией мир, став ее данником. Вскоре после этого в страну вторгаются племена киммерийцев, которые оккупируют ее значительные территории. Ослабленное фригийское царство было окончательно разгромлено Лидией в конце седьмого века до х. э. Главным культом в религии фригийцев был культ Кибелы и Аттиса. Поклонение им сопровождалось дичайшими оргиями, сопровождающимися страшным развратом и содомством. Столицей страны был город Гордия, другими крупными городами были Котия и Килена. В Библии Фригия фигурирует под названием Мешех, кстати, так она называется и в ассирийских хрониках.
Мидийское царство. Мидия - первоначально наименование племенного союза, затем - царства, расположенного в северо-западных областях Иранского нагорья. Впервые мидяне упоминаются в Ассирийских летописях IX в. до Р.Х. Мидийское царство возникло в VII в. до Р.Х. в результате антиассирийского восстания, поддержанного киммерийцами и скифами. В союзе с Вавилонией Мидия разгромила Ассирийскую державу, завоевала Урарту, Северную Месопотамию, Парфию, Персию и часть Малой Азии. В 1585 г. до Р.Х. разделила сферы влияния в Передней Азии с Лидией. В VI в. до Р.Х. на подконтрольных ей территориях разросся персидский племенной союз, война с которым (553-550) закончилась поражением Мидии, захватом ее столицы Экбатаны (современный Хамадан) и включением в состав Персидской державы. Последнее упоминание о Мидии как самостоятельном государстве имеется в армянских источниках 1 в. до Р.Х.