Вопрос. Распад родового строя и возникновение государства в первобытном обществе.

Распад патриархальной общины. Первобытный строй был крепок, пока существовала его главная основа — крайняя неразвитость производительных сил, порождавшая коллективный труда, низкую производительность труда, уравнительное распределение средств потребления. Распространение железных орудий, повысивших производительность труда в земледелии, ремесле, скотоводстве, в корне изменило эту основу и создало предпосылки для перехода к более прогрессивному в той обстановке индивидуальном производству — источнику частного присвоения. То, что ранее было под силу лишь большому коллективу, стало возможно для отдельной семьи. Отпала необходимость в коллективном труде.

Зарождение частного хозяйства и частной собственности представляет собой прогрессивный исторический процесс, способствовавший развитию личной инициативы, дальнейшему росту разделения и производительности труда. В условиях усиливавшейся индивидуализации труда экономически крепкие семьи обособлялись и отделялись от сородичей времени патриархальные домовые общины сильно разрослись. Ведение общего хозяйства при тех условиях производства было невозможно. Патриархальные общины распались на малые семьи, которые самостоятельно вели хозяйство, становясь экономической ячейкой общества. Такую семью называют моногамной. Парный брак стал крепким, расторжимым только со стороны мужа. Единобрачие для женщины было установлено мужчиной, чтобы иметь достоверных наследников своего имущества. Мужчина продолжал иметь право на супружескую неверность. Малые семьи, выходя из своей общины, нередко поселялись в другом месте, иногда даже рядом с членами других общин. В результате целостность коллектива кровных родственников, их территориальное единство нарушались. Родство при наличии рабства, бедных и богатых перестало связывать семьи, между которыми появился антагонизм. Родственные связи сменились территориальными, соседскими Семьи, жившие в одной местности, объединялись для некоторых совместных работ.

Так возникла соседская община — новая форма объединения людей. Существование сельской общины отмечено у всех народов в той или иной форме. Пахотная земля была разделена между семьями и периодически переделялась. С прекращением переделов земли наделы перешли в частную собственность. Другие угодья дольше оставались в общем пользовании. Распад соседской общины проявлялся в переходе вначале пахотной, а затем и всей земли в частную собственность глав малых семей. У одних народов этот процесс завершился с образованием государства, у других — соседские общины бытовали в качестве пережитка в классовых обществах, видоизменяясь в ходе исторического развития в зависимости от темпов экономического развития, от господствующего характера производственных отношений.

Соседская община является универсальной стадией, которую прошли все народы мира, создавшие классовые общества. Она знаменует собой наступление заключительного этапа первой формации.

Зарождение классов, государства. По вопросу образования классов и государства существуют различные теории: об извечности рабства, о создании государства для поддержания благополучия всех людей, независимо от классовой принадлежности. Наиболее распространенной является «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате завоевания. Завоеватели якобы составляли господствующий класс и создавали государства для удержания под своей властью порабощенных людей. Эта теория, как и вышеуказанные, неверна. Завоевание (внешний фактор) ускоряет или процесс внутреннего социально-экономического развития, но не является основой для образования классов и государства. Насилие древнее рабства.

Рабство, возникшее как следствие первого великого общественного разделения труда, упрочилось с отделением ремесла от земледелия, с возникновением класса купцов. Постепенно рабы составили бесправный класс, лишенный средств производства.

Владельцы средств производства и потребления, а также рабов образовали класс рабовладельцев. Рабовладельцами становились вожди родовые, племенные, военачальники, жрецы, купцы. С накоплением в их руках богатств они обособлялись от народа, родо-племенную знать. Родо-племенная знать богатела за счет владения лучшими и большими участками угодий, а также за счет присвоения прибавочного продукта общинников, рабов, взимания дани с покоренных племен. Прибавочный продукт попадал к знати в виде подношений общинников, жертвоприношений и путем прямого захвата. Им легко это было делать, так как они являлись хранителями общественной собственности. Военачальники увеличивали свое состояние, захватывая львиную долю военной добычи.

Наряду с ростом богатств знати в общине усиливалась имущественная дифференциация, возрастала масса бедняков, которые попадали в зависимость от богатых людей. Так образовывались различающиеся в имущественном отношении группы людей с различным положением в производстве и интересами в обществе.

В таких условиях старые органы управления не могли функционировать. Они не могли примирить интересы рабов и рабовладельцев, богатых и бедных. Потребовались новые органы, которые стали зарождаться вне родовой организации, а вместе с ними появилось государство.

Таким образом, государство «не представляет собой силы, извне навязанной обществу». В ряде мест укреплению власти вождей способствовали тайные мужские союзы, которые в условиях складывавшейся государственности выполняли судебно-полицейские функции.

В силу неравномерности исторического развития процесс распада родового строя и возникновения государства имел место в древности, в средние века и в новое время. Некоторые реликтовые племена находятся на различных стадиях родового строя до настоящего времени. Первые классовые общества появились в эпоху энеолита в конце IV тыс. до н. э. на древнем Востоке у земледельческих народов в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. В середине III тыс. до н. э. возникли государства в долине Инда; во II тыс. — в бассейне Эгейского моря, Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в долине реки Хуанхэ; в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. складывались государства на большей части территории Старого Света и в Центральной Америке.

Наши рекомендации