Наверное, первый раз в жизни так реально осознали, что может правда. Это было не только Слово, но и Дело.
С выходом в свет повести Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя.
В 1989 году журналы «Новый мир» и «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ», в 1990 году – «В круге первом», «Раковый корпус», «Август 14-го».
Сам писатель, вернувшись из вынужденной эмиграции в Советский Союз, обнародовал значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный и политический интерес. То есть Солженицын – явление, ставшее рубежом. Он был последним, кого Советская власть не допускала до читателя. Возвращение Солженицына в России многими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Крах подобных иллюзий знаменовал собой еще один рубеж – конец учительской традиции русской литературы.
Каковы истоки Солженицына?
Родители Солженицына происходят из старинных казачьих родов. Отец, офицер царской армии, в 1914 году добровольцем ушел на фронт, погиб при загадочных обстоятельствах за 3 месяца до рождения сына. Мать получила образование в Петербурге, прекрасно знала европейские музыки.
В 1941 году Солженицын окончил физмат Ростовского университета, учился заочно в МИФЛИ. С началом войны был мобилизован в армию, попал в гужетранспортный батальон («лошадиную роту»). В феврале 1942 – в арт.училище в Костроме, оттуда в звании лейтенанта – в Саранск, где формировалась артиллерийская группа разведки. В 1943 году после взятия Орла Солженицын награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1944 – после взятия Бобруйска – орденом Красного Знамени. В Восточной Пруссии он был арестован за критику Ленина и Сталина. Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки: лагеря, спецтюрьмы, «шарашка», смертельная болезнь (рак), излечение, которого Солженицын воспринял как «Божье чудо» и указание на «предназначение». Как писатель Солженицын сложился в ГУЛАГЕ. Свои стихи и прозу он не записывал, а заучивал наизусть. Но после лагеря, в казахстанской ссылке, после реабилитации в 1957 году, во Владимирской области, где он работает учителем физики, Солженицын конспирировал свои записи, будучи готовым в любую минуту их уничтожить. Все, что он писал, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. О том, чтобы публиковать свои произведения не могло быть и речи.
После публикации «Одного дня …» Солженицын получил множество писем бывших лагерников, дополнявших личный опыт Солженицына. В своих произведениях «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» Солженицын использовал 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа и документы. Эти произведения стали событиями в культурной и общественной жизни страны. Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменевшую слезу», реквием русской Голгофе. Солженицын первым дал системный обзор преступлений правящего режима против своего народа: тут и история всех волн массовых репрессий, начиная с 1921 года (концлагеря для семей крестьян во время Тамбовского восстания) и кончая 1948 годом (высылкой причеркоморских греков); тут и история самых громких политических процессов, тут и длиннейший список строек, выполненных рабским трудом арестантов, и жуткая классификация приемов сламывания воли и личности арестанта во время следствия.
Главное, на чем сосредоточено внимание автора, - что ГУЛАГ делает с человеческой душой. Есть ли у человека возможность сопротивляться этой бездушной махине? Солженицын показывает, как целенаправленно и беспощадно растлевали душу отдельного человека, как системе удавалось добиваться растления миллионов. Это растление проявлялось в страхе, лжи, скрытности, жестокости, стукачестве, а главное – рабской психологии.
Но в то же время Солженицын находит судьбы, которые свидельствуют о способности человека сохранить себя, свою душу. Нравственный суд осуществляет сам автор, и он имеет на это право