Тема №8. Октябрьский переворот 1917 г. и формирование однопартийной советской системы
2 часа
1. От Февраля к Октябрю развитие революции и расстановка политических сил.
2. Подготовка и проведение большевиками Октябрьского переворота.
3. II съезд Советов и его решения. Блок большевиков и левых эсеров.
4. Учредительное собрание: состав и расстановка сил. Разгон Учредительного собрания.
Методические указания
Образование двоевластия – главный результат и противоречие Февраля. Классы и партии после февральской революции, их борьба за пути развития стран. Причины и этапы кризиса власти. Демократизация государственного строя, армии, полиции. Доминирование социалистических партий в партийно-политической системе.
Стратегия и тактика большевиков, их экономическая программа. Апрельские тезисы В.И. Ленина. Нарастание революционно-анархисткой стихии. Радикализация масс I съезд Советов. События 3-5 июля, конец двоевластия. Возможные альтернативы: военная диктатура или диктатура левых сил. Либеральный вариант. Государственное совещание. Корниловщина, её провал.
Экономический кризис, рост социальной и политической напряженности в обществе. Большевизация Советов. Демократическое совещание и Предпарламент. Стачечное и крестьянское движение осенью 1917г., его формы.
Радикализация настроений в армии. Усиление антиимперских движений в национальных регионах. Образование партии левых эсеров.
Подготовка большевиками и левыми эсерами вооруженного восстания, его победа в Петрограде и Москве. Второй Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, его решения. Причины победы большевиков и краха после февральской демократии. Октябрь 1917г. в российском и мировом историческом процессе.
Формирование новой государственности. Правительственный блок большевиков с левыми эсерами. Роспуск Учредительного собрания.
Темы рефератов и докладов
1. Политические партии России в 1917г. (по выбору), их классовая сущность, платформа
2. Октябрь на перекрестке мнений. Современные дискуссии.
3. Первый декреты Советского правительства.
4. Октябрь в Башкирии.
Источники и литература
1. Орлов А. С. и др. Хрестоматия... - С. 393 -425.
2. Верт Н. История Советского государства. - М., 1995.
3. История политических партий России. /Отв. ред. А.И. Зевелев.- М., 1994.
4. Милюков П.Н. Воспоминания, - М., 1990.
5. Непролетарские партии в трех революциях. - М., 1989.
6. Непролетарские партии России. Урок истории. - М., 1984.
7. Рабинович А. Большевики приходят к власти. - М., 1990.
Тема 9. Советское общество в 1953- 1965 гг.
2 часа
1. Начало десталинизации общества. XX съезд КПСС и доклад НС. Хрущева.
2. Хозяйственное развитие страны в 1953 - 1965 гг.
а) сельское хозяйство, целина;
б) развитие промышленности;
в) развитие социальной сферы.
3. Внешняя политика СССР в 50-х -1 пол. 60-х гг.
а) отношения со странами соцлагеря;
б) отношения с США и капиталистическими странами ЗападнойЕвропы;
в) отношения со странами «третьего мира».
4. Хрущевская «оттепель» в культуре, науке и образовании.
Методические указания
Смерть Сталина и борьба за власть. Противостояние демократической и тоталитарной тенденций в руководстве. Сентябрьский 1953г. Пленум ЦК КПСС, новая аграрная политика. Освоение целины, реабилитация жертв репрессий, депортированных народов. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности Сталина, её пределы.
«Антипартийная группа» (В. Молотов, Г. Маленков). Опала Г.К. Жукова. Реформаторская деятельность Н. Хрущева, её этапы, строительство коммунизма. Ориентация на научно-техническую революцию. Расширение прав союзных республик, местных органов управления. Создание совнархозов. Социальные программы, их реализация.
«Оттепель» и её влияние на развитие науки, культуры, духовную атмосферу. Начало освоения космоса. Особенности внешней политики СССР период «оттепели». Диалог с США. Отношения с Югославией. Военное вмешательство в венгерские события. Конфликт с Китаем. Карибский кризис.
Причины неудач реформ «сверху». Реванш консервативных сил: смещение Н.С. Хрущева.
Темы рефератов и докладов
1. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности Сталина.
2. Хрущевская «оттепель».
3. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948гг. по вопросам литературы.
4. Карибский кризис.
5. Реформы в области сельского хозяйства.
Источники и литература
1. Орлов А. С, и др. Хрестоматия... С. 512 -532.
2. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник для вузов. - Ч. II. -М.:ВЛАДОС, 1999.
3. Медведев Р. Н. С. Хрущев. Политическая биография. - М.,1990.
4. Зубнова Е. Ю. Общество и реформы 1945 - 1964 гг. - М.,1993.
5. XX съезд КПСС и его исторические реальности. -М., 1991.
6. Верт Н. История советского государства- М., 1995.
7. Данилов А.А. История России. XX век. Справочные материалы.- М-, 1996. - С. 210-211,216,293-295.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине «История», включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В учебном процессе используется компьютерный класс с доступом в Интернет, ИПС Консультант Плюс, Гарант, электронной оболочке SunRav для проведения тестирования, контрольных работ и подготовке к Федеральному Интернет-экзамену.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя: наличие аудиторного фонда, в том числе мультимедийных классов; портативных и стационарных компьютеров с периферией (принтерами, сканерами), расходными материалами, канцелярскими принадлежностями, средствами связи.
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. | Краткий перечень основного оборудования |
Лекционный зал с мультимедийным оборудованием, приспособленный для лиц с ОВЗ (ауд. 109) | Компьютер, подключенный в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, видеопроекционное оборудование, экран, система озвучивания |
Лекционный зал с мультимедийным оборудованием, приспособленный для лиц с ОВЗ (ауд. 110) | Компьютер, подключенный в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, видеопроекционное оборудование, экран, система озвучивания |
Лекционный зал с мультимедийным оборудованием, приспособленный для лиц с ОВЗ. Кабинет информатики и информационных технологий (ауд. 111) | Компьютер преподавателя, 20 компьютером для студентов, подключенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, видеопроекционное оборудование, экран, система озвучивания, тестовая оболочка Sunrav, правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» |
Кабинет истории и культуры народов РБ (лаборатория этнографии и археологии) Аудитория для семинарских и практических занятий с мультимедийным оборудованием. (ауд. 115) | Плазменный телевизор с возможностью подсоединения переносного ноутбука, экспонаты, обучающие стенды, фотоаппарат Sony |
Аудитория для семинарских, практических занятий (ауд. 212, 213) | Аудиторные столы и ученические стулья, меловая доска |
Компьютерный класс. Кабинет для самостоятельной работы студентов. (ауд.316) | 15 компьютеров (Сorei3\4GbRAM\500GbHDD\19”), компьютер преподавателя, подключенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», тестовая оболочка Sunrav, MicrosoftOffice 2010 |
Методический кабинет русского языка и литературы. Аудитория для лекционных, семинарских занятий с мультимедийным оборудованием. (ауд. 101 УК №3) | Компьютер, проектор, экран, система озвучивания, обучающие стенды, шкафы с методическими материалами и учебно-наглядными пособиями |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Составитель: канд. ист. наук, доц. М.М. Шайсламова.