Институт признания в современном международном праве. Виды признания по объему.

Признание как международно-правовой акт впервые сложился на протяжении 17-16 веков. Международное признание как правовой акт означает возможность участвовать субъектами международного права в официальных или неофициальных, полных или неполных правоотношениях со вновь возникающими субъектами права. 2 теории признания: 1) Конститутивная - придаёт акту официального признания решающее значение в процессе возникновения нового субъекта МП, 2) Декларативная - не придаёт решающего значения акту, но констатирует факт возникновения нового субъекта МП.Практика государств выработала различные объёмы признания. В связи с этим существуют две формы признания(по объёму): 1) юридическая и 2) фактическая.Юридическое подразделяется на признание де-юре и де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает полное юридическое официальное признание, влекущее за собой широкий спектр взаимоотношений государств (явно выраженное, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе). Де-факто не полное признание, но официальное юридическое (возникающие отношения м/у признающими и признаваемым не доводятся до уровня дипломатических отношений).Фактическое - неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания будет Ad hoc - разовое признание, на данный случай. Существуют различные способы признания: 1) установление дипломатических отношений, 2) заключение договора, 3) направление меморандума(дипломатической ноты), 4) установление консульских отношений, 5) участие в многостороннем договоре непризнанной стороны.

Категория правопреемства в современном международном праве. Субъекты (ситуации) и объекты правопреемства.

Правопреемство – это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за междунар отнош. на какой-либо тер-рии.

Примеры: 90-й год вхождение ГДР в ФРГ («объединение Германии»), прекращение в 91 году существования СССР и появление 12 независимых государств, образование в 92 г. на тер-рии бывшей Федеративной социалистич респ-ки югославии в кач-ве самост. гос-в Боснии и Герцеговины, Македонии, Славении, Хорватии. Возникновение в 93 году на месте Чехославакии Чехии и Словакии.

Субъекты- гос-во предшественник, гос-во правоприемник.

Объекты – права и обязанности, ответственность, документы, архивы, долги, собственность, территория.

Теории правопреемства:

1.универсальная права и обяз-ти переходят к правоприемнику.

2. частичная,

3. правопреемственности,

4. непреемственности,

5. табула раса – с чистого листа, новое государство не связано с обязательствами прежшественника.

6. континуитета – все существующие договоры предшественника остаются в силе

Источники:

1. Венская конвенции о правопреемстве гос-в в отнош договоров 23.08.1978.

Венская конвенция о правопреемстве гос-в в отношении гос собственности, архивов, долгов.

Некоторые объекты:

Государственная собств-ть: 1. при разделении гос-ва и образование на его тер-рии 2-х и более гос-в а) недвижимая собств-ть гос-ва –предшественника переходит к тому гос-ву преемнику на тер-ри которого она находится, б) недвижимая собств-ть, находящаяся за пределами тер-ри гос-ва предшественника переходит гос-ву преемнику «в справедливых долях»(как договорятся), в) движимая собств-ть гос-ва –предшественника, связанная с его деят-тью в отношении тер-рий,явл объектом правопреемства переходит к соответствующему гос-ву-преемнику, г) иная движимая собств-ть переходит к преемникам в справедливых долях.

Государственные архивы. В целях нормального управления территорией переходят архивы.

Государственные долги.

Международные договоры.

Правопреемство государства означает переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, при вхождении государства в состав другого, при разделении государств, цессии (уступки части территории).С т.з. объектов правопреемства по Венской конвенции 1983 г. ими являются:1) территория государства, 2) м/народные договоры, 3)население, 4) государственная собственность,5) архивы (административно-правового характера в первую очередь), 6) членство в меж/нар организациях(неоднозначный характер) По способу вхождения в правопреемство различает: 1. простым уведомлением о правопреемстве, 2. под условием будущего акта ратификации такого договора, 3. в результате насильственных действий (антиколониальная борьба, национально-освободительная борьба, соц. революция) По срокам действия акта правопреемства: 1. постоянное, 2. временное, По объёму прав и обязанностей: 1. полное, 2. частичное. Континуитет - это не классическое правопреемство, он осложнён рядом проблем (нет необходимости признания со стороны иностранного государства и м/народной организации в качестве субъекта МП). Достаточно признания факта правопродолжателя государства предшественника. По Венской конвенции "О правопреемственности в отношении м/народных договоров" проблема решается в зависимости от того, что является объектом прав и обязанностей государства:1. При объединении государств любой международный договор продолжает действие, но лишь в той части, в которой он совместим с принципами МП.2. При отделении государства договоры предшественника утрачивают силу в отношении данной территории.3. При разделении и цессии договоры продолжают своё действие в отношении территории каждого государства, если не установлено иное.Все страны СНГ соглашались действовать в соответствии с договорами всеобщего интереса, либо выйти. Есть договоры, которые необходимы, объект которых объективно представляет интерес.В отношении внешних долгов и государственной собственности правопреемство подразумевает, что процесс затрагивает имущество, права и интересы, которые на момент подписания договора принадлежали предшественнику по ВП. 1983 г. конвенция: если нет статьи об обязательной компенсации, нет решения межправительственной организации, то правопреемство по внешнему долгу и государственной собственности происходит без такой компенсации. В МП установлен неодинаковый режим в отношении перехода движимой и недвижимой собственности. 3 правила: 1 - предусматривает переход всей недвижимости на территорию государства преемника как безусловный, 2 - переход на территорию 3-х государств переходит в справедливых долях и преемнику и предшественнику, 3 - движимость, которая необходима для функционирования административно- территориальных единиц безусловно переходит к преемнику, любая другая собственность делится по справедливости м/у двумя сторонами в долях. Внешний долг - любое финансовое обязательство, подпадающее под компетенцию разрешения проблемы государства-предшественника и не противоречащие нормам публичного МП.Правопреемство в отношении государственных архивов. Архив - совокупность документов любого рода и давности, произведённых (приобретённых) государством предшественником в ходе его деятельности и принадлежавших ему в соответствии с его ВП. Переход архивов происходит без компенсации. Предшественник обязан принимать меры для предотвращения ущерба/уничтожения документов. Особая ценность у административных архивов (тот массив документов, который касается непосредственно управления территорией) и культурные архивы (исторические, этнографические, коллекции).Законы о реституции играют роль, как возможность вернуть ценности от государства предшественника.Правопреемство в отношении членства в международных организациях. Новый вид. По общему правилу, в случае объединения государств, место в межправительственных организациях сохраняется за прежним субъектом. В случае разделения государства на 2 и более правопреемство зависит от степени закрытости организации и её структуры.

Наши рекомендации