Живопись, скульптура и архитектура России во второй половине ХVШ в.

Архитектура. Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.Живопись. Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия. Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр. Скульптура. Михаил Ива­нович КозловскийУдивительный памятник генералиссимусу Алек­сандру Суворову создал М. И. Козловский. Ни лицом, ни фигурой он не напоминает Суворова. Скорее, это идеальный воин, античный бог войны — Марс. Он одет в доспехи; плащ, наброшенный на плечи, ниспа­дает складками. Голова воина поднята. Порывистым взмахом он заносит шпагу. Вся фигура полна реши­тельности, самоотверженности и энергии. Этот па­мятник выполнен в стиле классицизма.Феодосий Федорович ЩедринНовым в русской скульптуре явилось изобра­жение женской фигуры. В Академии художеств в это время учили изображать только мужские моде­ли. Женщин-натурщиц в её стены не допускали. Ф. Ф. Щедрин создал полный обаяния образ богини любви Венеры. Статуя была установлена в дворцово­парковом ансамбле Павловска (под Петербургом). Сейчас произведение хранится в Государственном Русском музее.

Разложение крепостнических отношений в сельском хозяйстве во второй половине ХVШ - первой трети XIX в.

Расслоение крестьянства

Все заметнее начало выявляться имущественное расслоение. Одни крестьяне еще более нищали, предлагая к продаже лишь свои рабочие руки. Уходили на заработки в город или нанимались на работу в деревне. Другие начинали вести хозяйство товарного типа. Занялись торговлей и ростовщичеством. Становились владельцами промышленных предприятий и промыслов (мельницы, винокурни, рыболовные промыслы, постоялые дворы и т.п.). Порою за значительный выкуп приобретали «вольную» и приписывались к купеческому или мещанскому сословию.И все же основная, подавляющая часть крестьянства испытывала ужесточение крепостничества, названное даже вторым изданием. Усиление крепостной эксплуатации привело к борьбе крестьян против феодального гнета. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773—1775 гг. охватила Урал, Башкирию, Поволжье. В ней впервые наряду с крестьянами, казаками, городским населением приняли участие работные люди Урала, башкиры, калмыки и др. Пугачёвские манифесты уже более четко формулировали требования восставших — освобождение от крепостной неволи, наделение правами и землей. Полю! и отряды возглавляли способные командиры. Захваченные районы управлялись военными коллегиями, города — комендантами и пр. И хотя разгром восстания был неизбежен и жесток, уроки восстаний XVIII в. по-своему подтолкнули к началу освобождения крестьян и предотвращению их полного обезземеливания, усилили кризис крепостнического строя, ускорили его гибель.

Первая треть 19 века.Имущественное неравенство, всегда существовавшее в крепостной деревне, при определенных экономических условиях приводило к социальному расслоению, когда создавались возможности эксплуатировать чужой труд либо в виде его найма, либо через посредство торгово-ростовщических операций.

Этот процесс был связан как с общими условиями экономического развития страны — с ростом промышленности, торговли, общественным разделением труда, так и с развитием производительных сил в самом крестьянском хозяйстве, что способствовало росту прибавочного продукта и тем самым создавало возможность нарождавшемуся деревенскому богатею присваивать этот продукт.


Процесс социального расслоения деревни начался с выделения из общей массы крестьян: ростовщиков, скупщиков, торговцев, и предпринимателей. Численность этой деревенской верхушки была еще незначительна, но ее экономическая роль в деревне оказалась весьма велика : деревенский ростовщик-богатей нередко держал у себя в кабале целую округу. Экономически он иногда был сильнее помещика, которому принадлежал сам. Главным источником обогащения деревенской верхушки являлась торгово-ростовщическая деятельность, а объектом ее эксплуатации служила как беднейшая, так и средняя часть крестьянства. Поскольку деревенская верхушка, как правило, занимала командные посты в управлении вотчиной (в качестве бурмистров, старост, приказчиков), она использовала для своего обогащения и средства внеэкономического принуждения. Впрочем, и сама деревенская верхушка не составляла однородной в экономическом отношении группы: здесь мы видим и мелкого ростовщика или торговца с «капиталом» в несколько сотен рублей, и крупного крепостного предпринимателя, ворочавшего сотнями тысяч рублей. Различен был и диапазон их деятельности: мелкий ростовщик обычно ограничивался своей деревней, а крупный предприниматель мог распространять свое влияние на целые уезды, Иногда крепостные предприниматели сами выступали владельцами крепостных крестьян, покупая их на имя своих помещиков. Например, фабриканты села Иванова Грачевы, крепостные графов Шереметевых, имели свыше 400 крепостных крестьян и использовали их труд на своих фабриках.

Наши рекомендации