Политический режим. Типы политических режимов

Одной из важнейших форм государства является политический режим. Именно он определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом.

Главным в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между обществом и государством. Кратко это соотношение можно выразить таким образом: либо государство для людей, либо люди для государства.

Английский мыслитель Дж. Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество как бы нанимает государство для руководства своими делами. Для этого, собственно, граждане и платят налоги. Если же власть не выполняет своих обязанностей, то граждане вправе изменить ее.

В другом случае государство, напротив, полностью порабощает общество, превращая всех людей в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас». А ведь как хорошо – не думать, не терзаться сомнениями (вспомните несчастного Гамлета). Да и голова болеть не станет от раздумий. Но вот будет ли такой человек личностью, гражданином, осознанно и самостоятельно делающим свой выбор и несущим за него ответственность?

Возможен и вариант баланса сил, равновесия между обществом и государством. По типам взаимодействия и соотношению власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков. Например, демократические режимы бывают охлократическими, либерально-демократическими, консервативными. Еще больше выделяют ученые-политологи разновидностей тоталитаризма: фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический коммунистический режим, национал-социализм, религиозно-фундаменталистический режим.

Демократический режим

Само слово «демократия» буквально может быть переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах. Вспомним в связи с этим знаменательные изречения, ставшие афоризмами: «Государство – достояние народа», «Глас народа – глас божий» (латинские пословицы).

Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и множественности (плюрализма) политических движений, партий, идеологий и заканчивается множественностью выразительных форм и средств в театральном искусстве, литературе, живописи и т.д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где различные политические партии, лидеры могут оспаривать меру своего влияния в народе. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, тем не менее меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможности отстаивать свои позиции.

Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также разделение властей и независимость каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная – не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены пол контроль со стороны общества.

Идеи демократии ведут свое происхождение со времен глубокой древности. Однако нельзя сказать, что они снискали себе только сторонников. Особой критике подвергалась представительная демократия, предполагающая выражение воли и интересов народа не непосредственно, а опосредованно – через его представителей (избранников) – парламентариев. Так, русский мыслитель конца XIX – начала XX века Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) отмечал, что представительная демократия – это иллюзия со стороны представляемого и ложь или заблуждение со стороны представляющего. «Чужую волю нельзя представлять, потому что она даже неизвестна заранее. Никто не может и сам знать заранее, какова будет его воля. Тем более не может этого знать представитель». Ограниченность и несовершенство демократических порядков отмечал и Иван Александрович Ильин (1882-1954). В своих статьях, объединенных в сборник «Наши задачи», написанный в эмиграции, русский ученый писал, что выборы в демократичесском обществе отнюдь не гарантируют выражение реальных интересов граждан. Для России И.А.Ильин предлагал особую модель – корпоративную демократию. Люди должны сами выдвигать кандидатов и точно представлять, за кого и за что они голосуют.

Вместе с тем демократические порядки имеют и весьма горячих защитников. В частности, древнегреческий философ Демокрит писал: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в деспотии, настолько же, насколько свобода лучше рабства». Именно свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь и является, по мнению Демокрита, главнейшим из богатств человеческих.

Эпоха Просвещения вызвала к жизни новые учения о демократии, выдвинула новых ее поборников. К их числу можно отнести упоминавшегося английского мыслителя Шарля Монтескиё (1689-1755), американского просветителя и государственного деятеля Томаса Джефферсона (1743-1826). Главная ценность демократии, по их убеждению, состоит в том, что она уважает личность человека, гражданина, выявляет и отстаивает ее интересы. В своих удачах и неудачах человек, живущий в демократическом обществе, обязан только самому себе.

К тому же теоретики демократии четко поясняли, что подлинное народовластие – это не своеволие толпы, не произвол, а твердый и жесткий порядок, основанный на звании и соблюдении закона. Именно в этом заключается суть демократического правления, смысл свободы как осознанного следования разному и всеобщему закону.

Представляется, что наиболее важным в разрешении данного противоречия является утверждение о том, что демократия не появляется, как говорят на пустом месте. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Подлинная демократия не приемлет дилентантизма, некомпетентности, отсутствия профессионализма в делах. Нельзя руководствоваться только благими пожеланиями и красивыми идеями. Прежде всего необходимы политические, правовые и прочие знания, нужна общечеловеческая культура и многое-многое другое. Путь к подлинной демократии долог и труден. Однако если не встать на него и не пройти его от начала до конца, может быть, спотыкаясь, падая, но поднимаясь и вновь двигаясь вперед к цели, то демократия будет ассоциироваться с тиранией толпы – самой страшной из тираний, с засильем плутократов-чиновников, с продажностью и обманом, когда под прикрытием отстаивания интересов народа власть имущие будут удовлетворять свои амбиции, делить лакомые части государственного пирога. Такую «демократию» вполне можно назвать псевдодемократией.

В истории известны случаи, когда именно неподготовленность народа к восприятию демократических ценностей и порядков приносила печальные плоды. Это происходило тогда, когда политический режим приобретал охлократические черты. Общество захлестывала волна митинговых страстей, именно на митингах, в толпе и принимались важнейшие решения. Ещё в «Политике» Аристотеля указывалось на то, что такие режимы недолговечны, они порождают в своей среде вождя, который ликвидирует демократию и становится тираном. От подобной демократии, а точнее, псевдодемократии всего один шаг к деспотизму.

Не будем смотреть на демократию сквозь розовые очки. Она не без издержек. В ее рамках есть место не только политикам, но и политиканам, демагогам, дешевому популизму., хитрым и ловким манипуляциям мнением народа. Есть у нее и иные издержки. Но все же рано или поздно мы распознаем политиканов и не выберем их вновь; мы узнаем, кто оправдал наше доверие из политических лидеров и партий, а кто нет. Их век – от выборов до выборов. Демократия позволяет нам понять и исправить ошибку, причем во многом в этой ошибке нет ничьей вины, кроме нашей с вами – мы недостаточно знаем и нерадиво учимся демократии, мы больше верим словам, а не делам, по наивности полагая, что существуют простые и легкие пути решения сложных вопросов.

Демократия – это возможность говорить и мыслить, не боясь, что за тобой придут люди с оружием. Демократия – это порядок, основанный не на страхе и насилии, а на информации, знании, уважении, достоинстве.

И как это не парадоксально, живая, развивающаяся, ошибающаяся, несовершенная демократия оказывается многократно прочнее , устойчивее, долговечнее блистательного и величественного здания мощной диктатуры. Сравните: демократия Великобритании насчитывает уже более трех веков, а где «тысячелетний» гитлеровский рейх? На свалке истории.

Наши рекомендации