О запуске первого советского спутника Земли
Из сообщения ТАСС
5 октября 1957 г.
В течение ряда лет в Советском Союзе ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию искусственных спутников Земли. (…)
В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года в СССР произведен успешный запуск первого спутника. По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную] скорость около 6000 метров в секунду. (…) Спутник имеет форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. На нем установлено два радиопередатчика, непрерывно излучающие pадиосигналы с частотой 20,005 и 40,002 мегагерц). Мощности передатчиков обеспечивают уверенный прием радиосигналов широким кругом радиолюбители
Правда. 1957. 5 октября.
О Пастернаке
Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР
28 октября 1958 г.
...Начав когда-то с деклараций о «чистом искусстве», Б. Пастернак кончил тем, что стал орудием буржуазной пропаганды, выгодным объектом спекуляции для тех кругов, которые организуют «холодную войн стараются оболгать все прогрессивные и революционные движения, реакционные круги встретили морально-политическое падение Пастернака с одобрением совсем не потому, что ценят в нем какой-то писательский талант, а потому, что он присоединился к их ожесточенной, но надежной борьбе против поступательного движения истории.
Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандисте возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, который он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.
Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое орудие В руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает поэтическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов. (…)
Известия. 1958. 29 октября.
О событиях 1962 г. в Новочеркасске
Из записки председателя КГБ при Совмине СССР В. Е. Семичастного в ЦК КПСС
2 июня 1962 г.
В дополнение к ранее представленной информации докладываю уступившие в Комитет госбезопасности данные о реагировании населения на решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.
Нежелательные проявления продолжают иметь место в г. Новоочеркасске на Электровозном заводе. Примерно к трем часам ночи июня после вмешательства воинских частей толпу, насчитывающую к тому времени около четырех-пяти тысяч человек, удалось вытеснить к территории завода, и постепенно она рассеялась. Завод был взят под охрану, в городе установлен комендантский час. Двадцать два зачинщика были задержаны, но после опросов двадцать из них освобождены, с тем чтобы не вызывать лишних осложнений.
К 8 часам первая смена, за исключением трех цехов, приступила работе, но затем под влиянием дезорганизаторских элементов прекратила ее (…) К 9 часам толпа до пяти тысяч человек собралась у заводоуправления и около тысячи человек — на территории завода и вновь начали митинговать. В это же время прекратили работу около 400 рабочих завода Нефтемаш. Они покинули предприятие, заявляя, что не могут работать под дулами пушек, а сто человек из них прорвались на территории завода № 17 и там нашли поддержку среди некоторых рабочих.
В 9 часов 50 минут все волынщики (около 5000 человек) покинули территорию заводов и двинулись в сторону г. Новочеркасска, просочившись через первый танковый заслон. Впереди основной колонны они несут портрет В. И. Ленина и живые цветы.
В других районах страны обстановка спокойная. Многие советские люди одобрительно отзываются о решении партии и правительства, говорят, что это нужное и хорошее мероприятие. (…)
Неизвестная Россия. XX век. М., 1993. Кн. 3. С. 149-152.