Характер политологических знаний.
- Нормативные – устанавливают разрешения, запреты, идеалы; поиск наиболее совершенных политических институтов. Не носят характер объективной истины – их истинность конвенциальна – т.е. зависит от признания общества.
- Дескриптивные – научное описание реальных событий и фактов – статистика, результаты опросов, голосования и т.п.
- Казуальные – раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. Опираются на имперические данные и подвергаются верификации.
33. Прикладная политология: понятие и задачи. Организация прикладных исследований.
Прикладная политология – это отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с целью получения для заинтересованных лиц и организаций определённой информации, разработки для них политических прогнозов, практических советов, служащих повышению эффективности их деятельности.
Организация прикладных исследований
1) Формулирование теории – включает определение задачи исследования, изучение и отбор концепций, способных составить теоретическую базу; анализ уже имеющихся работ и содержащихся там данных, полученных в близких по направленности исследованиях; построение гипотез, пытающихся дать ответ на поставленный вопрос.
2) Операционализация теории – т.е. переформулировка её абстрактных категорий в практические показатели, которые можно точно установить.
3) Выбор адекватных методов исследования – анализ возможных методов сбора информации с точки зрения её приемлемости, адекватности целям исследования, а так же практической приемлемости.
Методы обработки данных:
· интервьюирование;
· опрос;
· шкалирование;
· контент-анализ и т.д.
4) Наблюдение за поведением предполагает исключение искажающего влияния исследователей или их методов на получаемые результаты, а так же определение возможности обобщить полученные на частных примерах выводы, распространив их на всю совокупность изучаемых явлений.
5) Анализ данных – выяснение влияния полученных данных на решение поставленных в исследовании задач – на подтверждение или опровержение гипотез.
6) Интерпретация результатов – составление из фрагментарных выводов общей картины исследования, выяснение возможности ошибок и искажений, а так же общего значения полученных результатов для реальной политики.
Политический маркетинг.
Политический маркетинг – это комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, лидеров, кандидатов и т.п. в глазах общества.
В основе политического маркетинга лежит рыночная парадигма, согласно которой политический рынок рассматривается по аналогии с экономическим рынком.
Политический товар – это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая может быть реализована в случае избрания их продавцов на руководящие посты: программы, идеологии и т.п.
Субъекты политического рынка – производители политического товара: политические лидеры, партии, группы лоббирования и т.п. Их основная задача – обеспечение высокой конкурентоспособности, спроса и реализация товара.
Объекты политического рынка – потребители товара: население и социальные группы.
Отличия от экономического рынка:
1) Не смотря на присутствие товара на обеих рынках, на экономическом рынке фигурирует реальный товар, а на полит. рынке – товар обещаний, голоса же являются предоплатой.
2) На эконом. рынке товар обменивается на равноценный (или деньги), то на полит. рынке в качестве эквивалента выступают голоса избирателей. На экономическом рынке деньги опосредуют обмен товара по формуле «товар – деньги – товар»; то на политическом рынке деньги такой же роли не играют, хотя и присутствуют.
Основу политического маркетинга составляет изучение потребностей различных социальных групп, действующих на рынке политических сил; создание необходимых предпосылок для превращения этих ожиданий в реальный спрос для конкретного политика.
Функции политического маркетинга
- создание полит. рынка идей, программ, проектов реформирования общества;
- объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса;
- выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а так же отстранение некомпетентных;
- усиление конкуренции между партиями на основе выдвижения новых идей, программ;
- содействие развитию и укреплению демократии.
Виды политического маркетинга
- маркетинг политических кандидатов;
- политических организаций;
- политических идей и концепций.
Этапы политического маркетинга
1) Изучение полит. рынка – получение информации о настроениях и интересах населения, о тенденциях рыночной конъюнктуры, о состоянии спроса и степени его удовлетворения.
Целями этого этапа являются:
a) главная цель – определение социальных слоёв и групп населения, поддержка которых под вопросом;
b) определение проблем, волнующих население;
c) определение качеств и черт политических лидеров, которые вызывают наибольшие симпатии.
2) Разрабатывается:
a) предвыборная программа, включающая наиболее важные проблемы для всего общества или отдельных социальных групп, а так же предложения пути их решения;
b) имидж кандидата;
c) тактика по отношению к конкурентам.
3) Продвижение товара на рынок, сопровождающееся политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного интереса к кампании.
Реклама в политическом маркетинге
Формы политической рекламы: девиз, символ, листовки, наружная реклама и т.п.
Средства полит. рекламы: 1) телевидение – позволяет персонифицировать политику, усиливая роль способностей и черт кандидатов; 2) информационно-компьютерные технологии – позволяют активно собирать и обрабатывать информацию; 3) шоу-бизнес.
Роль полит. рекламы: 1) упрощает содержание полит. программ, делая его простым и доступным для избирателей; 2) формирует полит. приоритеты в условиях, когда избиратель делает выбор.