Хрестоматия по курсу Отечественной истории
Хрестоматия по курсу Отечественной истории
(с древнейших времен до конца XX века).
Учебное пособие для студентов всех специальностей СГТУ/
И. Ю. Булкин, Н. Ю. Вострикова, А. В. Емельянов. Саратов: Издательский дом «МарК», 2009. – 156 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема: Начальный этап отечественной истории
Первые упоминания о славянах (VI в.)
О расселении древних славян
Тема: Киевская Русь
О россах (около 949 г.)
О призвании варягов на Русь
Об основании Киева
О киевских князьях Аскольде и Дире
Из условий договора князя Олега с Византией 907 г.
О князе Святославе
О князе Владимире
О Ярославе Мудром
Из свода законов «Русская Правда»
О половцах
О княжеском съезде в Любече (1097 г.)
Тема: Русские земли в XII-XIII вв.
О разгроме Киеве в 1171 г. суздальскими князьями
Эпическое описание Руси XIII в.
Тема: Русь и Орда
О происхождении монголо-татар
Первое появление монголо-татар на Руси и битва на Калке (1223 г.)
О нашествии Батыя на Русь
О последствиях разорения Руси монголо-татарским нашествием
О Невской битве и Ледовом побоище
О Московском княжестве при Иване Калите
О Куликовской битве 1380 года
О походе хана Ахмата на Русь в 1480 году
Тема: Московская Русь
Из Судебника Ивана III (1497 года)
Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года).
Тема: Век «Просвещения» в России
Из «Табеля о рангах» Петра I
Устав о наследии престола Петра I
Грамота на права, вольности и преимущества
благородного российского дворянства
Тема: Политический, идеологический, социальный контекст реформирования российского общества
Из «Русской правды» П. Пестеля
Из «Конституции» Н. М. Муравьева
Из Программы организации «Земля и воля». Май 1878 г.
Тема: Социально-экономические проблемы модернизации в России ХIХ столетия
Манифест 19 февраля 1861 года. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей.
Тема: Россия в начале ХХ века
Об усовершенствовании государственного порядка
Высочайший манифест от 17 октября 1905 года.
Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 г. о составе и устройстве Государственной думы.
Высочайший манифест от 3 июня 1907 года.
Из Программы российской социал-демократической партии
Из Программы конституционно-демократической партии (партии народной свободы)
Тема: Социально-экономическое развитие и политические процессы в Советском Союзе в 1928-1940 гг.
По отчету Центрального Комитета
«О хозяйственном положении страны и задачах партии»
О настроении рабочих в городе
«О выполнении государственного народнохозяйственного плана 1939 г.»
«О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта»
«Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства»
Об отборе передовых рабочих для работы в деревне в счет 25 тысяч
О политике коллективизации
Об ошибках в ходе коллективизации
О деятельности «Промпартии»
О необходимости борьбы с диктатурой Сталина
О предоставлении льгот участникам строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина
О судебном процессе над антисоветским троцкистским центром
«О культе личности и его последствиях»
Тема: СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
О создании в Европе системы коллективной безопасности
О взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой
О присоединении Судетской области Чехии к Германии
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Договор о дружбе и границе между СССР и Германией
О международном положении и внешней политике СССР накануне второй мировой войны
О состоянии Вооруженных сил СССР накануне Великой Отечественной войны
О подготовке фашистской Германии к нападению на СССР
О сроках нападения Германии на СССР
О германо-советских экономических отношениях накануне войны
О первом дне Великой Отечественной войны
О значении Смоленского сражения
О провале немецкого плана окружения и взятия Москвы
О причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г.
Об образовании Государственного Комитета Обороны
О перестройке оборонной промышленности
О разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом
О сроках открытия второго фронта
Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства
О сотрудничестве США, СССР и Англии в войне против гитлеровской Германии
Об окончательном разгроме Германии и послевоенных отношениях
Введение
Отечественная история черпает свою информацию из многих исторических источников, среди которых одним из важнейших являются письменные. Это труды древних авторов, художественные произведения прошлых веков, летописные своды, заметки путешественников и ученых, своды законов и записи современников событий и многое другое. Именно письменные исторические источники позволяют нам восстановить хронологию событий, получить информацию от очевидцев тех или иных явлений, дают возможность живо и красочно представить себе обстановку в отдельные периоды истории нашей страны.
Настоящая хрестоматия включает в себя основные письменные свидетельства об истории Российского государства: от первых упоминаний о славянских народах до событий начала XXI века. Всего в данном пособии приводится более 140 документов. Структура материала построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет сконцентрировать внимание студентов на важнейших вопросах Отечественной истории.
Ознакомление с подлинными документами позволит студентам учиться делать выводы о тех или иных исторических событиях самостоятельно, освоить азы работы с письменными источниками и выработать умение анализировать тексты, оценивать достоверность и важность содержащейся в них информации. Работа с текстами источников из данной хрестоматии должна стать началом приобретения полезных навыков для студентов любых специальностей.
Рекомендуется для преподавателей гуманитарных дисциплин для использования представленных в хрестоматии документы в качестве примеров во время лекционных и практических занятий со студентами.
Описание славян
Из «Истории войн» Прокопия Кесарийского (ок. 500 ‑ ок. 560 гг.), византийского историка
Племена эти, склавины (славяне) и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а, избежав (смерти), жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение. Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга, и каждый, меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают…, так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни (их) грубый и неприхотливый… они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте (своей) они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно.
(Ргосор. VII. 22-30: 11. Р. 357. 9-358. 26; цит. по: Свод. 1991. Τ. Ι. С. 183-185).
О расселении древних славян
Из Повести временных лет
… Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи ‑ лутичи, иные ‑ мазовшане, иные ‑ поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие ‑ древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем ‑ славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра ‑ волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским». (…)
…Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов ‑ Радим, а другой ‑ Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
Тема: Киевская Русь
О призвании варягов на Русь
Из Повести временных лет
…Изгнав варягов за море, и не дав им дани, начали сами собой управлять, но не было в них правды, и встал род на род, и воевать начали они между собой. И решили тогда они: «Поищем себе князя, который бы управлял нами и судил по праву». И послали они за море к варягам, к руси. И звали тех варягов русь, а другие называли их свеями, а также нурманами, англичанами, готами. Решили русь, чудь, словени и кривичи и другие: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И вызвались три брата с родами своими, пришли они и старший, Рюрик, сел в Новгороде, а другой, Синеус, в Белоозере, а третий в Изборске (или Ладоге), Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля.
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
Об основании Киева
Из Повести временных лет
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой ‑ Щек и третий ‑ Хорив, а сестра их ‑ Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
О князе Святославе
Из Повести временных лет
Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, ‑ такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
…Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае ‑ ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли ‑ золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
О князе Владимире
Из Повести временных лет
Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их». (…)
«Владимир задумал создать церковь пресвятой Богородице, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты. И сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это ‑ да будет проклят».
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
Владимир I и крещение Руси
Из «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (около середины XI в.)
Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава… (…) Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.
(…) князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных ‑ миром, а непокорных ‑ мечом. И вот на него… сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого…(…)
(…) возжелал сердцем, возгорелся духом, чтобы быть ему христианином и земле его также быть (христианской)… князь наш, отряхнул прах неверия и вошел в святую купель, во Христа крестившись, … имя приняв вечное – Василий (…). После того, как это произошло, не оставил он подвига благоверия, … повелев по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа …, и всем стать христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным.
И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился ‑ ибо было благоверие его с властью сопряжено (…) Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы бежали ‑ Крест города освящал.
(…) Он (Константин Великий) царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же ‑ Русь… с бабкой своей Ольгой принес Крест из Нового Иерусалима, Константинова града и, но всей земле своей поставив, утвердил веру.
О Ярославе Мудром
Из Повести временных лет
Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими. (…)
…Еще при жизни (Ярослав) дал наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают».
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
О первом появлении половцев
Из Повести временных лет
В год 6569 (1061) впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов.
Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
О нашествии Батыя на Русь
Из летописи Ипатьевского списка начала XV в.
В лето 8745 (1237 г.). Пришли безбожные измаильтяне (так в русских летописях называли монголо-татар), раньше бившиеся с русскими князьями на Калке. Первое нашествие их шло на землю Рязанскую. Они взяли город Рязань приступом, обманом вывели князя Юрия и привели к Пронску, где в то была его княгиня, обманом взяли княгиню, убили Юрия и княгиню его и всю землю его побили, не пощадили даже грудных младенцев. (…)
В лето 6748 (1240 г.). Пришел Батый к Киеву с большой силой, со множеством своих воинов и окружил город, обступила Киев сила татарская, и был город в великом стеснении. Батыи стоял у города, окружив стенобитными орудиями весь город, и нельзя было голоса слышать от скрипения множества телег, от рева верблюдов и от ржания стад его коней. Вся Русская земля наполнялась воинами.
Батый поставил стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены… За день и ночь горожане построили новую стену около церкви богородицы Десятинной. На другой день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди взбежали на церковь и церковные своды со своим имуществом, и церковные своды от тяжести рухнули, город был взят. (…)
Летопись по Ипатскому списку / Пер. М. Н. Тихомирова // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века. М., I960. С. 443-445.
Тема: Московская Русь
Из Судебника Ивана III (1497 года)
Лета 7006-го месяца септемвриа уложил Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим
1. Судите суд бояром и околничим. А на суде должны быть у бояр и у околничих дьяки. А взяток бояром, и околничим, и диаком от суда и от пострадавшего не брать; так же и всякому судье взятки от суда не брать никому. А судом не мстить никому.
2. А какой жалобник (проситель) к боярину придет, и ему жалобников от себе не отсылать, а давать всем жалобникам разъяснение во всем. А которого жалобника не примут, то сказать великому князю.
3. А иметь боярину и дьяку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа (истец) или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а дьяку восемь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину иметь по тому росчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А будут судиться из – за поля, а у поля не стояв, померяться, боярину с рубля два алтына, а дьяку восемь денег; а околничему, и дьяку, и неделщикам (выбранный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям) пошлин полевых нет
5. А у поля стоя померятся, и боярину и дьяку иметь по тому же расчету пошлины свои; а окольничему (высший после боярина чин в государственном управлении; как правило, великокняжеский судья) четверть и дьяку четыре алтыны с деньгой, а неделщику четверть.
6. А побьются на поле в заемном деле или в бою, и боярину с дьяком взять на убитом противень против исцева; а околничему полтина, а дьяку четверть, а неделщику полтина.
7. А побьются на поле в поджеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе (воровстве), да околничему на убитом полтина да доспех, а дьяку четверть, а неделщику полтина. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.
8. О ТАТБЕ (воровстве). А донесут на кого татбу (воров), или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет известен разбойник, и боярину того велеть казнить смертной казнью, а истцам велеть выплатить из его имущества, а что еще у казненного останется, то боярину и дьяку взять себе.
9. А государскому убойце (убийца своего господина) и крамольнику, церковному татю (вор, обокравший церковь), и головному (убийца), и подымщику, и зажигалнику (поджигатель), ведомому лихому человеку живота не давать, казнить его смертной казнью.
10. О ТАТЕХ (о ворах). А котораго татя поймают с какою ни будь татбою (украденным) впервые, кроме церковные татбы и головные, а прежде в воровстве замечен не был, тогда его казнить торговой казнью, бить кнутом да истцу его сбережения отдать, да судье его продать. А не будет у того татя имущества, чем истцу заплатить, тогда его бив кнутом, да истцу его выдать в его гибели головою на продажу, а судье не иметь ничего на нем.
11. А поймают татя на втором воровстве, то казнить его смертной казнью, а истцу заплатить из его имущества, а оставшееся его имущество отдать судье.
12. О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а покажут на него человек пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и прежде того неоднократно совершал кражи, того казнить смертною казнью, а истцу заплатить из его имущества.
13. О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать покажет, надо того пытать.
Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года).
Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси [с] своею братьею и з боярами сесь Судебник уложил, как судити боярам, и окольничьим, и дворецким, и казначеям, и дьякам и всяким приказным людям, и по городам наместникам, и по волостям волостелям, и тиунам и всяким судьям.
1 Судом царя и великого князя судить боярам, и окольничим, и дворецким, и казначеям и дьякам. Судить не по дружески и не мстить никому, и обещаний денежных вознаграждений в суде делать, также и судье денег в суде не брать.
2. Тот боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк который будет судить, а обвинит кого не по суду, а по ошибке, или подпишет решение суда, а затем откроется правда, и боярину, и дворецкому, и окольничему, и казначею, и дьяку в том наказания не будет; а истцу суд взятое возвратит.
3. Тот боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде деньги возьмет и обвинит не по суду, а за взятку, и это откроется, следует взыскать с него штраф в размере суммы частного иска, а пошлины царя и великого князя, и судебные расходы следует взыскать в тройном размере.
4. Тот дьяк, который запишет дело не по суду, не так как на суде было, без боярского, или без дворецкого ведома, и откроется, что он от этого взятку взял, его следует бить кнутом и посадить в тюрьму.
5. Подьячий, который запишет не по суду за обещание денежного вознаграждения без приказа дьяка, того подьячего наказать битьем кнута.
8. Чиновник, осуществляющий судебное разбирательство имеет право взять себе пошлину от суммы штрафа с виновного. Если же он возьмет большую сумму, то если это откроется, чиновник должен выплатить штраф в тройном размере. Если кто – то пожалуется, что с него взяли деньги сверх пошлины, а затем откроется, что это ложь, жалобщика следует бить кнутом и посадить в тюрьму.
26. Регламентируются штрафы за оскорбления и нанесенные увечья. Так посадские люди должны были платить пять рублей, а крестьяне один рубль. При получении травм, следовало определить степень их серьезности, а уже потом назначать сумму штрафа.
61. К смертной казни приговаривались убийца своего хозяина, изменники, воры, обокравшие церковь, убийцы, поджигатели и люди, подбросившие другому вещь со злым умыслом.
88. А крестьянам отказываться из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного лесу (пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий), за двор полтина и два алтына. А который крестьянин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три года проживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы проживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое взимать с ворот.
92. Если человек умрет и у него не окажется сыновей, то все его земли и сбережения должны перейти его дочери. Если же не окажется и дочери, то все его имущество должно перейти ближайшим родственникам умершего.
98. Если появятся дела, которые не найдут своего отражения в данном Судебнике их следует решать самостоятельно, а затем вписать в Судебник новые статьи.
От Временного правительства
Граждане!
Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти.
Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью.
Председатель Совета министров и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов.
Министр иностранных дел П. Н. Милюков.
Министр военный и морской А. И. Гучков.
Министр путей сообщения Н. В. Некрасов.
Министр торговли и промышленности А. И. Коновалов.
Министр народного просвещения А. А. Мануйлов.
Министр финансов М. И. Терещенко.
Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов.
Министр земледелия А. И. Шингарев.
Министр юстиции А. Ф. Керенский.
Государственный контролер И. В. Годнев.
Министр по делам Финляндии Ф. И. Родичев.
В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.
3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
7. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий.
Председатель Государственной думы М. В. Родзянко.
Председатель Совета министров кн. Г. Е. Львов.
Министры: П. Н. Милюков, Н. В. Некрасов, А. Н. Коновалов, А. А. Мануйлов, М. И. Терещенко, Вл. Н. Львов, А. И. Шингарев, А. Ф. Керенский.
Приложение
Из заявления Каменева и Зиновьева
11(24) октября 1917 г.
К текущему моменту мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание — значит ставить на карту… судьбу русской и международной революции.
Нет никакого сомнения, бывают такие исторические положения, когда угнетенному классу приходится признать, что лучше идти на поражение, чем сдаться без бою. Находится ли сейчас русский рабочий класс именно в таком положении? Нет и тысячу раз нет!!! (...)
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что влияние большевизма начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать выступление большевиков в условиях, благоприятных для наших врагов. Влияние большевизма растет. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. (...)
Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. (...)
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это — случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира… Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас. С нами останется, конечно, лучшая часть солдатской молодежи, но солдатская масса уйдет. (...)
Дело идет о решительном бое, и поражение в этом бою было бы поражением революции.
Г. Зиновьев, Ю. Каменев
Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б), Август 1917 — февраль 1918. С. 83-88, 90, 92.
Декрет о земле
от 1917 г.
Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
Помещичьи имения, равно как весе земли удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных, земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного Собрания.
Какая бы то ни была порча конфискуемою имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до такого размера участки и какие именно подлежат конфискации для составления точной описи всею конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народ хозяйства на земле со всеми постройками,, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.
О земле:
Вопрос о земле во всем его объеме может быть разрешен только Всенародным Учредительным Собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда: земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся па ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высоко культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. и. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.
4) Конные заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины в зависимости о величины и значений их. Вопросы о выкупе подлежат рассмотрению Учредительного Собрания. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвые, переходит в исключительное пользование государства или общины в зависимости от величины и значения их без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или товарищества, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет сельское общество обязуется по восстановлении его трудоспособности на этот срок прийти ему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости и инвалидности, утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользования ею, взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, то есть земля распределяется между труд<