Отношения между супругами в браке

Главой семьи считался муж Жене не следовало ни в чём противоречить мужу и предписывалось выполнять все его распоряжения.Муж имел право умеренного телесного наказания жены в случае её непослушания. Муж, со своей стороны, был обязан заботиться о пропитании и содержании жены, пока она соблюдала верность, украшать её драгоценностями в доступных для мужа и разумных пределахПредназначением женщины считалось рождение мужу и воспитание законных детей, хранение и расходование имущества, ведение домашнего хозяйства

Законы Ману: уголовное право и судопроизводство.

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

· формы вины;

· рецидив;

· соучастие;

· тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

· принцип талиона ("мера за меру");

· ордалии (суд богов);

· принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот и т.д.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют:

· кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества,

· грабеж, совершаемый в присутствии потерпевшего и с насилием к нему.

Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· штрафы;

· изгнание;

· тюремное заключение.

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн. Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д. Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.

Образование Афинского государства. Реформы Тесея и Солона.

Зарождение Афинской государственности относится к XI-IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование, государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период т.н. "Гомеровской Греции" (XI-IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIIIв. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников - геоморов и ремесленников - демиургов.

Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (базилевса) и учреждение новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем - сроком на ТО лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избиралось девять человек сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии, и имел полномочия по надзору за внутренними делами, и решал судебные споры по семейным делам. Второй архонт исполнял жреческие функции, а также осуществлял руд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал ' военными вопросами, Остальные шесть архонтов-фесмофетов ведали в основном судебными вопросами.

По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага, заменившего совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.

Развитие Афинского государства в VUI-VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение» глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

реформы тесея: Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тесея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен. Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов.Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

реформы Солона.

В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).

Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.

Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.

В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно – выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т.к. он знатного рода, а демос выступал за него, т.к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей, следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат – реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.

Солон был посредником между противоборствующими партиями и конечная цель его преобразований – восстановление единства полисной общины.

Реформы Солона:

1). Для смягчения острых противоречий решает вернуть свободным людям источник существования и этим повысить обороноспособность государства на основе всеобщего ополчения народа. Солон произвел «страхование бремени» (сисахфия), т.е. навсегда отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Теперь рабами могут быть только иноплеменники, а закладные камни с полей были убраны, а земли возвратились к своим собственникам. Афинские граждане, потерявшие в свое время свободу за неплатежи долга или арендной платы подлежали выкупу на средства государства. Чтобы предотвратить возможность последующего разграбления крестьянской земли, Солон установил максимальный размер землевладения, принадлежавшего одному лицу. Но не был осуществлен передел земли, требуемый малоземельными и безземельными крестьянами. Солон ввел систему мер и весов. Отец должен обучить сына своему ремеслу, иначе тот может не кормит его, когда вырастет.

Итоги: в целом преобразования Солона

1. Признавали главной эксплуатационной силой иноплеменников

2. Экономически ограничивали силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства.

2). Вводится деление всех свободных людей на 4 разряда по имущественному принципу в политических и военных целях. Единица измерения – МЕДИМН - мера емкости, применявшаяся для сыпучих тел, особенно зерна. 1 медимн =52,5 литра. Учитывался доход от сельского хозяйства.

· Годовой доход > 500 медимнов – ПЯТИСОТНИКИ

· Доход > 300 медимнов / способные содержать боевого коня – ВСАДНИКИ

· Доход > 200 медимнов –ЗЕВГИТЫ

· Феты с доходом < 200медимнов

Политическое значение реформы

Архонтами / членами ареопага могли быть только пятисотники. Все остальные должности могли занимать всадники и зевгиты. Все высшие должности тогда были бесплатными, следовательно, не могли отправляться теми, кто должен работать для того, чтобы прокормить себя.

Итак, на смену родовитости приходи богатство, которого можно было достичь при наличии энергии, трудолюбия и благоприятных обстоятельств. Принцип Солона: «Каждый имеет право на участие во власти по мере того, насколько он служит государству и обществу своим трудом и имуществом».

Феты, исключенные из сферы управления, могли участвовать в народном собрании и народном суде. Они освобождались от военной службы.

Пятисотники, всадники и зевгиты несут военную службу, причем пятисотники и всадники в коннице, а зевгиты в тяжеловооруженной пехоте.

3). Народное собрание получает большее значение. Многие законы Солона приняты им для подготовки вопросов, решаемых Народным Собранием. Для этих целей был создан новый государственный орган Совет 400 (он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы, которых было четыре). Солон: «Чтоб раньше народа решать все дела». Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромиссного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг- оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон: «Совет 400 и ареопаг должны выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов».

4). Создан народный суд – ГЕЛИЭЯ.

Со времен Солона архонтов избирал не ареопаг, а народ. Каждое племя избирало голосованием по 10 кандидатов и из этих 40 человек по жребию выбиралось 9 архонтов. Так впервые введены элементы жребия при замещении должностей.

Преимущество жребия:

1. Выражение воли божества, указывающее на желанное лицо.

2. Средство избежать борьбы партий, интриг и страстей.

3. Способ удовлетворить притязание на равенство в известном кругу лиц.

Солон: «Ареопаг – страж введенного государственного строя, блюститель законов».

5). Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя безразлично, мирясь со всем, что происходит Солон издал особый закон: «Кто во время смуты в полисе не встанет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав». Это меры для активизации средних слоев населения, которые должны умерить активность крайних полюсов смуты, верхов и низов.

Закреплялось также право каждого желающего выступить истцом за других граждан, потерпевших обиду и несправедливость, т.е. это идея всеобщей борьбы граждан за установленный в полисе правопорядок.

Итоги: в основе законов Солона лежала идея политического компромисса, золотой середины. Но независимо от его стремления было подорвано господство родовой аристократии и усилено влияние демоса, хотя племенная организация была сохранена.

Наши рекомендации