Законы Ману: семейно-брачное право.

Законы Ману: семейно-брачное право.

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий - на 3, вайший - на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны.

Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне.

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин - 16 лет, для женщин - 12 лет. (III, 3(1)).

3. Согласие родителей (отца).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных.

В ЗМ упоминают 8 форм брака˸

1. Поощраемые брахманами

2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным);

3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда);

4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха);

5. Праджапатья (после слов ʼʼИсполняйте вместе дхармуʼʼ).ʼʼДурныеʼʼ Асура (покупка невесты);

6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей);

7. Ракшаса (похищение невесты);

8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Развод

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни

2. Неизлечимая болезнь.

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти

Образование Афинского государства. Реформы Тесея и Солона.

Зарождение Афинской государственности относится к XI-IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование, государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период т.н. "Гомеровской Греции" (XI-IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIIIв. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников - геоморов и ремесленников - демиургов.

Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (базилевса) и учреждение новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем - сроком на ТО лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избиралось девять человек сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии, и имел полномочия по надзору за внутренними делами, и решал судебные споры по семейным делам. Второй архонт исполнял жреческие функции, а также осуществлял руд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал ' военными вопросами, Остальные шесть архонтов-фесмофетов ведали в основном судебными вопросами.

По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага, заменившего совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.

Развитие Афинского государства в VUI-VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение» глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

реформы тесея: Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тесея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен. Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов.Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

реформы Солона.

В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).

Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.

Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.

В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно – выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т.к. он знатного рода, а демос выступал за него, т.к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей, следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат – реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.

Солон был посредником между противоборствующими партиями и конечная цель его преобразований – восстановление единства полисной общины.

Реформы Солона:

1). Для смягчения острых противоречий решает вернуть свободным людям источник существования и этим повысить обороноспособность государства на основе всеобщего ополчения народа. Солон произвел «страхование бремени» (сисахфия), т.е. навсегда отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Теперь рабами могут быть только иноплеменники, а закладные камни с полей были убраны, а земли возвратились к своим собственникам. Афинские граждане, потерявшие в свое время свободу за неплатежи долга или арендной платы подлежали выкупу на средства государства. Чтобы предотвратить возможность последующего разграбления крестьянской земли, Солон установил максимальный размер землевладения, принадлежавшего одному лицу. Но не был осуществлен передел земли, требуемый малоземельными и безземельными крестьянами. Солон ввел систему мер и весов. Отец должен обучить сына своему ремеслу, иначе тот может не кормит его, когда вырастет.

Итоги: в целом преобразования Солона

1. Признавали главной эксплуатационной силой иноплеменников

2. Экономически ограничивали силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства.

2). Вводится деление всех свободных людей на 4 разряда по имущественному принципу в политических и военных целях. Единица измерения – МЕДИМН - мера емкости, применявшаяся для сыпучих тел, особенно зерна. 1 медимн =52,5 литра. Учитывался доход от сельского хозяйства.

· Годовой доход > 500 медимнов – ПЯТИСОТНИКИ

· Доход > 300 медимнов / способные содержать боевого коня – ВСАДНИКИ

· Доход > 200 медимнов –ЗЕВГИТЫ

· Феты с доходом < 200медимнов

Политическое значение реформы

Архонтами / членами ареопага могли быть только пятисотники. Все остальные должности могли занимать всадники и зевгиты. Все высшие должности тогда были бесплатными, следовательно, не могли отправляться теми, кто должен работать для того, чтобы прокормить себя.

Итак, на смену родовитости приходи богатство, которого можно было достичь при наличии энергии, трудолюбия и благоприятных обстоятельств. Принцип Солона: «Каждый имеет право на участие во власти по мере того, насколько он служит государству и обществу своим трудом и имуществом».

Феты, исключенные из сферы управления, могли участвовать в народном собрании и народном суде. Они освобождались от военной службы.

Пятисотники, всадники и зевгиты несут военную службу, причем пятисотники и всадники в коннице, а зевгиты в тяжеловооруженной пехоте.

3). Народное собрание получает большее значение. Многие законы Солона приняты им для подготовки вопросов, решаемых Народным Собранием. Для этих целей был создан новый государственный орган Совет 400 (он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы, которых было четыре). Солон: «Чтоб раньше народа решать все дела». Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромиссного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг- оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон: «Совет 400 и ареопаг должны выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов».

4). Создан народный суд – ГЕЛИЭЯ.

Со времен Солона архонтов избирал не ареопаг, а народ. Каждое племя избирало голосованием по 10 кандидатов и из этих 40 человек по жребию выбиралось 9 архонтов. Так впервые введены элементы жребия при замещении должностей.

Преимущество жребия:

1. Выражение воли божества, указывающее на желанное лицо.

2. Средство избежать борьбы партий, интриг и страстей.

3. Способ удовлетворить притязание на равенство в известном кругу лиц.

Солон: «Ареопаг – страж введенного государственного строя, блюститель законов».

5). Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя безразлично, мирясь со всем, что происходит Солон издал особый закон: «Кто во время смуты в полисе не встанет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав». Это меры для активизации средних слоев населения, которые должны умерить активность крайних полюсов смуты, верхов и низов.

Закреплялось также право каждого желающего выступить истцом за других граждан, потерпевших обиду и несправедливость, т.е. это идея всеобщей борьбы граждан за установленный в полисе правопорядок.

Итоги: в основе законов Солона лежала идея политического компромисса, золотой середины. Но независимо от его стремления было подорвано господство родовой аристократии и усилено влияние демоса, хотя племенная организация была сохранена.

Афинское право.

Источники афинского права: обычаи и писаные законы.Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта.

Правовое положение населения Афинского государства. Все население делилось на свободных и рабов, среди свободных выделялись полноправные граждане и метэки. Полноправными считались жители Афин, родители которых являлись гражданами Афинского государства. Только граждане обладали правом участвовать в деятельности народного собрания. Они могли избирать и быть избранными на государственные должности. Среди обязанностей гражданина Афин нужно назвать обязательность военной службы. Богатые граждане несли различного рода повинности в пользу государства. Метэки - это проживавшие в Афинском государстве иностранцы. Они не пользовались политическими правами, им было запрещено приобретать недвижимость. Метэки были обязаны уплачивать различные сборы, призывались на военную службу. Некоторые иностранцы занимали привилегированное положение, их права и обязанности соответствовали статусу полноправных граждан.

Рабы. Рабами становились иностранцы, захваченные в плен во время военных походов; дети, рожденные рабыней. До реформ Солона в рабство можно было попасть за долги. Раб считался вещью, собственностью господина. Ответственность за ущерб, причиненный рабом, возлагалась на хозяина. Хозяин имел право наказать раба плетьми, но смертную казнь рабу мог назначить лишь суд.

Право собственности и обязательственное право. В Афинском государстве было достаточно развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собственника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Афиняне различали «вольные» и «невольные» обязательства, возникавшие из договоров и деликтов.

Семья и наследование. Заключение брака считалось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и главой семьи невесты. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической деятельности. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту. Афинское право допускало наследование по закону и наследование по завещанию. При отсутствии завещания наследство отца равными частями распределялось между сыновьями. Дочери не допускались к разделу наследства при наличии сыновей. Внебрачные дети также не могли стать наследниками по закону.

Преступления и наказания. За государственную измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов преступнику грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку. Обман народа оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания карались штрафом. За взяточничество суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию имущества. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав гражданина. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания. Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления (прелюбодеяния), право убить любовника. Грабителям и разбойникам грозило обращение в рабство.

Судебный процесс.Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного типа процесса зависел от характера правонарушения. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец (обвинитель) был лично заинтересован в исходе дела и добивался материального возмещения своего ущерба. Истец (обвинитель) должен был уплатить судебную пошлину и мог в любое время прекратить процесс. Процесс graphe начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения истец (обвинитель), как правило, не получал никаких материальных выгод, не платил пошлину и был обязан довести дело до постановления судебного решения. Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик (обвиняемый) по делу мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд доказательства запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение.

Конфуцианство

Существенную роль в истории политической и правовой мысли Древнего Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг до н.э.). Основные взгляды представлены в книге «БЕСЕДЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ», составленной после его смерти учениками.

К. оперался на патриархально-патерналистскую теорию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (сына неба) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданых – семейным отношениям, где младшие зависят от старших..

Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: темные люди, простолюдины, младшие, низкие должны подчинятся благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Тем самым К. выступает за аристократическую концепцию правления.

Однако, будучи сторонником ненасильственных методов правления, К. призывает чиновников править на началах добродетели. Подданные также д.б. добродетельными, что проявляется в том, что они должны быть послушны и почтительны ко всем старшим. Политическая этика направлена на стабилизацию и достижение внутреннего мира между верхами и низами. К. отвергает бунты и борьбу за власть и ценит гражданский мир. Отрицательно также относится и захватническим войнам.

Регулирование посредством норм добродетели жестко противопоставляется управлению на основе законов. Подчеркивается роль добродетели как фактора, способствующего сознательному подчинению через чувство стыда.

Добродетель – обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, долга и т.п. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы соц.-пол. регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона, представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Отрицательно относился К. к позитивным законам в силу их наказательного значения, связью их на практике с жестокими наказаниями, поэтому законодательству отводится вспомогательная роль в совокупности социальных норм.

Принцип исправления имен цель: привести имена (обозначение правовых, пол., соц. статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место каждого в системе общества, дать каждому соответствующее имя (отец-отец, государь-государь и т.п.)

Легизм

Основные идеи легизма изложены в работе «Книга правителя области Шан», ряд глав из которой были написаны самим правителем области Шан и известен под именем ШАН ЯН.

Шан Ян выступает с обоснованием управления, опирающиеся на законы ФА и суровые наказания. Критиковал конфуцианство за то, что в нём законы не имеют большого авторитета.

Отношения между властью и подчиненными носят по мнению легистов антогонистичекий характер по принципу кто-кого.

Концепция Шан Яна пронизана врадждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством силы можно их можно подчинить порядку. Под порядком понимается безволие подданных, позволяющее без помех монипулировать ими в делах внутренней и внешней политики.

Закон выступает как голая форма, которую можно заполнить любым содержанием и снабдить любой санкцией. При этом законодатель не связан законами: мудрый творит законы, а глупый ограничен ими.

Воплощался принцип коллективной ответственности: при этом он не ограничивался семейными и родовыми сообществами, а простирался на объединение нескольких общин. Все эти меры сыграли значитльную роль в укреплении централизованной власти.

Образование государства Древнего Рима. Реформа Сервия Туллия.

Современная историография относит образование Рима к седьмому веку до н.э. Именно к началу этого века завершается процесс слияния нескольких поселений в одну крупную общину, которая, в дальнейшем, получит название «Рим».

Этапы:

1 Разложение родового строя и образование рабовладельческого государства (переходный или царский, 754-510 гг. до н.э.)

2 Период республики (509 – 27 гг. до н.э.)

3 Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

а) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

б) доминат (284 – 476 гг. н.э.)

Военная демократия. Выделялись знатные фамилии, из их среды выходят военные начальники, городские магистраты(им приписывалось божественное происхождение). Роды, курии, племена и союзы племен собирались на народное собрание , где решали компетентные для них дела: наследственные, судебные споры, приговоры и т.д. Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т. п. В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей.. Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. По куриям же производилось и голосование. Главой римской общины, ее гражданским управителем • и верховным военачальником был рекс. Общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.С древнейших времен население Рима составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, составившие римскую общину, и их антагонисты — плебеи.(чужаки, инородцы). Они стояли вне римской общины и потому не могли принимать участия в ее управлении. Занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное .богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Самым тяжелым было положение рабов. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени и приростом населения земельный городской фонд был изчерпан и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Первая из них – Реформа Тулия. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий1. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями. Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским

Законы Ману: семейно-брачное право.

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий - на 3, вайший - на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны.

Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне.

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин - 16 лет, для женщин - 12 лет. (III, 3(1)).

3. Согласие родителей (отца).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных.

В ЗМ упоминают 8 форм брака˸

1. Поощраемые брахманами

2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным);

3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда);

4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха);

5. Праджапатья (после слов ʼʼИсполняйте вместе дхармуʼʼ).ʼʼДурныеʼʼ Асура (покупка невесты);

6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей);

7. Ракшаса (похищение невесты);

8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Развод

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни

2. Неизлечимая болезнь.

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти

Наши рекомендации