Специфика профессионализма госслужащего
Понятие «профессионализм» и его характеристики. Профессионализм и компетентность госслужащего. Критерии, пути повышения. Специфика служебного поведения чиновничества.
Правовые формы обеспечения профессионализма государственного служащего в субъектах Российской Федерации
Профессионализм означает высокую степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта. Это высшая степень профессионального развития и потенциала профессионального опыта человека.
К признакам профессионализма относят:
1. Занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании.
2. Специальное образование
3. Наличие определенного кодекса поведения
4. Членство в профессиональном союзе
5. Высокий социальный статус
6. Высокий уровень заработной платы
Основные черты профессионала:
- успешное выполнение должностных обязанностей
- профессия как форма жизни
- цели, нормы, условия профессиональной среды как главные регуляторы трудового, служебного и повседневного поведения человека
- выработка корпоративного личностного типа и своего стиля деятельности.
Компетентность — это степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. Компетентность представляет собой деятельную сущность профессионала.
Компетенция государственных служащих имеет три уровня: гражданский, профессиональный, политический.
- Гражданский уровень компетенции является базовым. Какой бы деятельностью ни занимался гражданин, она регламентирована Конституцией, законами, представлениями о морали, нравственности, справедливости, бытующими в обществе. Особые требования гражданской компетентности предъявляются к государственным и муниципальным служащим, ибо они, как уполномоченные государства и общества, призваны не только руководствоваться правовыми и моральными нормами, но укреплять, защищать конституционный строй, формировать положительный образ государства и соответствующее отношение к нему граждан. - Профессиональный уровень компетенции характеризуется спецификой сферы деятельности, квалификацией. - Политический уровень компетенции неразрывно связан с первыми двумя, но качественно отличается от них, характеризует политическую культуру профессионала-управленца как целостную систему его знаний, убеждений и действий, позволяющую рассматривать политическое сознание и политическую деятельность в единстве. Деятельность государственного и муниципального служащего имеет политический характер, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении регулировать интересы, потребности различных слоев общества, принимать взаимоприемлемые решения. Умение работать с людьми, убеждать и отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность, проявлять требовательность в сочетании с человечностью - все эти навыки политической деятельности являются составной частью профессионально важных качеств служащих, их компетентности.
Возможные направления повышения профессионализма госслужащих:
- воздействие на убеждения служащих
- развитие системы подготовки госслужащих
- развитие системы дополнительного профессионального образования
- стимулирование самообразования
При оценке профессионализма крайне важным также остается неоднократно упоминавшийся выше вопрос оценки эффективности деятельности госслужащих. Для оценки этой эффективности в сфере оказания государственных услуг используются три критерия:
- Первый критерий основан на оценках общественного мнения. Регулярные опросы граждан об их отношении к качеству оказываемых различными органами власти услуг, позволяют проследить динамику общественного мнения, выявить положительные и отрицательные тенденции.
- Второй критерий строится путем оценки сложности преодоления населением административного барьера при получении государственных услуг.
- Третий критерий определяется индексом GRICS, по которому формируются международные рейтинги.
правовая регламентация предполагает две основные позиции относительно поведения и взаимодействия государственных служащих:
подчинение должностному регламенту и служебной субординации;
адекватное реагирование на мотивационные стимулы, принятые в госслужбе.
Нормативная модель профессионализма государственного служащего - это система правовых форм, устанавливающих состав профессиональных, квалификационных и личностных требований к качествам государственного служащего, в зависимости от категории, квалификационной группы и полномочий государственной должности государственной служб