Характеристика основных внутренних и внешних функций Российского государства.

Внутренние и внешние функции государства. Установление основ государственной политики и разработка государственных программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; установление правовых основ единого рынка; осуществление единой финансовой, кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики; управление государственной собственностью. Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность, оборонное производство; определение статуса государственной границы и защита территорииРФ.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная – речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая – данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8) обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную — в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами — она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства

Дисциплина «Муниципальное управление и местное самоуправление»

1 Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования

Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Цели социально-экономического развития. Программы социально-экономического развития. Этапы разработки программы. Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Методы и инструменты реализации целей. Разработка плана мероприятий по реализации программы.

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования—документ, включающий в себя:

кон­цепцию,

стратегический план (для городских округов и муници­пальных районов),

долгосрочный, среднесрочный и годовой пла­ны социально-экономического развития муниципального образо­вания,

план основных шагов по реализации плановых решений и

алгоритм актуализации планов.

Программа социально-экономического развития - документ, определяющий цели и основные направления развития региона или муниципального образования на среднесрочную перспективу (3-5 лет) в соответствии со стратегическими целями развития:

Обеспечивает реализацию Стратегии развития субъекта РФ или муниципального образования с точки зрения механизмов и ресурсов;

Обеспечивает реализацию стратегических целей федерального уровня на территории региона, а для муниципального образования - реализацию целей федерального и регионального и регионального уровня на территории муниципального образования;

Направлена на эффективное использование экономического потенциала, повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ или муниципального образования;

Для субъекта РФ разрабатывается в соответствии с Типовым макетом, утвержденным Минэкономразвития России.

В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивогоразвития российской экономики к основным задачам региональных программ СЭР можно отнести следующие:

выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;

формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;

охрана окружающей среды;

формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;

духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки;

сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

В работе с региональными программами выделяются следующие этапы:

1) стадия разработки (входят определение проблем и постановка целей, объяснение применения программно-целевого подхода, разработка комплекса мероприятий и системы применения ресурсов и, наконец, согласование программы с заинтересованными лицами);

2) оценка потенциала (оценка социально-экономического потенциала реализации программы, разработка критериев оценки программ и выбор программы);

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ достигнутого уровня и тенденций экономического и социального развитияи размещения производительных сил конкретного региона: оценка природно-ресурсного, социального, экономического и научно-технического потенциала, а также геополитической ситуации в территориальном разрезе позволяет учесть региональные особенности развития и размещения производительных сил.

В программно-целевом прогнозировании анализ охватывает 3—5 лет, предшествующие годам разработки прогноза, а также ожидаемые итоги функционирования экономики в год его разработки.

На основе анализа современного уровня экономического и социального развития вскрываются особенности участия региона в территориальном разделении труда, недостатки и диспропорции в развитии региона и их влияние на совершенствование его хозяйственного комплекса, оцениваются сложившиеся транспортноэкономические связи. Результатом анализа является формирование взаимоувязанной системы проблем, решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития.

Оценка современного уровня развития и размещения производительных сил должна выявлять его соответствие имеющимся социальным, природным и экономическим условиям и ресурсам, сложившемуся территориальному разделению труда, уровню НТП и вскрывать резервы ускорения социального и экономического развития, роста эффективности производства и рационализации природопользования.

Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает, в частности, разработку унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для получения прогнозов развития этих населенных пунктов; внедрение единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в систему сбора и обработки информации органов местного самоуправления.

Этап реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования вступает в полную силу после принятия бюджета развития.

Почти одновременно с началом исполнения бюджета развития начинается этап, в течение которого осуществляется контроль, сбор и обработка информации, связанные с исполнением бюджета. Получаемая информация анализируется и вырабатываются, если это необходимо, предложения по корректировке бюджета и самой программы развития. Учитывая то, что муниципальные образования являются равноправными субъектами рынка, а также то, что органы местного самоуправления работают в условиях изменяющейся внешней среды, необходимо в процессе управления развитием предусматривать процедуру корректировки бюджета. К этой процедуре не надо относиться как чрезвычайной ситуации, в современных политических и экономических условиях ее необходимо рассматривать как штатную ситуацию.

Наши рекомендации