Финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня. Формы финансовойпомощи
Основы межбюджетных отношений. Механизм вертикального выравнивания доходов бюджета. Формы финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня. Трансферты, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные ссуды.
Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между фе-деральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного про-цесса.
Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих прин-ципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распре-деления по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Основой механизма вертикального выравнивания бюджетной системы является законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами (территориями), а также разграничению бюджетной ответственности между федеральным и региональным органами власти и управления.
Услуги, предоставляемые на местном уровне, как правило, и должны финансироваться на местном уровне, чтобы тесно увязать общественные затраты и результаты: когда "платит тот, кто пользуется", повышается и эффективность реализации услуг, и ответственность за принятие решений.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ имеет следующие формы:
дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.
Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным шагом между поступлением доходов и финансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.
Трансферты – передаточные платежи, одна из форм распределения бюджетных средств, подразделяются на выплаты процентов по гос. долгу, выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия нетрудоспособным).
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам.
Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам (от высшего к низшему).
8. Экономическое содержание доходов бюджетов различных уровней
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов разного уровня. Доходы федерального бюджета. Особенности структуры доходов территориальных бюджетов. Доходы бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов:
1. Налоговые доходы
2. Неналоговые доходы
3. Безвозмездные перечисления
Большая часть поступающих доходов (более 93%) – это налоги.
Законодательством предусмотрено три группы налогов:
Федеральные налоги:
- НДС;
- Акцизы;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на доходы физических лиц;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Водный налог и т.д.
Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. На рис. 2.1 представлена классификация доходов бюджетов в зависимости от формы образования.
Доходы бюджетов
Налоговые:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы
Неналоговые:
- доходы от использования имущества;
- доходы от продажи имущества;
- доходы от платных услуг;
- штрафы, конфискации, компенсации;
- средства самообложения граждан
Безвозмездные поступления:
- дотации;
- субсидии;
- субвенции;
- безвозмездные поступления, в том числе добровольные пожертвования
Доходы федерального бюджета.
Под доходами федерального бюджета понимают: денежные отношения, возникающие у федерального центра с юридическими и физическими лицами в процессе формирования федерального бюджетного фонда (экономический аспект); денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством, в распоряжение федеральных органов государственной власти (материальный аспект).
К доходам федерального бюджета относятся:
1. Часть средств, собранных в качестве федеральных налогов и сборов.
Основными федеральными налогами являются:
- налог на добавленную стоимость (100 %);
- акцизы (от 40 до 100 % от различных видов акцизов);
- налог на доходы физических лиц (100 %);
- единый социальный налог (делится: 20 % в федеральный бюджет; 2,9 % - в Фонд социального страхования РФ;1,1 – в Фонд обязательного медицинского страхования РФ и всего составляет 26 %);
- налог на прибыль организаций (в размере 6,5 %);
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (от 70 до 100 %);
- водный налог (100 %);
- государственная пошлина (100 % за исключением статей 56 , 61 БК РФ);
- налог на добычу полезных ископаемых (от 40 до 100 % в зависимости от вида полезного ископаемого).
2. Неналоговые доходы, среди которых:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
- лицензионные сборы (сбор за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- консульские сборы;
- патентные пошлины;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (20 %);
3. В доходах федерального бюджета учитывается:
- прибыль банка России (после уплаты обязательных налогов);
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ. Они формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Доходы бюджетов муниципальных образований.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Доходы местных бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
Доходная часть местных бюджетов состоит:
1. Из собственных доходов.
2. Из поступлений от регулирующих доходов.
3.Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
4. Из средств по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
- местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог);
- доли федеральных налогов;
- доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
К другим собственным доходам бюджетов муниципальных образований относятся:
- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
- не менее 10 % доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
- платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
- доходы от проведения муниципальных денежно – вещевых лотерей;
- государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
- не менее 50 % налога на имущество организаций;
- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
- подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.