Финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня. Формы финансовойпомощи

Основы межбюджетных отношений. Механизм вертикального выравнивания доходов бюджета. Формы финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня. Трансферты, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные ссуды.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между фе-деральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного про-цесса.
Цель межбюджетных отношений — создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих прин-ципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распре-деления по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Основой механизма вертикального выравнивания бюд­жетной системы является законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению пред­метов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами (территориями), а также разграничению бюд­жетной ответственности между федеральным и региональ­ным органами власти и управления.

Услуги, предоставляемые на местном уровне, как пра­вило, и должны финансироваться на местном уровне, что­бы тесно увязать общественные затраты и результаты: когда "платит тот, кто пользуется", повышается и эффектив­ность реализации услуг, и ответственность за принятие решений.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РФ имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюд­жетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределе­ния средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд по­крывается временная потребность в денежных средствах, вы­званная временным шагом между поступлением доходов и фи­нансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.

Трансферты – передаточные платежи, одна из форм распределения бюджетных средств, подразделяются на выплаты процентов по гос. долгу, выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия нетрудоспособным).

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной сис­темы физическим и юридическим лицам.

Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам (от высшего к низшему).

8. Экономическое содержание доходов бюджетов различных уровней

Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов разного уровня. Доходы федерального бюджета. Особенности структуры доходов территориальных бюджетов. Доходы бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с Бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов:

1. Налоговые доходы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные перечисления

Большая часть поступающих доходов (более 93%) – это налоги.

Законодательством предусмотрено три группы налогов:

Федеральные налоги:

- НДС;

- Акцизы;

- Налог на прибыль организаций;

- Налог на доходы физических лиц;

- Налог на добычу полезных ископаемых;

- Водный налог и т.д.

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. На рис. 2.1 представлена классификация доходов бюджетов в зависимости от формы образования.

Доходы бюджетов

Налоговые:

- федеральные налоги и сборы;

- региональные налоги и сборы;

- местные налоги и сборы

Неналоговые:

- доходы от использования имущества;

- доходы от продажи имущества;

- доходы от платных услуг;

- штрафы, конфискации, компенсации;

- средства самообложения граждан

Безвозмездные поступления:

- дотации;

- субсидии;

- субвенции;

- безвозмездные поступления, в том числе добровольные пожертвования

Доходы федерального бюджета.

Под доходами федерального бюджета понимают: денежные отношения, возникающие у федерального центра с юридическими и физическими лицами в процессе формирования федерального бюджетного фонда (экономический аспект); денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством, в распоряжение федеральных органов государственной власти (материальный аспект).

К доходам федерального бюджета относятся:

1. Часть средств, собранных в качестве федеральных налогов и сборов.

Основными федеральными налогами являются:

- налог на добавленную стоимость (100 %);

- акцизы (от 40 до 100 % от различных видов акцизов);

- налог на доходы физических лиц (100 %);

- единый социальный налог (делится: 20 % в федеральный бюджет; 2,9 % - в Фонд социального страхования РФ;1,1 – в Фонд обязательного медицинского страхования РФ и всего составляет 26 %);

- налог на прибыль организаций (в размере 6,5 %);

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (от 70 до 100 %);

- водный налог (100 %);

- государственная пошлина (100 % за исключением статей 56 , 61 БК РФ);

- налог на добычу полезных ископаемых (от 40 до 100 % в зависимости от вида полезного ископаемого).

2. Неналоговые доходы, среди которых:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

- лицензионные сборы (сбор за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- консульские сборы;

- патентные пошлины;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду (20 %);

3. В доходах федерального бюджета учитывается:

- прибыль банка России (после уплаты обязательных налогов);

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ. Они формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Доходы бюджетов муниципальных образований.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Доходы местных бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходная часть местных бюджетов состоит:

1. Из собственных доходов.

2. Из поступлений от регулирующих доходов.

3.Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

4. Из средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

- местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог);

- доли федеральных налогов;

- доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К другим собственным доходам бюджетов муниципальных образований относятся:

- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

- не менее 10 % доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

- платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

- доходы от проведения муниципальных денежно – вещевых лотерей;

- государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

- не менее 50 % налога на имущество организаций;

- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

- подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Наши рекомендации