Понятие личности, прав и свободы личности. Положение личности в различных обществах
равовой статус личности определяется всей общностью прав человека и гражданина, закрепленных в нормах всех отраслей российского права. Однако основы правового статуса личности, охватывающие сравнительно небольшую часть всех прав и свобод, закрепляются конституционно. Конституционное закрепление этих прав и свобод определено следующим:
1. Значимость данных прав и свобод для человека и общества. Конституция закрепляетте права и свободы, которые жизненно необходимы и значимы как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Основные права и свободы являются необходимым условием существования демократического правового государства, поэтому они не только признаются, но гарантируются и защищаются.
2. Изначальной принадлежностью человеку данных прав и свобод. Конституция Российской Федерации в ст. 17 устанавливает, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”. Именно такого характера права и свободы закрепляются конституционно.
3. Особыми юридическими свойствами основных прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют основу правового статуса личности, обуславливают все другие права, закрепляемые другими отраслями права, основные права и свободы принадлежат каждому человеку и гражданину, в то время как другие права и свободы согласовываются с его определенным социальным статусом, например, рабочего, служащего, собственника и т.п.
4. Всеобщностью прав, свобод и обязанностей. Они одинаковы и едины для всех, для каждого человека и гражданина без исключения.
5. Основанием возникновения. Единственным основанием возникновения основных прав и обязанностей является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Основные права, свободы и обязанности гражданина России не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только с утратой гражданства.
6. 6. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей. Они служат в качестве предварительного условия для любых отношений в конкретной области, постоянных, неотъемлемых прав и обязанностей каждой из сторон отношений. Все другие права и обязанности человека и гражданина реализуются только в конкретных правовых отношениях. Специальная правовая форма их закрепления. Основные права, свободы и обязанности, выраженные в Конституции, которая имеет высшую законную силу в качестве основного закона государства.
Следовательно, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему по рождению или гражданствуи которые гарантируются и защищаются государством, образующего основу правового статуса личности. В системе основных прав и свобод, мы должны различать между собой права человека и гражданина. Свобода - это отсутствие каких-либо ограничений в некотором роде (например, в поведении, деятельности), которое не запрещено законом.
Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо. Права человека - это совокупность моральных и правовых норм, отстаивающих человеческое достоинство в взаимоотношениях с государственными и иными органами. Права человека являются универсальными моральными права фундаментального характера, которые принадлежат каждому человеку в его отношениях с государством. Права человека выступаюткак совокупность моральных и правовых норм для охраны человеческого достоинства и свободы личности от произвола со стороны государственных учреждений и их представителей. Права человека - некая гуманитарная теория и практика, которая включает в себя элементы закона, морали, идеологии, политики и религии, предназначенной для защиты человеческого достоинства в отношениях человека и власти гражданина и государства. Права человека применяются только к отношениям между человеком и властью, и предназначены для защиты человека от произвола власти. Права и свободы человека принадлежат к категории моральных прав, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).Какие принципы лежат в основе современной концепции прав человека? Во-первых, каждый человек от рождения наделен способностью и обязанность управлять самими собой и строить свою жизнь свободно, как и внутреннее (духовное и нравственное) и внешние (субъект права на экономическую инициативу). Во-вторых, ущемление прав человека, должно быть ограничено.
В-третьих, каждый человек, чтобы защитить свои права, может подать жалобу в государстве.
Классификация прав и свобод:
В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того что бы их было легче рассмотреть существует классификация прав на отдельные группы. В науке их три:
Личные;
Политические;
Экономические,социальные,культурные.
Личные права и свободы – это охрана частной жизни и внутреннего мира человека, обеспечение его автономии и независимости. К этим правам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, право на уважение, защиту чести, достоинства, свобода совести, право на неприкосновенность жилища, свобода передвижения и т.д. В этой группе также часто выделяют подгруппу процессуальных прав личности, к которой также, относится презумпция невиновности. Она предусматривает, что обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным до оглашения и вступления в законную силу приговора суда. Социально-экономические права и свободы характеризуют возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ. К числу этих прав можно отнести право на труд, право на отдых, на социальное обеспечение, право на жилище и т.д. Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными и культурными благами, а также принимать участие в их создании. К этим правам относятся: право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода творчества и другие. В историческом аспекте права и свободы делятся еще на три группы. На поколения. К правам первого поколения относятся политические, гражданские и личные. Они были провозглашены буржуазными революциями и закреплены в Декларациях прав и свобод человека и гражданина. Во второе поколение прав входят социально-экономические права. Наибольшее развитие это поколение прав получило в социалистических странах. Права третьего поколения – это коллективные права, выдвинутые главным образом развивающимися странами в ходе их национально-освободительных движений (право на мир, безопасность, независимость, самоопределение, суверенитет, территориальную целостность). Эта группа прав также получала свое закрепление в международных актах.
Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая общественно-экономическая формация характеризуется известным своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему.
При этом по мере смены одной общественно-экономической формации другой наблюдается существенный прогресс как во взглядах на права личности, так и в совокупности реальных прав и свобод, предоставляемых конкретным
типам личности и в первую очередь представителям угнетенных, эксплуатируемых слоев общества.
В эпоху рабовладения, основанного на беспощадной эксплуатации рабов, личностью признавался только свободный человек как член соответствующего государства. Правовой статус личности включал в себя широкую гамму экономических, политических, социальных и других прав. Граждане Афинского государства, например, могли участвовать в работе народного собрания – высшего органа власти, в осуществлении правосудия, заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в военных походах, защищать с оружием в руках свою страну.
Принципиально иным был статус раба.Рабовладельческое обществои государство приравнивали его к положению "говорящего орудия". А древнегреческий философ и идеолог рабовладельческого государства Платон видел в рабах даже "особую породу зверей". Рабы целиком и полностью зависели от своего хозяина и не обладали никакими правами. Им отказывали даже в праве на жизнь, семью и здоровье
При феодализме, основу которого составляли феодальная собственность на землю и крепостных крестьян, натуральное хозяйство и ремесленный способ производства, правовой статус личности, ее права и обязанности целиком и полностью определялись сословием, к которому принадлежала эта личность.
Лица одного и того же сословия – феодалы, церковники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне – имели свой особый статус в сфере имущественных отношений, хозяйственной деятельности и участия в делах государства. Каждое сословие было замкнутым, а принадлежность к нему – наследственной. При этом существовала система самых различных привилегий, предоставленных феодальным государством различным сословиям.
В сложной иерархической структуре феодального общества полноправной личностью признавался только феодал, помещик-крепостник. Государство закрепляло и охраняло его исключительные права на землю, эксплуатацию крепостных крестьян, предоставляло феодалу самые широкие полномочия для участия во всех делах общества и наиболее благоприятные возможности для обучения и формирования себя как личности. Для дворян были открыты двери во все учебные заведения. Существовала также развитая сеть специальных лицеев, пажеских корпусов, иных об-разовательных учреждений, где могли обучаться только дворянские дети.
Наиболее бесправным в феодальном обществе был крепостной крестьянин. За ним признавалась только фактическая принадлежность обрабатываемой земли, фактическое и юридическое право на орудия своего производства и часть производственного продукта. Помещик-крепостник был волен продать своего крестьянина, обменять на собаку, какую-нибудь вещь, разлучить с семьей, учинить физическую расправу. Но в отличие от рабовладельца помещик-крепостник не мог распоряжаться жизнью своих холопов.
В буржуазномобщее.ве впервые в истории человечества была сформулирована и обстоятельно развита мысль о том, что каждый человек независимо от своего социального происхождения и положения в обществе является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом.
В тридцати статьях Всеобщей декларации прав человека провозглашается система основных прав населения земного шара, без соблюдения и реализации которых процесс формирования каждого индивида как личности становится затруднительным, а то и вовсе невозможным. В числе этих прав Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова и религии, свободу убеждений и их свободное выражение. Декларация провозглашает также право человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Не умаляя значимости буржуазных воззрений на права и свободы человека, воспринятых международными органами и организациями, большинством стран земного шара, следует отметить достаточно иллюзорный, декларативный характер этих прав в современных условиях. Даже развитые капиталистические страны, успехи которых в экономической, социальной и культурной сферах общества являются несомненными и бесспорными, пока
что не могут последовательно провести в жизнь принципы равноправия, братства и свободы.
Рабочий класс развитых капиталистических государств в середине и конце нынешнего столетия значительно улучшил свое материальное положение по сравнению с XIX в. и даже с началом XX в. благодаря длительной борьбе за свои права и свободы, а также пролетарской революции в России и других странах. Тем не менее для вывода о полной социальной гармонии в западных странах и всеобщем равенстве не имеется достаточных оснований, ибо значительная часть населения этих стран лишена возможности реализовывать свои способности и знания. Эти люди в ряде случаев лишены даже элементарных, самых необходимых условий для жизни и работы.
Число безграмотных в 80-х годах нашего столетия во Франции достигало 4 млн. человек, в Италии – 12 млн., в США – 23 млн. Всего же на земном шаре остается безграмотным каждый четвертый взрослый человек. Число безработных в развитых капиталистических странах в этот период превышало 30 млн. человек. По-прежнему существует дискриминация женщин. Так, в США среди судебных работников женщины составляют 12%, среди научных работников – 4,4%, среди инженеров – 4%. Среди врачей женщины составляют во Франции 18%, в США 11%, в Японии 9%.
Более чем семидесятилетняя история советского государства, провозгласившего своей непосредственной целью освободить человека от эксплуатации и обеспечить действительную свободу личности, показала, что на этом пути социального развития создаются известные предпосылки для приобщения населения к достижениям науки и культуры и творческому раскрытию своих способностей и дарований.
С самых первых декретов был провозглашен курс на всемерное расширение прав и свобод рабочего класса и всех трудящихся. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено полное, всестороннее и бесплатное образование, признаны равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности.
По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Права, предоставленные трудящимся Советского Союза, не только провозглашались, но и частично проводились в жизнь. Кначалу 30-х годов в стране было покончено с безработицей. Созданная широкая сеть школ, техникумов, институтов и бесплат-^ ность обучения позволяли каждому желающему получить соответствующее образование, стать высококвалифицированным специалистом. Повсеместное открытие бесплатных библиотек, а также клубов, домов культуры, кинотеатров способствовало по вышению культурного, образовательного уровня населения, во влекало в сферу искусства на профессиональной или любитель ской основе широкие слои населения. Интенсивно развивалась и наука, на содержание которой государство отпускало значительные средства.
Названные и иные мероприятия создали реальные возможности народу, всем трудящимся овладевать достижениями науки, культуры, искусства, получать глубокие профессиональные знания, раскрыть себя как личность. И результаты такой политики не преминули сказаться. В достаточно короткий срок из среды трудящихся вышла плеяда талантливых ученых, инженерных кадров, видных военачальников, театральных деятелей, работников иных отраслей народного хозяйства и культуры.
Демократизм правового положения личности в СССР был бы проведен намного последовательнее и полнее, не установись в стране режим массовых репрессий и террора, вызванных культом личности Сталина. Под предлогом борьбы с "врагами народа" были безвинно привлечены к уголовной ответственности и расстреляны либо приговорены к длительным срокам лишения свободы более 20 млн. советских граждан. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство закрепило в.евойх законах и неукоснительно проводило в жизнь.
В середине 50-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оставался зависим от государственных органов и должностных лиц. Советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства. Гражданину долгое время отказывалось даже в правесудебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц.
Вопрос № 39