Многими современными конституциями важнейшей социальной задачей общества и государства рассматривается охрана жизни и здоровья человека. 4 страница
По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Под внутренним контролем понимается обычно проверка соответствия правовых норм основному закону страны, осуществляемая при разработке акта. Такой контроль, как правило, является консультативным; внешний контроль – представляет собой проверку соответствия правовых норм основному закону страны, проводимую вне органа принимавшего акт.
В зависимости от органов, осуществляющих конституционный контроль, его подразделяют также на диффузный и централизованный.При диффузном контроле проверка соответствия актов основному закону вверяется каждому суду или судье. Централизованный контроль характерен для европейской модели конституционного контроля и означает, что органы конституционного контроля отделены от судов общей юрисдикции и действуют вне сферы деятельности других судов.
С точки зрения деятельности во времени конституционный контроль может быть двух видов: первый, решения которого о признании неконституицонности акта, имеют обратную силу, т.е. норма или акт считается недействительным с момента его принятия или вступления в силу. Поскольку практическая реализация таких решений на практике затруднена, либо вообще невозможна, поэтому, как правило, применяется
второй вид контроля, решения которого обратной силы не имеют. Конституция Румынии (ст.145) устанавливает: «Решения Конституционного Суда являются обязательными и имеют силу только на будущее».
52. Президентская республика в зарубежных странах. Основные признаки.
Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей и отличается следующими особенностями:
· соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
· внепарламентский способ избрания президента;
· внепарламентский метод формирования правительства главой государства;
· отсутствие у президента права роспуска парламента;
· судьи назначаются президентом с согласия парламента;
· наличие у президента права отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов в обеих палатах парламента;
· важнейшей особенностью президентской республики является отсутствие института парламентской ответственности исполнительной власти. Должностные лица исполнительной власти не нуждаются в политическом доверии со стороны парламента. Парламент не может смещать должностных лиц исполнительной власти, если они не нарушили закон. Импичмент может иметь место только в случае нарушения ими закона;
· судебная власть контролирует конституционность актов парламента и президента, обеспечивая соблюдение правопорядка законодательной и исполнительной властью;
· государственный режим в президентской республике – дуалистический. В тех случаях, когда партия президента имеет большинство в парламенте государственный режим приближается по своим параметрам к министериализму.
С определенной долей условности к разновидностям президентской республики можно отнести:
· суперпрезидентскую республику;
· монократическую республику.
53. Органы осуществляющие конституционный контроль в ЗС.
Конституционные Суды в Германии, Италии и других странах, которые формируются при участии разных ветвей власти. Судьи в них назначаются на один срок, как правило, не более 12 лет, с постепенной ротацией членов суда; палаты конституционных гарантий и Палаты конституционного правосудия (Колумбия, Перу), которые работают либо независимо, либо в составе Верховного суда страны; конституционные советы во Франции, Казахстане, Тунисе члены которых назначаются Президентом и председателями палат парламента.
В исламских странах это конституционно-религиозные советы, следящие за соответствием закона не только Конституции, но и Корану. В Иране таким органом является Охранительный совет, образованный не только их обычных юристов, но и из правоведов ислама. Охранительный совет под предлогом противоречия Корану отклонил законы о труде, аграрной реформе, монополии внешней торговли.
Специализированные органы конституционного контроля часто обладают также иными полномочиями:
· в Италии рассматривают по существу обвинения выдвинутые Парламентом против Президента;
· во Франции наблюдают за проведением референдума и объявляют его результаты;
· в Испании рассматривают конфликты по вопросам компетенции между центральными и областными органами;
· в Албании, Египте, Польше дают толкование конституции и представляют заключения высшим органам государства по конституционным вопросам;
· в Германии объявляют неконституционными политические партии;
54. Дуалистическая монархия. Основные особенности данной формы правления.
Монархия (гр. monarchia - единовластие) - форма правления при которой главой государства является монарх; власть монарха ,как пр., является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа Дуалистическая М. - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия; переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.
В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.
55. Классификация прав и свобод человека и гражданина в ЗС.
Конституционные права и свободы, как правило, подразделяют на 4 группы: права и свободы, выражающие равноправие граждан; социально-экономические; политические права и свободы; личные права и свободы.3.1. Права и свободы, выражающие равноправие граждан.Конституции большинства государств устанавливают нормы, обеспечивающие: равенство граждан перед законом; равноправие независимо от расы и национальности; равноправие женщины и мужчины. 3.2. Социально-экономические права Конституции зарубежных стран, принятые до I Мировой войны не упоминали о социально-экономических правах личности и граждан. Только конституции Мексики 1917г. и Германии 1919 г., принятые после революционных событий содержали отдельные упоминания о этих правах. 3.2.1. Право собственности и ее наследования Об этом праве говорится во всех современных конституциях, имеющих в виду частную собственность, защита которой гарантируется государством. Конституции социалистических стран, таких как КНДР, говорят о личной собственности, защита которой гарантируется. С правом собственности тесно связано право на свободную предпринимательскую деятельность Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если она не запрещена законом. Для реализации этого права существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности. Право на труд и свободу труда. Конституции стран социализма устанавливают право на труд, а не на свободу труда. На практике это означает, что все трудоспособные и желающие трудиться лица обеспечиваются гарантированной работой. При этом ликвидируется безработица. 3.2.4. Право на отдых – означает установление в законодательном порядке предельной продолжительности рабочей недели в 40 часов (в целом ряде стран, особенно так называемых развивающихся, это не устанавливается), предоставляется один или два дня в неделю выходных, ежегодный оплачиваемый отпуск (Япония – 8 дней, США – 23 дня, Испания – 5 недель). В то же время во многих странах законодательно отпуска не предусматриваются. 3.2.5. Конституции большинства государств предусматривают право на забастовку – означающие коллективное прекращение работы с выдвижением требований к работодателю или государству. Право на охрану здоровья. В странах с государственной медициной(социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико. В странах со страховой медициной(Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих. 3.2.7. Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями. Право на образование и свободу образования. 3.2.9. Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов. Право на жилище.3.2.11. Конституции зарубежных стран закрепляют также право на участие в культурной жизни.
3.3. Политические права. 3.3.1. Свобода выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам, т.е. свобода мысли, слова, печати. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры. В то же время, граждане несут ответственность за разглашение государственной и профессиональной тайны (врачебной, следствия), оскорбление, клевету. 3.3.2. Практически все конституции зарубежных стран содержат нормы о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-культурные и иные общества. 3.3.3. Свобода собраний, митингов, демонстраций. Конституции ряда стран подразумевают под этим право собираться мирно и без оружия. 3.3.4. Право петиций, то есть индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государственной власти (главе государства, парламенту, правительству).3.4. Личные права и свободы
3.4.1. Право на жизнь – в правовом смысле оно означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей.
Свобода и личная неприкосновенность
3.4.3. Со свободой и личной неприкосновенностью тесно связаны такие права как неприкосновенность частной жизни и достоинство личности
3.4.4. Свобода совести закрепляемая в конституции означает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов.
3.4.5. Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства
56. Парламентская монархия. Основные признаки.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительства только лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».
Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом. При выражении парламентом недоверия правительству или отказа в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть отправлено в отставку монархом.
Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).
В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом.
Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.
57. Понятие и содержание правового статуса человека и правового статуса гражданина в ЗС.
Национальное законодательство государства призвано:
· признать за каждым человеком его естественные права;
· закрепить за личностью права, характеризующие его как гражданина;
· предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.
Отраженный в национальном законодательстве комплекс названных вопросов образует институт правового статуса личности, который можно определить как закрепленное нормами конституционного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права, фактическое положение личности, т.е. легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов.
Конституционный статус личности
Предметом изучения науки конституционного права являются не все проблемы правового статуса личности, а только основы правового статуса личности, которые раскрыты в национальных конституциях государств.
Конституционный статус личности есть система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.
Конституционный статус личности различается по субъектам и по объему.
По субъектам:
· конституционный статус человека;
· конституционный статус гражданина;
· конституционный статус иностранного гражданина;
· конституционный статус лица без гражданства.
По объему:
· базовый конституционный статус, которым обладают все субъекты конституционного статуса личности (его содержание составляют естественные права человека);
· полный конституционный статус, который имеют только граждане;
· ограниченный конституционный статус имеют иностранные граждане и лица без гражданства.
58. Полупрезидентская республика. Отличие от президентской и парламентской.
Для такой разновидности республики характерно следующее:
· а) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов;
· б) президент обладает очень обширными властными полномочиями: является главой государства, ему принадлежат основные полномочия в исполнительной власти, он же верховный главнокомандующий;
· в) правительство назначается президентом, работает под его общим руководством. Но оно нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия правительству парламентом влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В таких республиках государственный режим, как правило, дуалистический.
В полупарламентарной республике президент может быть «сильным» и «слабым».
Так по Конституции Франции 1958 года, Президент обладает так называемой регламентарной властью. Поскольку законодательные полномочия парламента ограничены Конституцией, то есть он может принимать законы только согласно перечню, содержащемуся в Конституции, поэтому Президент имеет право издавать акты, имеющие силу закона. Кроме того, Президент может распускать парламент по своему усмотрению, вне связи с вотумом недоверия, что вообще нехарактерно для данной формы правления. В большинстве постсоциалистических стран установилась полупарламентская республика с сильным президентом. Правительство опирается здесь на парламентское большинство, а всенародно избранный президент направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, нередко выступает в роли «мальчика для битья», поскольку именно на него, а не на президента возлагается ответственность за некачественное проведение в жизнь курса президента.
В таких полупарламентарных республиках сложился президенциальный государственный режим.
В Австрии, Исландии, Ирландии, являющимися полупарламентарными республиками, президент, избираемый населением, имеет значительные конституционные полномочия, однако, на практике он ими не пользуется, т.е. это «спящие полномочия». Поэтому главной фигурой в этих странах является не глава государства, а глава правительства. Сложившийся в них государственный режим типичен для парламентаризма или министериализма.
59. Понятие и содержание конституционного статуса личности в ЗС.
Конституционно-правовой статус человека - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека. Конституционный статус личности различается: 1) по субъектам (к. статус человека / гражданина / иностранного гражданина / лица без гражданства) 2) по объему - базовый к. статус, которым обладают все субъекты 3) по содержанию естественного права человека (полный конституционный статус (гр. Конкретного гос-ва) ограниченный к. статус (ин. гр-не, лица без гр-ва)) Правовой статус - положения, обозначающие роль, место, условия участия личности в ситстеме общ. отнош. и подразумивают всю совокупность прав, свобод и обязонностей индивида. Институт прав и свобод включает следующие элементы: 1. Правовые нормы, регулирующие вопровы гражданства, 2. Общие принципы статусаличности - равноправие, гара6нтированность, неотьемлимость прав и свобод. 3. Основные права, свободы и обязонности. КРФ- норм. акт, закреп. основ. права и свободы индивида. Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод и обязанностей. Речь идет о конституционных (основных) правах, свободах и обязанностях. Правовое положение личности в ЗС характеризуется следующими чертами: 1) Дуализм правового положения личности (человек и гражданин). 2) В демократических государствах характерной чертой является наличие большого круга прав и минимум обязанностей; для стран с тоталитарным режимом - большое количество обязанностей и минимум прав. 3) Конституции ЗС устанавливают 2 способа формулирования конституционных прав свобод: а) позитивный принцип (права и обязанности разъяснены); б) негативный принцип (разрешено все, что не запрещено). Принципы правового положения личности в ЗС: 1) Равноправие (тройболизм - нарушение равенства). 2) Запрет на незаконные ограничения прав и свобод. Основания для ограничения прав: нарушение прав и свобод других граждан; нарушение нормального функционирования общества и государства; интересы обеспечения нравственности граждан и их здоровья; Ограничения названы в определенных нормативных актах - генеральные клаузумы. 3) Гарантированность прав и свобод (конституционные, судебные и материальные). 4) Соответствие норм национального права нормам МНП. Важнейшие международные НПА: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международный пакт о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к этой Конвенции. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.
60. Суперпрезидентская, монократическая и теократическая республика. Основные признаки.
Суперпрезидентская республика устанавливается обычно в результате военного переворота и характеризуется следующими чертами:
· президент получает свои полномочия нелегитимным путем: то есть как предводитель переворота, или как глава хунты (коллективный орган мятежников);
· президент наделяется обширными полномочиями при фактическом отсутствии контроля со стороны парламента и судебной власти;
· президентские полномочия реализуются в условиях непрерывного чрезвычайного положения, когда отменяются или ограничиваются конституционные гарантии прав и свобод человека, проводятся массовые репрессии против оппозиции. Подобная форма правления была характерна для многих государств Латинской Америки, а также в Португалии и Испании в 30-70-гг XX века.
Монократическая республика характеризуется следующими признаками:
· особым статусом главы государства, являющегося единоличным носителем исполнительной власти, неконтролируемого законодательной и судебной властью;
· совмещением поста президента и лидера правящей, как правило, единственной партии;
· президент занимает свой пост очень длительный срок, а президенты Заира, Туниса, Уганды, Туркменистана провозглашались конституционными актами пожизненными президентами, то есть в таких государствах возникла своеобразная форма президентского абсолютизма.
Особой разновидностью республиканской формы правления является теократическая республика. Отличительной особенностью такой республики является участие духовенства в непосредственном управлении государством. Так, в Иране согласно Конституции 1979 года, имеются избранные народом Парламент (Меджлис) и Президент, однако, наряду с ними Конституцией предусмотрен пост политического и духовного Руководителя иранского народа, который занимает один из высших духовных иерархов страны. Он избирается мусульманским Советом экспертов. Решения политического и духовного Руководителя обязательны для Президента, Меджлиса и других органов светской власти.
Именно Руководитель подписывает указ о назначении Президента после его избрания. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии внутренней и внешней политики Исламской Республики Иран, контроль за правильностью ее претворения в жизнь, назначение и отстранение от должности членов Совета по охране Конституции, главы судебной власти страны, объявление войны и мира, командование вооруженными силами, объявление амнистии и помилование. Политический режим при такой форме правления – клерикально-авторитарный. Государственный режим близок к абсолютизму.
61. Понятие гражданства и подданства в ЗС.
Гражданство - это правовая связь физического лица и государства (республики), т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей; принадлежность лица к определенному государству, его устойчивая правовая связь со своим государством, порождающая права и обязанности лица по отношению к государству. Подданство - это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е. признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей. Гражданство может быть получено: 1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению - филиация. 2. в процессе натурализации - по заявлению и решению специальных органов, по закону (вступление в брак, усыновление). Проживание в стране определенное число лет, знание языка, кандидат не должен иметь определенных заболеваний, не должен состоять в партиях с целю насильственного изменения к. строя, в арабских странах подданство принимают только мусульмане. 3. восстановление в гражданстве - по заявлению и решению специальных органов. 4. оптация - выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг - от Великобритании к Китаю) или провозглашение части территории государства новым независимым государством. 5. Трансферт - переход территории 1 государства к другому с обязательной сменой гражданства (ФРГ и ГДР - ГДР прекратило существование, граждане -> ФРГ) 6. Регистрация - упрощение порядка, если родители лица явл. гражданами страны. Гражданство детей: если родители меняют гражданство, то малолетние дети (до 14 лет) автоматически приобретают новое гражданство родителей, подростков обязательно спрашивают о согласии сменить гражданство. Прекращение гражданства: 1) Добровольный выход (отказ от гражданства). 2) Утрата гражданства. Происходит автоматически, вследствие совершения действий не совместимых с пребыванием в гражданстве (поступление на государственную или военную службу в иностранном государстве; брак, если это связано с пребыванием в гражданстве, проживание в течении определенного срока в другой стране, переход в другое гражданство). 3) Лишение гражданства (принудительная мера государства, распространяемая на натурализованных граждан). Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны (экспатриация). Правовое положение бипатридов и апатридов. Апатриды (лишенные Родины) - лица без гражданства. Бипатриды - лица с двойным гражданством (2 и более). Россия допускает двойное гражданство, но законодательство устанавливает ограничения для таких лиц в виде запрета находится на госсслужбе, занимать высшие должности государства. Причины принятия второго гражданства: вступление в брак с иностранцем, этническое или религиозное происхождение, участие в специальной экономической программе, приобретение собственности, служба в вооруженных силах (ЮАР и Франция), особые заслуги перед страной. Влечет за собой различные юридические последствия, порождаемые коллизиями о гражданстве.
62. Выборы, избирательное право в зарубежных странах: понятие, виды, значение.
В большинстве современных государств выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Именно участие в выборах есть важнейшее средство, с помощью которого избиратели получают возможность осуществить контроль за формированием и деятельностью законодательных и исполнительных органов власти: парламента, главы государства, правительства, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, получающих пост в итоге выборов.
Ограничение принципа выборности представительных органов власти, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов выборов, означают переход от демократии к авторитаризму.
Под избирательным правом понимается также субъективное право гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего при выборах. Избирательное право в субъективном смысле означает право гражданина быть зарегистрированным в качестве избирателя или кандидата, право на подачу голоса, а также ряд обязанностей со стороны государства. Избирательное право ряда государств включает в себя понятие активного и пассивного избирательного права.
Главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является КОНСТИТУЦИЯ государства. Конституция определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.
Активное избирательное право – это установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя, а также быть полноправным участником референдума.