Отечественная наука о политологии
Глубокие и прочные основы и немалые достижения характерны для развития политической мысли в России. Еще в Киевской Руси весьма плодотворно исследовались и развивались разнообразные политические идеи. В центре внимания политических рассуждений в Древней Руси были проблемы происхождения и эволюции государственности. С Созданием единого русского государства с центром в Москве осмысление проблем государства шло в неразрывном единстве с результатами эволюции церкви и ее идеологии, национальной культуры, национального самосознания. В ХV в. сформировалась концепция «Москва – третий Рим», обосновавшая великодержавные, имперские амбиции московских русских царей. Немало было сделано в процессе становления Московского государства для идейно-политического обоснования необходимости самодержавия. В свою очередь, постепенно формируются и оппозиционные системы, свободолюбивые взгляды и идеи. Противоборство абсолютистской и антиабсолютистской идеологией особенно напряженно идет на протяжении ХVIII-ХIХ вв. По мере разложения самодержавно-крепостнического строя в России формируется широкий спектр политических идей и концепций по проблемам политического переустройства общества, среди которых были различные разновидности консерватизма, либерализма и политического радикализма. В то же время складываются и течения так называемых «западников» «славянофилов», расходившиеся по вопросу об отношении к заимствованиям и национальным особенностям в плане их преломления в проектах практического переустройства российского общества.
С восстанием декабристов в 1825 г. начинается период практических опытов и экспериментов в России на основе тех или иных законченных концептуальных политических построений (доктрин). В противостоянии разным формам политического радикализма самодержавие и правящая политическая элита стремилась создать соответствующую идейно-политическую альтернативу. Выражением ее стала официозная национальная идея, нашедшая отражение в формуле «православие, самодержавие, народность», во многом концентрировавшая соответствующим образом адаптированные взгляды славянофилов. В борьбе с ней формируется революционно-демократическая политическая идеология, представленная взглядами В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.П. Огарева (1813-1877), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и др. Сторонники революционно-демократической политической идеологии побуждали к активным действиям в целях революционного преобразования в России, призванным увенчаться, как считал, например Н.Г. Чернышевский, демократизацией государственного строя и установлением «социальной республики». Воспринявшие многие идеи у революционеров-демократов последующие поколения российских приверженцев радикальных преобразований, в том числе народники, анархисты, социал-демократы, в конечном итоге существенно повлияли не только на сформировавшееся в России понимание политики и происходящего в ней, но и на конкретную политическую практику, политическую эволюцию страны. Значительную роль в развитии отечественной школы исследования политики сыграли также взгляды К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, в трудах которых поднимались многие аспекты развития власти, государственности, в том числе правового государства.
Начало ХХ в. отмечено в России крупными революционными потрясениями, завершившимися в октябре 1917 г. коренным преобразованием общественно-политического устройства страны. Развитие российской политической мысли в традиционных до 1917 г. направлениях (консерватизм, либерализм, социализм) продолжились после событий октября 1917 г. в условиях эмиграции. Либерально-консервативное направление политической мысли в русском зарубежье особенно ярко представляют работы С.Н. Булгакова (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), Н.А. Бердяева (1874-1948), И.А. ильина (1883-1954). Так, Н.А. Бердяев доказал, что государство, основанное на праве и законе, является большой ценностью, чем социализм или анархизм. И.А. Ильин в написанных за пределами России работах рассматривал отличия правового государства от тоталитарного, достоинства и несовершенства современных форм правления и т.д.
В советский период понимание политики диктовалось в первую очередь разработанными на базе классических марксистских постулатов важнейшими ленинскими политическими доктринами, в числе которых – учение о партии нового типа, концепция партийно-государственного социализма, особая форма федеративного устройства в рамках СССР и т.д. После свертывания в конце 20-х гг. развития внутрипартийной демократии в рядах большевиков и установления жесткого идеологического контроля в советском обществе политическая теория и практика в СССР развивается под влиянием политических идей и руководством И.В. Сталина. С его именем связано утверждение тоталитарного режима, максимальное усиление государственной и коммунистической партийной власти в СССР, теоретическое обоснование масштабного политического террора в советском обществе. После мер по преодолению культа личности Сталина наметился позитивный сдвиг в развитии политической мысли в СССР, возникли более благоприятные условия для научных изысканий в сфере политики. В середине 60-х гг. была создана Советская (ныне - Российская) ассоциация политических наук, при участии которой в 1979 г. в Москве состоялся 12-й Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. На протяжении 70-80-х гг. российские исследования политики постепенно обогащаются все новыми и новыми политическими понятиями и категориями, расширяется тематика исследований, посвященных политике.
Косвенной заслугой СССР в развитии мировой политической науки ХХ в. является то, что именно политика СССР во многом породили политический бум в США во время Второй мировой войны, обусловили многие качественные стороны и особенности развития западноевропейской политической мысли.
В СССР политическая наука как таковая долгие годы была в списке «буржуазных лженаук». В то же время практические потребности в изучении политики диктовали необходимость создания и в СССР соответствующих учебных и научных учреждений. Целый ряд аспектов, направлений в исследовании политики проходили в рамках изучения таких идеологических дисциплин, как история КПСС, научный коммунизм и т.п. В Советском Союзе была создана целая группа специальных институтов Академии наук, занятых изучением основных регионов зарубежья. В числе их – Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Африки, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Институт Востоковедения и т.д. Значительная часть исследований этих институтов была посвящена политологической тематике. Это позволило создать собственное оригинальное и высокопрофессиональное направление, национальную школу политологических исследований, значительный отряд высококвалифицированных специалистов – политологов, которые, несмотря на влияние на них идеологических ведомств и идеологически догм, сумели создать немало глубоких и авторитетных работ. С конца 80-х гг. политология получает официальное признание в СССР. Свидетельством тому стало присуждение в 1989 г. ученых степеней кандидата и доктора по политическим наукам. Опираясь на созданный еще в советский период потенциал и пользуясь идеологическим и политическим раскрепощением, отечественная политология в 90-е гг. смогла бурно прогрессировать, обоснованно добиваясь широкого международного признания достижений наших исследователей политики.
Отдельно хочется сказать об истории становления и развития в нашей стране прикладной политологии. Она насчитывает уже достаточно продолжительный период. Попытки российских ученых очернить предмет и функции прикладной политологии прослеживаются еще со второй половины ХIХ в. Так, в капитальном труде А. Стронина «Политика как наука» (1872 г.) политическое значение разделяется на фундаментальную «теоретическую науку» и прикладное «практическое искусство». В соответствии с этим работа А. Стронина распадается на две части, в первой описывается фундаментальные концепты и базовые модели социального и политического процесса, а вторая носит вполне прикладное название «Политическая диагностика и прогностика России. Подчеркивая, что теоретический фундамент, науку политики надо подкрепить искусством, при этом А. Стронин расшифровывает свое понимание «политического искусства», которое, по его мнению, должно состоять в распознавании и предпознавании по данной политической теории данных политических фактов, т.е. в конкретном анализе событий, диагностике и прогнозировании конкретной политики. Данный подход получил развитие в серии эмпирических исследований уездной системы местного самоуправления, проведенных профессором Казанского университета В. Ивановским, в фундаментальных трудах выдающегося русско-американского ученого П.А. Сорокина, а также Б.Н. Чичерина, рассматривавшего политику в качестве науки достижения государственных целей, которая подходит к характеру наук прикладных, показывающих, как, отправляясь от достоверного исследования законов и пользуясь ими, можно достигать практических целей.
Примечательно, что и марксистская трактовка «политики как науки и искусства» с акцентом на ее прикладной характер во многом осуществлялась в том же контексте. Это в определенной степени было обусловлено также тем, что деятельность ведущих авторитетов русского марксизма, в том числе Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, сочетала в себе как научно-теоретический, так и практический аспекты. В связи с этим в рамках советского марксизма сформировалось довольно специфическое видение прикладной политологии как стратегии и тактики КПСС – ведь корни отечественного прикладного марксизма уходили не только в эпоху рубежа ХIХ-ХХ вв., но и в русскую революционную демократию, народничество ХIХ в., десятилетиями оперировавших категориями «философии практики» и «теории действия» (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин и др.). Такой подход так или иначе соответствовал и политическим идеям классиков марксизма, а также опыту европейской социал-демократии.
В итоге после 1917 г., когда место «единственно верной» фундаментальной социально-политической теории занял марксизм-ленинизм, роль прикладной политологии выполняла общая теория коммунистической стратегии и тактики в комплексе с конкретными схемами строительства тех или иных институтов советской политической системы, которые преподавались в партийных, комсомольских, профсоюзных школах. Соответственно, прикладные разработки в области внутренней и внешней политики в советский период оказались перенесены в сферу теоретико-аналитического обеспечения деятельности партийно-советских институтов (ЦК, КПСС, КГБ, МИД СССР и т.д.). Достаточно пристальное внимание к прикладным технологиям политического правления, способам идейно-психологического манипулирования, пропаганды, контроля, в том числе в рамках социально-политических технологий под названием «партийное строительство», «коммунистическое воспитание» и т.д., реализовывавшихся через сеть политического просвещения, образовательных учреждений, подконтрольных КПСС средств массовой информации, через широкий спектр отраслей искусства, позволило «советской модели» социализма, несмотря на все ее слабости, пороки, уязвимые места, просуществовать достаточно долго.
К середине 1980-х гг. марксистско-ленинская теория, в частности концепция развитого социализма, выполняли роль базиса по отношению к таким политическим дисциплинам прикладного характера, как теория социального управления, партийная стратегия и тактика, пропаганда и контрпропаганда, коммунистическое воспитание и т.д. Таким образом, советский вариант прикладной политологии был непосредственно вплетен в политическую практику СССР.
С началом так называемой «перестройки» развитие советской прикладной политологии вышло на качественно новый уровень. Для понимания быстро меняющийся проблемно-политической ситуации в стране и тенденций ее развития потребовались настоящие профессионалы, владеющие специальными методами политического анализа, диагностики, прогнозирования. К концу 1980-х гг. особенно возросла потребность в специалистах, владеющих специальными политическими технологиями в целях обеспечения потребностей политиков самой разной ориентации и стоящих за ними различных общественно-политических сил. Прикладная политология перестала быть «закрытой» дисциплиной, предназначенной для узкого круга коммунистических функционеров. На рубеже 1980-1990-х гг. создается и затем быстро растет целая сеть политологических центров, обеспечивавших информационно-аналитическую поддержку различных как государственных, так и не государственных общественных структур. Прикладная политология активно вмешивается с этого времени в политическую жизнь России, становиться ее неотъемлемым элементом. В связи с этим как в рамках политологических центров, так и в обобщавших итоги их деятельности работах многое делается для создания и обоснования новых, отвечающих особенностям и потребностям современной российской политики политических технологий.
Что касается оснований для столь бурного прогресса прикладной политологии, то они в России имелись. Ранее прикладные исследования внутриполитических ситуаций в СССР, а также в других странах, выполнявшиеся аналитическими структурами КГБ и МВД СССР, другими специальными ведомствами, а также уже упоминавшимися институтами АН СССР по заказу директивных органов, были практически засекречены. Отныне такие исследования широко используются в практике реформирования государства и деятельности вновь сформированной политической элиты современной России. Если учесть, что деятельность названных центров прикладной политологии строилась также на использовании международно признанных методик прикладного анализа, то продукция их имела достаточно качественный характер и привела к переходу многих сотрудников данных центров на обслуживание конкретных политиков и различных групп нынешней российской политической элиты.