Национально-государственное строительство

1. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР.С конца 20-х годов в условиях форсированных методов индуст­риализации начался процесс жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе. В результате объем полномочий и прав цент­ральных органов власти по вопросам руководства промышленностью и финансами менялся в сторону их расширения. Многие республикан­ские предприятия были переданы в непосредственное подчинение со­юзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. С1930 г. все кредитование сосредо­точилось в Госбанке СССР. Произошла централизация судебной систе­мы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непос­редственно ставить вопросы в ЦИК СССР — предварительно они дол­жны были выноситься в СНК СССР). При этом продолжился рост числа союзных и союзно-республиканских наркоматов.

2. Изменение статуса республик в составе СССР.Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. проис­ходил процесс национально-государственного строительства, кото­рый осуществлялся по следующим направлениям:

— образование новых союзных республик;

— изменение государственно-правовой формы некоторых ре­спублик и автономных областей;

— административно-территориальные изменения (упразднение прежнего деления на губернии, уезды, волости и введение новых адми­нистративных единиц: края, области, национальные округа, районы).

В 1924 г. в результате национально-государственного размежева­ния в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими граница­ми расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. — Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федера­ция, и Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР как республики. В 193 9 г., после подписания советско- гер­манского пакта о ненападении и введения войск на территорию Поль­ши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940 г.) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя бы­ла преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия, которая была присоединена к вновь образованной Молдавской ССР, и Север­ная Буковина, вошедшая в состав УССР.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

1. Выравнивание уровня развития регионов.Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отста­лости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых нацио­нальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закав­казье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнова­ния на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

2. Социально-культурное значение.Национальная политика со­ветского правительства имела позитивные результаты в области разви­тия культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20—30-е годы здесь были созданы национальные шко­лы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917г.имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% яв­лялись представителями коренной национальности).

3. Противоречия в советской национальной политике.Совет­ская национальная политика характеризовалась серьезными противо­речиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оста­вался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрирова­лась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные реше­ния принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практиче­ской реализации стал рассматриваться как право игнорирования наци­ональной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвиже­ния к коммунизму. Отрицательным образом сказались на националь­ной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

Одновременно советское руководство добивалось пресечения се­паратистских тенденций в национальных регионах путем «корениза-ции» местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жест­ком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализ­мом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции госу­дарственной национальной политики создавали почву для формирова­ния потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

ВЫВОДЫ

1. Образование многонационального союзного государства отве­чало многим историческим икультурным традициямнародов, проживавших на территории бывшей Российской империи.

2. Создание СССР способствовало укреплении? геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

3. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многона­циональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже врамках оформившейся административной системы. К концу 30-х годов в СССР произошел окончательный переход кунитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Наши рекомендации