Естественное и позитивное право.

Естественное право.

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека.оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право.

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование: оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом:

Естественное право Позитивное право
1. считается производным от естественного порядка вещей 1. искусственное создание, сотворённое людьми.
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права.
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры

85. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права– властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

· осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);

· имеет индивидуальный характер;

· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

· реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

· завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

· его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

· совершение правонарушения;

· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

· относимости (имеют отношение к делу);

· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

· полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:

· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;

· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).

По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.

По форме: указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;

По способу принятия (процедуре): коллегиальные и единоначальные;

По юридическому значению:

· Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;

· Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;

По способам выражения: Акты-документы; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);

По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);

Различия между АП и НПА:

· АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПАобщие общественные отношения;

· НПАисточник права, АП – сам принимается на основе действующих норм права;

· НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;

· АП характеризуется единовременным действием, НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации.

Общее между АП и НПА:

· издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;

· обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;

· имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.

Наши рекомендации