Естественное и позитивное право.
Естественное право.
Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека.оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.
Позитивное право.
Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование: оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.
Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.
Основные различия между естественным и позитивным правом:
Естественное право | Позитивное право |
1. считается производным от естественного порядка вещей | 1. искусственное создание, сотворённое людьми. |
2. возникает вместе с возникновением человеческих цивилизаций и культуры | 2. возникает значительно позже, с возникновением государственности |
3. естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписанных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований | 3. позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера |
4. свободу, право на жизнь, личное достоинство человек приобретает по факту рождения. Они принадлежат ему изначально и безусловно. Никто не вправе посягать на них. | 4. свободы и права человек получает от государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать, но и отнять права. |
5. естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозные, нравственные и этические начала, связывающими его с ценностями культуры | 5. отождествляется с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, а не культуры |
85. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Применение права– властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
· осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);
· имеет индивидуальный характер;
· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности);
· реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
· завершается вынесением индивидуального юридического решения;
· его основания регулируются законодательством.
Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:
· совершение правонарушения;
· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);
· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);
· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.
Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:
· относимости (имеют отношение к делу);
· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);
· полноты (наличие всех доказательств).
Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.
Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:
· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.
Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.
По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:
· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;
· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).
По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.
По форме: указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;
По способу принятия (процедуре): коллегиальные и единоначальные;
По юридическому значению:
· Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;
· Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;
По способам выражения: Акты-документы; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);
По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);
Различия между АП и НПА:
· АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПА – общие общественные отношения;
· НПА – источник права, АП – сам принимается на основе действующих норм права;
· НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;
· АП характеризуется единовременным действием, НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации.
Общее между АП и НПА:
· издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;
· обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;
· имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.