Объем толкования норм права.
Толкование норм права по объему – это такое толкование, при котором мы сопоставляем действительный и буквальный смысл нормы права. Это одна из характеристик конечного результата, достигаемого лицом с использованием тех или иных приемов толкования. При этом прежде всего необходимо четкое определение содержания предписания, которым лицо будет руководствоваться в своем правовом поведении, причем в некоторых случаях возможно расхождение между действительным, реальным и буквальным смыслом толкуемой нормы. В зависимости от объема полученного результата выделяют адекватное (буквальное), ограничительное и распространительное толкование.
При адекватном (буквальном) толковании действительный смысл правовой нормы соответствует ее содержанию, выраженному в текстуальной форме. В этом случае наблюдается совпадение смысла (духа) и буквы закона. При ограничительномтолковании действительный смысл правовой нормы будет уже ее буквального смысла, ее текстуального выражения. При распространительном толковании действительный смысл правовой нормы оказывается шире, чем ее текстуальное выражение. В литературе обычно указывается на то, что большинство правовых норм толкуется буквально.
Говоря об адекватном, расширительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.
1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки и т.д., четко определенные в самом нормативном акте; иными словами, существуют нормы права, которые толкуются преимущественно буквально, например, в соответствии с п. 21 ст. 5 УПК РФ (п. 16 ст. 6 УПК РБ) "ночное время" – время с 22 ч до 6 ч по местному времени.
2. Ограничительное или расширительное толкование возможно только тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать. Обычно ограничительное или расширительное толкование применяется тогда, когда при изложении правовой нормы употреблено слово или выражение, обозначающее по объему более широкое или более узкое понятие по сравнению с тем, которое имелось в виду.
3. Ограничительное или расширительное толкование может вытекать из систематического способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы. Специальная норма права отменяет в части своего действия общую норму (см., например, ст. 158 УК РФ "Кража", в ч. 1 которой содержится общая норма, в ч. 2–4 – специальные нормы по отношению к предписанию, находящемуся в ч. 1 – они ограничивают последнее в части своего действия).
4. В отдельных случаях в законодательстве прямо указано на возможность ограничительного или расширительного толкования норм права. К примеру, в ч. 1 ст. 61 УК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие наказание, а в ч. 2 указано, что "при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
5. Расширительное толкование выходит за букву отдельной правовой нормы, но не за ее смысл. В то же время при несовершенстве законодательства юридическая практика иногда может стремиться к игнорированию писаного права, к изменению его смысла в процессе толкования. В связи с этим еще в советский период развития теории государства и права указывалось на два основных подхода к толкованию правовых норм – статический и динамический. В первом случае устанавливается действительный смысл нормы права без изменений и искажений; в рамках этого подхода и рассматриваются указанные выше виды толкования норм права по объему адекватное, ограничительное и расширительное. Динамический подход к толкованию предполагает максимальное приближение нормы права к жизни, при необходимости не следует останавливаться и перед изменением, корректировкой предписания.
В различные периоды развития общества менялось и соотношение статического и динамического подходов к толкованию норм права. В послереволюционные годы преимущество имел динамический подход. В достаточно стабильных условиях, при развитом законодательстве и провозглашении принципа законности единственно допустимым официально признается статический подход.
Авторитарный режим.
Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на полный контроль над обществом, называется авторитарным.
Характерные черты авторитаризма:
а) Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках, прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
б) Политические права и свободы граждан в значительной степени ограниченны. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: « все, что не разрешено - запрещено».
в) Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.
г) В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае - все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствует вообще.
д) Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.
е) Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используется на подавление общественных сил, выступающих против властей. Но они не проводят массовых репрессий.
ж) В обществе доминирует официальная идеология, но запускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь отделена от государства, но фактический находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.
з) Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основано не только на насилие, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.
и) Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.
к) При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе могут процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.
л) Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
м) Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.
Авторитаризм - это режим, при котором общество легко может «перескочить» из тоталитарного в демократический, что и приводит к анархии (от др.-гр. «avapxia» - безвластие, беспорядок, отсутствие власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека) и, как следствие, к новой диктатуре.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ.
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.