Реформаторский курс Н.С. Хрущева.
Смерть Сталина 5 марта 1953 г открыла дорогу реформам, но вместе с тем сразу же началась борьба за власть, в которой победил Н.С. Хрущев. Начали регулярно созываться партийные собрания всех уровней. Были пересмотрены дела тех, кто был репрессирован в результате политических процессов в послевоенное время, упразднены внесудебные органы, введен партийный контроль под органами государственной безопасности. Началась постепенная десталинизация советского общества, т.е. процесс постепенной ликвидации наиболее явных черт тоталитаризма, в том числе культа личности Сталина.
В феврале 1956 года Хрущев выступил с докладом на XX съезде КПСС, в котором разоблачил сталинизм. Он обвинял Сталина в чрезмерном сосредоточении в своих руках власти, культе личности, репрессиях, нарушении законности, неудачах в первые годы войны. К этой проблеме он еще раз вернется на XXII съезде КПСС. Тем не менее, признавалось, что, несмотря на ошибки, в СССР строилось социалистическое общество.
На путь глубоких преобразований Хрущев так и не встал. В политике Хрущева проявлялась импульсивность, непродуманность, поспешность, что дало основания для обвинения Хрущева в волюнтаризме (политика, основанная на мнении одного человека, не считающегося с реальностью).
К концу правления Н.С. Хрущева в различных слоях общества все более назревало недовольство, в высшем партийном аппарате сложился заговор о лишении Хрущева власти. В 1964 г Хрущев был отправлен в отставку.
Во второй половине 1953 г начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения. Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин. В 1958 г была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику.
В конце 50-ых годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. Ярким примером волюнтаризма был повсеместный переход к посеву кукурузы.
Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.
В начале 1955 г Маленков - сторонник стратегии развития легкой промышленности – был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение плана 6-ой пятилетки и семилетки( 1959-1965 гг). На рубеже 50– 60-ых годов почти три четвертых общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Продолжалась механизация производственных процессов промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.
Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий.
Во второй половине 50-ых годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности.
В 1957 г был принят закон по перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства- совнархозы.
К концу 50-ых годов произошли изменения в социальной структуре общества. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на 2 часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и Вузах.
В конце 50-ых годов, когда Хрущев заявил о строительстве коммунизма в СССР, началась борьба с личными подсобными хозяйствами. В начале 60-ых годов все чаще ощущались перебои в обеспечении продовольствием, при этом цены росли.
СССР в 60-е – сер. 80-х гг.
С отставкой Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин.
Новые руководители полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе.
Экономическая реформа А.Н. Косыгина. В этой реформе предприятиям предоставлялась некоторая свобода в распоряжении средствами. Предприятия переводились на хозяйственный расчет. После необходимых отчислений государству, они могли пустить оставшиеся средства на повышение заработной платы, на развитие социальной сферы. Сокращалось число обязательных плановых показателей.
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства. Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло.
Характерной тенденцией 70–х годов стала централизация и бюрократизация управления экономикой. Если в СССР в 1965 г. – насчитывалось 30 центральных ведомств, то в начале 80–х годов 100 союзных и 800 республиканских министерств.
С 70-х годов в мире начинается переход к информационному обществу, развертывается научно-техническая революция. Правительство понимало необходимость научно-технического прогресса, однако это оставалось на бумаге. Советский союз только в области космической технологии был на высоком уровне.
Основу составлял топливно–энергетический комплекс. Проявились такие негативные явления, как снижение фондоотдачи, медленное освоение новых производственных мощностей, усиление расточительного характера экономической деятельности, преобладание экстенсивных факторов в экономике страны. Директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей.
Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.
В самой КПСС решающая роль принадлежала руководящему аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Происходит противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.
После кончины Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) была предпринята попытка пробудить обновленческие реформационные намерения «низов» и «верхов». Она была связана с кратковременным пребыванием на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (ноябрь 1982 г. – февраль 1984 г.). Однако программа социально–экономических преобразований не успела воплотиться в жизнь. После смерти Ю.В. Андропова проблема лидерства опять предстала во всей своей драматичности. Избрание К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС в феврале 1984 г. означал возвращение к брежневской модификации партократической системы.
Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека.
Перестройка в СССР.
В 70–е – начале 80–х годов в советском обществе стали нарастать застойные явления. Одновременно возникло осознание необходимости радикальных перемен в экономической и политической системах, которые начались в апреле 1985 года.
Перестройка в стране, начатая в 1985 году, не мыслилась сразу как крутой политический поворот в истории развития СССР. К этому времени в руководстве партии сформировалось партийное ядро во главе с М.С. Горбачевым, А.Я. Яковлевым, Э.А. Шеварнадзе. Однако, высшее партийное руководство не имело четкого представления о путях и методах перестройки.
Перестройка экономической системы прошла несколько этапов.
IВ 1985-1986 гг. Предпринимались попытки улучшить систему при ее сохранении основе ускорения социально–экономического развития страны, научно–технического обновления производства до мирового уровня.
С июня 1987 г. началась радикальная экономическая реформа Она заключалась в ориентации на переход от административных методов к экономическим. На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров (законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации»). Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.).
Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этой реформы. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике". Вслед за тем несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Авторами одной из них - "Программа 500 дней" - была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. и Программа Н.И. Рыжкова Л.И. Абалкина, принятый за основу. Однако ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться.
Прошедшая в 1988 году XIX всесоюзная конференция КПСС взяла курс на модернизацию политической системы общества, в интересах демократизации, радикальных экономических преобразований в стране. Конференция подтвердила курс на развитие политического и экономического плюрализма.
В декабре 1988 12 сессия Верховного Совета приняла «Закон об изменениях и дополнениях в Конституции». Был учрежден высший орган власти – Съезд Советов народных депутатов СССР.
На состоявшихся 23 марта 1989 года выборах развернулась острая политическая дискуссия. В состав депутатов вошли многие сторонники продолжения преобразований: Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак и др.
В марте 1990 г. III чрезвычайный съезд народных депутатов СССР ввел институт президенства. 15 марта 1990 г. президентом избран М.С. Горбачев.
Важным моментом стала отмена 6 статьи Конституции СССР, в которой утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС. Это дало начало формированию многопартийности в СССР. «Гласность», т.е. освобождение печатного слова и исторической памяти - неотъемлемая составляющая перестройки. В 1987 г. создана комиссия по изучению материалов дел репрессированных.
35. Распад СССР и образование СНГ.
Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Распространялось сепаратистское движение. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости.
Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло. Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.
В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения. В результате этих переговоров был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ.
Тожественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.
Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С.Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.
Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.
Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.