К теме: Историческое развитие средневекового европейского права
1. Известно, что средневековое европейское право было сложным по своей структуре. Известно и то, что оно структурировалось в соответствии с одним из фундаментальных средневековых принципов. Назовите данный принцип и установите, соответствует ли данному принципу привычная отраслевая структура права, предусматривающая выделение права уголовного, гражданского, административного, финансового и т. п.?
2. Какому из трех элементов правоотношения в Средние Века принадлежала ведущая роль?
3. Объясните, почему средневековое право нередко именуют правом кулачным? Каким было соотношение права и произвола в эпоху средневековья?
4. Известно, что система источников средневекового европейского права была многообразной. Известно и то, что роль различных источников права на разных этапах средневековья была неодинаковой. Установите, какие из источников права доминировали в период раннего средневековья, какие на этапе зрелого средневековья, а какие в период высокого средневековья?
5. Известно, что на территории бывших римских провинций раннесредневековые суды применяли «вульгарное право». Как вы думаете, почему оно смогло заменить собой посткласическое римское право?
6. Объясните, почему первый период в развитии средневекового европейского права получил название «периода господства обычного права»?
7. Назовите основные признаки обычного права. Установите, какой из них наиболее очевиден и доступен обыденному сознанию?
8. Было ли обычное право континентальной Европы одним из самых гибких в истории или же оно отличалось неподвижностью? Существует ли какая-либо связь между забывчивостью и развитием обычного права?
9. Какие средства применялись средневековыми людьми в целях преодоления тех искажений, которые возникали в процессе передачи правовой информации от одного поколения людей к другому.
10. Имел ли значение авторитет прошлого в процессе развития обычного права? Какую роль он играл в механизме формирования обычного права?
11. Объясните, почему в раннесредневековой Европе господствовал этноправовой принцип действия обычного права? Какой принцип пришел ему на смену в X в.?
12. Установите, в соответствии, с каким критерием французское королевство разделилось на две части: Север и Юг? Каково юридическое значение такого подразделения?
13. Найдите буквальный перевод одного из памятников средневекового германского права «PactaleqisSalicae». Объясните, почему он не совпадает с привычным названием «Салическая Правда»?
14. Почему специалисты охарактеризовали «Салическую Правду» в качестве «свиного кодекса»? Подумайте, какому из субъектов права адресовано большинство статей «Салической Правды»?
15. Объясните, почему известный французский медиевист М. Блок выразил свое несогласие с теми учеными, которые рассматривали правовые обычаи X в. в качестве территориальных обычаев?
16. В XII – XIII в. мощные социальные группы стали испытывать потребность в замене обычного права более совершенным правом. Установите, к какому из средневековых сословий принадлежали эти группы?
17. Определите ту европейскую страну, в которой никогда не прекращалось изучение римского права. Свой ответ аргументируйте.
18. Объясните, по каким причинам в средневековой Франции не состоялась рецепция римского права?
19. Установите, какие правовые преграды возникали на пути распространения римского права во Франции и в Германии?
20. Объясните, почему М. Блок уподобил процесс распространения римского права во Франции «эффекту масляного пятна»? Подумайте над тем, какое отношение к данному вопросу имеет гегелевская триада: тезис, антитезис и синтез?
21. Какая римская идея лежит в основе средневекового высказывания: «страна на праве строится»? Почему данная идея на европейском континенте возрождается только в XIII столетии?
22. Объясните, почему королевское законодательство начинает выполнять роль одного из ведущих источников права сравнительно поздно – на этапе высокого средневековья? Какой социально-политической группе Западная Европа обязана растущим авторитетом королевского законодательства?
23. Расскажите как слово «глосса» появилось в словаре средневековых юристов? Назовите имена ведущих глоссаторов.
24. Перечислите и раскройте основные достижения постглоссаторов. Объясните, чем данная школа отличается от школы глоссаторов?
25. Попытайтесь ответить на вопрос: какая из правовых школ становится ведущей на этапе централизации европейских государств? Какой из источников права представители данной школы рассматривали в качестве основного?
26. В чем заключается смысл высказывания: «Ученая доктрина руководит судебной практикой»? Подумайте, каково отношение судебной практики к ученой доктрине в современной России?
27. Перечислите и раскройте основные достижения школы гуманистов. Объясните, кого они ставили в центр любого общественного строя?
28. В какой из стран Западной Европы римское право заменяет собой право национальное?
29. Объясните, почему в университетах средневековой Европы не изучали национальное право? Какое право было положено в основу университетского образования?
30. Поясните, что двигало средневековыми германскими студентами, которые пешком отправлялись в Италию, стремясь попасть туда с единственной целью – послушать лекции университетских профессоров?
31. Кем было создано средневековое право, ставшее прообразом общеевропейского права? Какой из источников права был положен в его основу? Какое наименование данное право получило в эпоху нового времени?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:Становление и развитие Византийской империи
1. Какие споры ведутся в современной науке по поводу названия Византии?
2. Каким было соотношение Paxromana и PaxChristiana в Византии?
3. В чем заключается суть византийской цивилизации?
4. Сколько этапов в своем развитии прошло византийское государство?
5. Каково содержание первого этапа византийского государства?
6. Каково содержание второго этапа византийского государства?
7. Каково содержание третьего этапа византийского государства?
8. В чем заключаются специфические черты византийского варианта общественно-политического развития?
9. Как изменилась атрибутика императорской власти в VII-IX вв.?
10. Какими властными полномочиями обладал Василев?
11. Почему положение византийских императоров было непрочным?
12. Как много их было убито?
13. Существовало ли в Византии престолонаследие?
14. Можно ли говорить о византийской «табели о рангах»?
15. Каким образом было организовано византийское чиновничество?
16. Какое место в иерархии государственных органов занимал государственный совет? Как он назывался?
17. Каково соотношение государства и церкви в Византии? Каков первоначальный смысл слова «симфония»?
18. Каково историческое значение Византии для стран Запада?
19. Каково историческое значение Византии для России?
20. Каким образом было организовано византийское чиновничество?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:Историческое развитие Арабского халифата и мусульманского права
1. Многие считают, что в 630-х годах на Ближнем Востоке произошло «чудо»: незаметные ранее племена арабов, многие из которых вели кочевой образ жизни, объединились в сильную военную державу – халифат. Согласны ли вы с такой точкой зрения. Перечислите и раскройте основные причины образования арабского халифата.
2. Какое название получило политическое движение за объединение арабских племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражающее зарождение нового строя? В чем его суть?
3. Могла ли религиозная вспышка в Аравии произойти не в VII веке, а на 100, 200 или 300 лет раньше или позже? Какие последствия она могла иметь в этом случае?
4 .Почему из Мекки Мухаммада выгнали, а в Медине его охотно приняли?
5. Были ли у Мухаммада предшественники-пророки, происходящие из числа арабов?
6. Какие полномочия, каких должностных лиц соединил в своих руках Мухаммад, став фактическим правителем Медины?
7. Какие мероприятия были предприняты Мухаммадом в целях предотвращения распада первоначального исламского государства со столицей в Медине?
8. Почему после упорного сопротивления Мекка сдалась Мухаммаду в 630 году без боя и он там никого не казнил?
9. Когда и почему умма (мусульманская община) впервые в своей истории столкнулась с необходимостью решения проблемы организации верховной власти?
10. Кого мусульмане считали «праведными» халифами? Как много их было в истории халифата?
11 .Каким путем «праведные» халифы приобретали верховную власть? Что нового в организацию верховной власти было привнесено Омейядами?
12. Чем был знаменит халиф Омар ал-Хаттаб?
13. Каков смысл и происхождение средневековых арабских терминов: «хариджиты», «алиды», «аббасиды», «исмаилиты»?
14. Какие народы соперничали за власть в арабском халифате в 750 году? Почему арабы не играли при этом ведущей роли?
15. Почему мусульмане Андалузии в 756 году приняли беглого принца Омейяда, объявили его правителем и отделились от Багдадского халифата?
16. Чем отличалась система управления завоеванными землями у арабов от такой же системы управления у франков? В чем причины этого различия?
17. Были ли в 750 году государства крупнее и многолюднее халифата?
18. Каков смысл и происхождение титулов восточных правителей: халиф, эмир, султан, паша, хан, шах? Кто и когда принял титул амир ал-муминин?
19. Какой смысл в арабском халифате приобрело персидское слово «диван»?
20. Какие виды налогов были установлены в халифате? Какие из них были заимствованы у персов? Кого принуждали выплачивать «джизию»?
21. Был ли арабский халифат имперским государством? Свой ответ обоснуйте.
22. К какому историческому типу принадлежал арабский халифат? Почему его нельзя относить к феодальным государствам? Какая форма собственности доминировала в халифате?
23. Сколько периодов обычно выделяют в истории арабского халифата? Как они называются?
24. Как называлось высшее должностное лицо, ставшее главным советником при халифе? Какие изменения произошли в объеме их властных полномочий с течением времени?
25. Каким было соотношение судебных и административных функций в халифате?
26. Установите роль и место армии в системе органов арабского халифата. Какие изменения она претерпела по мере развития халифата?
27. Почему арабский халифат оказался непрочным государством?
28. Когда и кем был окончательно завоеван и упразднен восточный халифат? Куда была перенесена резиденция халифов?
29. Объясните, почему мусульманское право именуется правом исламским?
30. Каково соотношение мусульманского права и ислама? Тождественны ли эти понятия? Может быть мусульманское право – это составная часть ислама?
31. Каково влияние незрелости социально-экономических отношений на уровень развития мусульманского права? Наблюдается ли на исламском Востоке нормативный синкретизм (мононормы)?
32. Для какой группы норм мусульманского права характерны: общее происхождение, сходная структура и общий механизм действия? Составляют ли они большинство норм мусульманского права? Каково их соотношение с мононормами?
33. Каким путем была создана большая часть норм мусульманского права? Кто является их создателем: муджтахиды или кади?
34. Как следует понимать словосочетание – «адатный ислам»? Наблюдался ли данный феномен у народов нашей страны?
35. Установите соотношение понятий: «биюридизм» и «полиюридизм»? Имели ли они место у народов нашей страны, исповедовавших ислам?
36. Осветите соотношение мусульманского права и канонического права средневековой Европы. Определите общее и особенное.
37. Совпадают ли между собой два понятия: мусульманское право и право мусульманских стран? Свой ответ аргументируйте.
38. Установите, какое из двух явлений: шариат или фикх может быть отождествлено с мусульманским правом? Наблюдается ли при этом полное тождество?
39. Почему первой характерной чертой мусульманского права нередко считают то, что оно содержит учение об обязанностях?
40. Почему мусульманские юристы привыкли избегать абстракции, систематизации и кодификации? Какая характерная черта мусульманского права лежит в основе подобной традиции?
41. Объясните, почему Коран считается главным источником мусульманского права только де-юре?
42. Установите, какой же источник права на деле является главным источником мусульманского права?
43. Назовите два источника мусульманского права, в которых наиболее ярко проявляет себя ученая доктрина?
44. В основе какого источника мусульманского права лежит догма непогрешимости и единства мусульманской общины (уммы)?
45. Сколько этапов в своем развитии прошло мусульманское право на протяжении средних веков?
46. Какой из этапов эволюции мусульманского права получил название «нормативно-казуального»? Объясните, почему он так называется?
47. Назовите три хадиса, с которыми традиционно связывается развитие мусульманского права на первом этапе?
48. Когда появляются первые мазхабы, создавшие мусульманские толки (риты)? Назовите 4 ортодоксальных толка или суннит? Кем они были основаны и в каких современных странах ныне действуют данные толки?
49. Когда в исламском мире на смену «золотому веку» мусульманского права приходит век таклида? Объясните, почему второй этап развития мусульманского права нередко называется «золотым веком»? Что нового происходит на третьем этапе развития мусульманского права?
50. Осветите отраслевую структуру мусульманского права. Объясните, почему мусульманское международное право считается отраслью права мусульманских стран?
51. Попытайтесь ответить на вопрос: использовалась ли в разработке мусульманского права логика Аристотеля? Если и использовалась, то почему на практике вместо довольно разработанных и по своему совершенных юридических конструкций применялись упрощенные правовые формулировки?
52. Как вы думаете, почему имам Абу Ханифа – основатель одной из наиболее почитаемых среди мусульман правовых школ за неподчинение приказу халифа был брошен в тюрьму и избит плетьми? Насколько справедливым было подобное наказание для лиц столь высокого статуса?
53. Соответствовала ли судебная и административная практика в странах ислама религиозно-правовым идеалам? Соглашалась ли мусульманская община (умма) принять расхождение между ними?
53. Известно, что по мусульманскому уголовному праву женщины несли такую ответственность, что и невольники. Во сколько раз она была меньшей, нежели ответственность мужчин?
54. Назовите преступления, прямо направленные против ислама. Выясните, какие наказания были установлены для лиц, их совершивших?
55. Хорошо известно, что взрослые здоровые мужчины, будучи формально равны перед законом, могут быть по-разному наказаны за одинаковые преступления. Принималась ли во внимание их образованность, искушенность в делах веры и права?
56. Каким образом широкие народные массы получали правовое воспитание в халифате? Как доходили до них правовые знания?
57. Какую роль в халифате играло знание права людьми, которыми разрабатывался идейный стержень государства? Распространялась ли на богословов-правоведов вертикальная мобильность?