К теме: историческое развитие римской государственности
• Перечислите и раскройте основные причины образования государства в Риме.
• Назовите основные факторы государствогенеза. Какой из них сыграл наибольшую роль в ранней римской истории? Можно ли его рассматривать в качестве одной из причин образования государства в Риме?
• За что плебеи боролись с патрициями? Почему плебеи постепенно добились своих целей? Что сделал для плебеев Сервий Туллий?
• Кто в Риме мог стать членом сената? Каковы были обязанности и права сенаторов?
• Кто участвовал в народном собрании Рима? Какие вопросы там решались?
• Кто и как выбирал в Риме консулов и преторов? Кто мог быть избран на эти две разные должности?
• Каковы были обязанности и права преторов и консулов Рима? Почему нужны были эти две разные должности?
• Кто и как выбирал в Риме народных трибунов? Каковы были их права и обязанности?
• Для чего нужна была в Риме должность цензора? Чем отличались его обязанности от задач современного цензора?
• Что означает слово «республика»? Какой была Римская республика в 500 году до н. э. – демократической или аристократической? Изменилось ли это состояние государственного строя к 200 году до н. э.?
• Каков смысл слов «народный трибун»? Какие еще были трибуны и чем о них отличались народные трибуны? Кто исполнял отдельные обязанности народных трибунов до того, как появилась эта должность?
• Какие из сословий и учреждений римской республики Аристотель отнес бы к аристократии, какие – к демократии, какие – к монархии?
• Перечислите и раскройте основные причины кризиса и падения римской республики.
• Почему братья Гракхи потерпели неудачу? Была ли она неизбежна?
• Почему братья Гракхи не догадались (или не сумели) провести военную реформу и этим обеспечить себе поддержку армии?
• Кто из наиболее известных римлян принадлежал к оптиматам, а кто к популярам? Чьи интересы отстаивали те и другие?
• В чем состояла военная реформа Мария? Почему прежде без нее обходились?
• В чем состоит отличие военных диктатур позднереспубликанского периода от экстраординарных магистратур ранней римской республики?
• Чем знаменит Л.К. Сулла? Что он сделал в целях установления единоличной власти в Риме?
• Чьи политические успехи оказались долговечнее – Мария или Суллы? Почему?
• Почему политические нововведения Суллы не сохранились после его смерти?
• Какие социально-политические силы Рима были заинтересованы в сохранении республики? Какой позиции придерживалась основная масса рядового римского гражданства?
• Кто такие нобили? Чем они отличались от всадников? К какому сословию принадлежали?
• Какому римскому сословию принадлежал лозунг «Хлеба и зрелищ»?
• Как изменилась роль народных трибуналов в системе органов власти поздней римской республики?
• Кто из наиболее известных римлян поддерживал аграрный Закон в пользу бедных?
• Почему представители сенаторского сословия выступали против принятия данного Закона? Что они делали после того, как этот Закон был принят?
• Благодаря кому в Риме была создана аграрная комиссия? Продолжила ли она работу после гибели Тиберия Гракха?
• За что вели вооруженную борьбу римские союзники в 91-88 г. до н.э.?
• Назовите основные причины восстания римских рабов под предводительством Спартака. В чем заключалось его влияние на государственный строй Рима?
• Какие из трех главных политических сил Рима (демократия, монархия, аристократия) усилились, а какие – ослабели после завершения войны?
• Что помешало Помпею стать таким же владыкой Римской державы, каким до него был Сулла?
• Кто и когда установил имперские порядки в Риме?
• Какие реформы Цезарь успел провести в Риме в перерывах между гражданской войной и после нее?
• Почему Цезарь и другие диктаторы Рима избегали принимать титул «царь»?
• Кто были заговорщики, убившие Цезаря: всадники, сенаторы, армейские офицеры или народные трибуны, почему им это удалось?
• Почему политические нововведения Октавиана сохранялись в течение многих веков?
• Для чего Август и его преемники сохранили в Риме большинство учреждений Республики? Мешали ли они римским императорам?
• Соответствовало ли римское государство периода принципата общеимперским признакам?
• Какое государство было более агрессивным: римская республика или римская империя?
• Чем различался смысл слов «император», «цезарь» и «август» в эпоху империи?
• Сравните между собой два периода: принципат и доминат. Установите их общие и особенные черты.
• Перечислите и раскройте основные реформы императора Диоклетиана.
• В чем состоит историческое значение «эры» Диоклетиана?
• Что такое ориентализация империи? Где она имела наибольший успех?
• Каковы основные причины разделения римской империи на восточную и западную?
• Перечислите и раскройте основные причины кризиса и падения западной римской империи.