К теме: Общественный и государственный строй древневосточных цивилизации

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИЯМ (МОДУЛЬ 1)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МОДУЛЮ 1

К теме: ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Проанализируйте следующее высказывание: «установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии». Какое понятие раскрывается в данном определении?

2. Объясните, отличается ли периодизация истории государства и права зарубежных стран от периодизации истории общества?

3. Перечислите исторические разновидности стадиального подхода к периодизации истории общества и государства.

4. Еще в конце XVII в. немецкий ученый, исходя из единого принципа, разделил историю на три эпохи: древнюю, средневековую и новую. Верхней границей первой эпохи он избрал падение Рима в 476 году, а второй – падение Нового Рима – Константинополя в 1453 году, а третья, по его мнению, продолжается доныне. Установите имя данного ученого и тот принцип, который был положен в основу его периодизации всемирной истории.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды формационного подхода к истории государства и права зарубежных стран.

6. Каковы основные недостатки т. н. «пятичленки»?

7. Каково соотношение между стадиальной схемой И. Келлера и «пятичленкой»? Найдите общее и особенное.

8. Объясните, что такое европоцентризм? Каковы его последствия для формационной характеристики Востока?
9. Перечислите исторические разновидности цивилизационного подхода к истории государства и права зарубежных стран?

10. Перечислите и раскройте достоинства и недостатки «теории локальных цивилизаций».

11. Дайте краткую характеристику новейшим цивилизационным схемам, предложенным отечественными учеными.

12. Дайте свой ответ на вопрос: возможен ли синтез формационного и цивилизационного подходов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИЯМ (МОДУЛЬ 1)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МОДУЛЮ 1

К теме: ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Проанализируйте следующее высказывание: «установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии». Какое понятие раскрывается в данном определении?

2. Объясните, отличается ли периодизация истории государства и права зарубежных стран от периодизации истории общества?

3. Перечислите исторические разновидности стадиального подхода к периодизации истории общества и государства.

4. Еще в конце XVII в. немецкий ученый, исходя из единого принципа, разделил историю на три эпохи: древнюю, средневековую и новую. Верхней границей первой эпохи он избрал падение Рима в 476 году, а второй – падение Нового Рима – Константинополя в 1453 году, а третья, по его мнению, продолжается доныне. Установите имя данного ученого и тот принцип, который был положен в основу его периодизации всемирной истории.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды формационного подхода к истории государства и права зарубежных стран.

6. Каковы основные недостатки т. н. «пятичленки»?

7. Каково соотношение между стадиальной схемой И. Келлера и «пятичленкой»? Найдите общее и особенное.

8. Объясните, что такое европоцентризм? Каковы его последствия для формационной характеристики Востока?
9. Перечислите исторические разновидности цивилизационного подхода к истории государства и права зарубежных стран?

10. Перечислите и раскройте достоинства и недостатки «теории локальных цивилизаций».

11. Дайте краткую характеристику новейшим цивилизационным схемам, предложенным отечественными учеными.

12. Дайте свой ответ на вопрос: возможен ли синтез формационного и цивилизационного подходов.

к теме: Общественный и государственный строй древневосточных цивилизации

1. Объясните, кто на Древнем Востоке с полным правом мог сказать: «государство – это мы»? Какой смысл вкладывается в слова: государственность Востока – профессиональная государственность? О каких профессионалах в данном случае идет речь?

2. Правомерно ли отождествлять государство-гегемонию с переходной формой к империи? Каковы отличия государств-гегемоний от ранних государств?

3. Существовали ли на Востоке альтернативные варианты тому пути развития, который был представлен однолинейной схемой эволюции от раннего государства к государству-гегемонии, а от него к империи? Свой ответ обоснуйте.

4. Перечислите признаки империи. Чем имперские государства отличались от государств-гегемоний и ранних государств? Все ли восточные империи характеризуются централизованным военно-бюрократическим аппаратом? Почему империи порой определяются в качестве суперсложных государств?

5. Каким путем обычно создавались империи на Востоке? Правомерно ли сводить роль империи к территориальной экспансии и эксплуатации чужих территорий? Можно ли их рассматривать в качестве высшего итога социально-политической интеграции? Насколько значительными в процессе их создания были элементы естественно-исторического развития?

6. Почему империи часто терпели поражение от, казалось бы, более слабого противника (так случилось, например, с Ахеменидами, Хорезмшахами, Инками)?

7. Какова историческая судьба всех империй Востока?

8. Кем и когда был сформулирован «идеальный тип» деспотизма? Какое отношение к нему имеют государственно-правовые порядки, сложившиеся во Франции в XVIII в.?

9. Подумайте, каково отношение сторонников концепции «восточная деспотия» к созидательной, регулирующей и интегративной роли государства, нередко выступавшего как общесоциальное начало?

10. Объясните, почему по Энгельсу сельские общины Индии, Китая и даже России выступали в качестве социальной основы «самой грубой политической формы» - восточной деспотии?

11. Перечислите признаки восточной деспотии. Какой из них может быть охарактеризован в качестве синонима данной политической формы?

12. Как вы понимаете смысл словосочетания «поголовное рабство»? Какую смысловую нагрузку оно приобрело в трудах Гегеля и Маркса?

13. Всегда ли правители имперских государств Востока имели возможность применять по отношению к своим подданным тотальные репрессии?

14. Существовали ли на Востоке свои собственные «сдержки и противовесы», которые ограничивали произвол чиновников и самого правителя?

15. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют факты параллельного существования в государствах Африки двух властей: государственной власти и власти «тайных союзов»? В Ойо – государстве йоруба наряду с правителем действовал Совет Семи, который мог принуждать правителя, неугодного совету, к самоубийству, послав ему роковой знак (например, яйца попугая). Прокомментируйте данный пример и сделайте соответствующие выводы.

16. Когда и где (в каких исторических условиях) обычно возникала восточная деспотия?

17. Почему восточную деспотию характеризуют в качестве полицейского государства?

18. Одним из важнейших признаков восточной деспотии является культ императора. Почему обожествлялась не личность императора, а должность правителя страны?

19. Известно, что восточно-деспотическое государство было тесно связано с государственной эксплуатацией. Какую роль данная эксплуатация играла в процессе функционирования восточной деспотии?

20. Отдельные ученые полагают, что восточное государство напоминало собой «мешок картофеля». Объясните, кто в данном случае выступает в роли мешка, кто в роли картофеля, а кто выполняет функции завязки?

21. Объясните, почему крестьяне-общинники далеко не всегда могли самостоятельно защищать свои интересы? Почему они часто делегировали их защиту высшему единству страны – её правителю?

22. Кто первым стал классифицировать человеческие сообщества как «Исламскую, Дальневосточную, Индусскую цивилизацию»? Какова роль европоцентризма в процессе формирования подобных классификаций?

23. Объясните, почему в нашей стране состоялись три дискуссии об «АСП» - «азиатском способе производства»?

24. Перечислите основные признаки «АСП». Объясните, чем «АСП» отличается от «ГСП» - «государственного способа производства» и «НСП» - «неартикулированного способа производства»?

25. Какие задачи возлагались автором концепции «АСП» на государство? Включали ли они в свой состав производительные, созидательные и защитные функции восточного государства?

26. Как вы думаете, почему в концепции «ГСП», разработанной Л.С.Васильевым, вместо государственной собственности фигурирует понятие власти-собственности? Содержит ли оно производительные характеристики? Какова его связь с редистрибуцией?

27. Какая из трех формационных конструкций наиболее адекватно отражает параметры восточных обществ? Назовите их общие недостатки.

28. Как вы понимаете высказывание: «За исключением евро-атлантических государств весь остальной мир был идеакратичным»?

29. Насколько справедливо утверждение: «Ориентализм (западная наука о Востоке) значительно больше говорит о Западе, чем о самом Востоке»?

30. Насколько велики познавательные возможности дихотомии «Восток-Запад»?

Наши рекомендации