Компетенции обучающихся, формируемые

ИСТОРИЯ

Методические указания

к изучению дисциплины

для студентов очной формы обучения

всех направлений подготовки

Брянск 2014

УДК 930

История [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки. – Брянск: БГТУ, 2014. - 48 с.

Разработали:

Ю.Т. Трифанков, д-р истор. наук, проф.,

В.В. Дзюбан, канд. пед. наук, доц.,

Е.Н. Абовян, канд. ист.наук, доц.,

Л.И. Афонина, асс.,

Н.Г. Федькина, асп.,

Я.Ю. Трифанков, канд. ист. наук,

ст. науч. сотр.

Рекомендовано кафедрой «Философия, история и социология» (протокол № 11 от 12.11.2013)

Цель и задачи дисциплины

История как способ самопознания человека, общества, государства, этноса существовала всегда. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.

Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества.

Дисциплина «История», наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.

Будущий профессионал должен ориентироваться в историческом процессе и основных его тенденция, проявлениях и т.п. Кроме того, он должен обладать развитым морально-духовным и гражданско-патриотическим сознанием.

Важным также является умение анализировать социально-экономические процессы и явления в их взаимосвязи и соразвитии. Кроме того, в техническом вузе история, как и другие гуманитарные дисциплины, способствует развитию интеллекта и аналитического мышления инженера.

Цель дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;

- понятийно-терминологический аппарат исторической науки;

- основные вехи становления и развития отечественной исторической науки;

- дискуссионные проблемы отечественной истории;

- основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию;

- системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;

- имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;

- место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса;

- взаимосвязь научно-технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую;

- региональную составляющую отечественной истории;

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего;

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, соотносить их с отдельными событиями;

- выявлять культурное многообразие мира и его воспринимать;

- использовать ключевые понятия, методы исторической науки при анализе процессов, явлений, событий прошлого и современных социально значимых проблем;

- анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- находить в историческом прошлом ориентиры для своего интеллектуального, культурного, нравственного самосовершенство-вания;

- находить историческую информацию в печатных и электронных источниках, перерабатывать и воспроизводить ее в устной и письменной речи;

владеть:

- навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;

- способами оценивания исторического опыта;

- навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников.

Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

На изучении данной дисциплины базируется изучение в последующих семестрах таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Экономика», «Правоведение», а также «Политология», «Культурология», «Геополитика», «История техники» и т.п.

Дисциплина изучается в первом семестре, на ее изучение отводится 108 часов, в том числе 34 часа – лекции, 17 часов – семинарские занятия. Студенты выполняют творческую контрольную работу (реферат). Итоговый контроль знаний – экзамен.

Компетенции обучающихся, формируемые

Наши рекомендации