Компетенции обучающихся, формируемые
ИСТОРИЯ
Методические указания
к изучению дисциплины
для студентов очной формы обучения
всех направлений подготовки
Брянск 2014
УДК 930
История [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки. – Брянск: БГТУ, 2014. - 48 с.
Разработали:
Ю.Т. Трифанков, д-р истор. наук, проф.,
В.В. Дзюбан, канд. пед. наук, доц.,
Е.Н. Абовян, канд. ист.наук, доц.,
Л.И. Афонина, асс.,
Н.Г. Федькина, асп.,
Я.Ю. Трифанков, канд. ист. наук,
ст. науч. сотр.
Рекомендовано кафедрой «Философия, история и социология» (протокол № 11 от 12.11.2013)
Цель и задачи дисциплины
История как способ самопознания человека, общества, государства, этноса существовала всегда. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.
Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества.
Дисциплина «История», наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.
Будущий профессионал должен ориентироваться в историческом процессе и основных его тенденция, проявлениях и т.п. Кроме того, он должен обладать развитым морально-духовным и гражданско-патриотическим сознанием.
Важным также является умение анализировать социально-экономические процессы и явления в их взаимосвязи и соразвитии. Кроме того, в техническом вузе история, как и другие гуманитарные дисциплины, способствует развитию интеллекта и аналитического мышления инженера.
Цель дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;
- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;
- понятийно-терминологический аппарат исторической науки;
- основные вехи становления и развития отечественной исторической науки;
- дискуссионные проблемы отечественной истории;
- основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию;
- системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;
- имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;
- место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса;
- взаимосвязь научно-технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую;
- региональную составляющую отечественной истории;
уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, соотносить их с отдельными событиями;
- выявлять культурное многообразие мира и его воспринимать;
- использовать ключевые понятия, методы исторической науки при анализе процессов, явлений, событий прошлого и современных социально значимых проблем;
- анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- находить в историческом прошлом ориентиры для своего интеллектуального, культурного, нравственного самосовершенство-вания;
- находить историческую информацию в печатных и электронных источниках, перерабатывать и воспроизводить ее в устной и письменной речи;
владеть:
- навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;
- способами оценивания исторического опыта;
- навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников.
Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
На изучении данной дисциплины базируется изучение в последующих семестрах таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Экономика», «Правоведение», а также «Политология», «Культурология», «Геополитика», «История техники» и т.п.
Дисциплина изучается в первом семестре, на ее изучение отводится 108 часов, в том числе 34 часа – лекции, 17 часов – семинарские занятия. Студенты выполняют творческую контрольную работу (реферат). Итоговый контроль знаний – экзамен.
Компетенции обучающихся, формируемые