Избирательные реформы XIX в.

Во второй половине XVIII в. в Англии стала разворачиваться промышленная революция. В области технической она представляла собой замену рукчного труда машинным и переход от мануфактуры к фабрике. В области социальной промышленная революция выводила на историческую арену промышленную буржуазию и пролетариат, а также привела к полному исчезновению в Англии к середине XIX в. крестьянства как класса. Огромную роль играла цивилизационная сторона промышленной революции. Она имела своим следствие миграцию населения из сельской местности в город, Изменение культуры, быта, индивидуального и группового сознания, общественного мышления, инфраструктуры и всего облика страны.

Однако деление страны на избирательные округа продолжало оставаться таким, каким оно было еще до революции. Из-за миграций населения и бурного роста городов уже к концу XVIII в. в Англии сложилась ситуация, когда сельский округ с населением в несколько сот человек и город с населением в несколько сот тысяч человек направляли в парламент одинаковое количество депутатов. В Англии появились так называемые "гнилые местечки" или "карманные" избирательные округа, так как немногочисленные сельские избиратели голосовали именно так, как этого хотел их лендлорд. Во второй половине XVIII в. в Англии даже были случаи продажи депутатских мандатов

Реформа 1832 г.
Плоды промышленной революции вызвали требования демократизации политического строя и реформы избирательного права. Буржуазия и рабочие выступали за реформы вместе, так как и те, и другие не имели доступа в парламент и даже права голоса из-за высокого имущественного и земельного ценза. В 1830 г. в результате широкого общественно-политического движения победу на выборах одержали сторонники реформы. В 1831 г. палата общин приняла билль о реформе, внесенный вигами, но палата лордов его отвергла. В ответ по всей стране прошли массовые выступления, и в 1832 г. лорды утвердили билль. Закон лишил 56 "гнилых местечек" представительства, 30 сельских округов стали посылать в парламент по 1 представителю. "Освободившееся" представительство перешло крупным промышленным городам. Избирательное право получили мужчины с 21 года, уплачивающие налог на бедных и имеющие недвижимость, дающую не менее 10 фунтов годового дохода, а также 6 месяцев ценза оседлости. Число избирателей увеличилось в 3 раза - с 220 до 652 тыс. Право голоса получила значительная часть промышленной буржуазии, однако мелкая буржуазия и рабочие этого права не получили.

Тем не менее, значение реформы 1832 г. оказалось весьма существенным. Она порвала с феодальными традициями и способствовала превращению феодального парламента в буржуазный парламент. Тем не менее, реформа 1832 г. представляла собой компромисс с аристократией. Произошло закрепление освобождения кабинета от королевской зависимости, т.к. стоящая за королем аристократия не могла обеспечивать необходимое большинство в палате общин. Прерогативы короны были переданы в фактическое владение кабинета. Укрепился принцип ответственности правительства. Одним из основных результатов реформы явилось закрепление принцип в отношении короны: король царствует, но не управляет. Сохранение прерогатив короля стало играть роль резерва на случай кризисных ситуаций.

Еще одним результатом реформы стало преобразование политических партий: тори - в консерваторов, виги - в либералов. Было произведено изменение структуры партий, стала проводиться регистрация избирателей, составлялись партийные списки, вводилось членство. Также были произведены изменения в государственном аппарате: упразднены потерявшие значение должности, произошло возвышение министерства внутренних дел и министерства торговли, наблюдалось оживление деятельности центральной администрации. Наконец, следствием реформы 1832 г. была и реформа городского самоуправления: были созданы советы городов, ведавшие городским имуществом, полицией, охраной порядка.

Чартизм.
После избирательной реформы 1832 г. рабочие и мелкая буржуазия оказались лишенными избирательных прав, что вызвало продолжение движения за избирательную реформу и привело к созданию организаций политического характера (Лондонская демократическая ассоциация, Большой северный союз и др.). В 1837 г. на открытое обсуждение этими организациями была вынесена программа борьбы за политические права - "Народная хартия". По сути, это был законопроект, к которому прилагалась петиция, обосновывавшая его основные положения. В Хартии выделялось 6 основных пунктов:

1. Равное представительство (200 избирательных округов с равным количеством жителей, каждый из округов направляет по 1 депутату в парламент).

2. Всеобщее избирательное право (каждый мужчина от 21 года с 6 месяцами оседлости).

3. Годовые парламенты (выборы 24 июня).

4. Отмена имущественного ценза.

5. Тайное голосование при выборах в парламент.

6. Вознаграждение депутатов (оплата 400 ф.ст. в год).

С конца 1830-х до конца 1840-х гг. чартисты представили в парламент 3 петиции, сопровождаемые тысячами подписей, но все эти петиции были отвергнуты парламентом под предлогом того, что часть подписей не является подлинной. В итоге чартизм потерпел поражение, однако это движение сыграло важную роль в истории Англии. С одной стороны, чартисты показали основные направления совершенствования государственной системы, и все их требования в последующем оказались реализованными (кроме годовых парламентов), с другой стороны, их движение, хотя оно и окончилось неудачей, показало возможности мирной борьбы за свои права, без пролития крови и баррикад.

Реформы 1860-1880-х гг.

После чартистского движения к концу 1860х гг. в Англии сложились более либеральные порядки, чем в странах европейского континента. В ней был слабым военный и полицейский аппарат, весьма ограниченная бюрократия, допускались свободы слова, собраний и демонстраций, издания газет, создание различных организаций, в том числе и политических.

В Англии к этому времени сложилась двухпартийная политическая система, и в последней трети XIX в. шел процесс формирования аппаратов либеральной и консервативной партий. В социальном отношении они почти не отличались, как не было существенных различий и в их программах. Обе стояли на страже существующих общественных порядков и стремились к укреплению и расширению британской колониальной империи. Расхождения между ними касались преимущественно форм и методов этой политики и сводились в основном к тому, что либералы имели более разработанную программу внутренних реформ, а консерваторы действовали более активно в сфере колониальной политики. Но и те, и другие боролись за голоса избирателей и проводили многие реформы как бы "обгоняя" друг друга в стремлении заручиться поддержкой самых различных слоев населения.

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Она предоставила право голоса всем мужчинам, имеющим собственные квартиры или уплачивающим аренду в размере не менее 10 ф.ст. в год, в сельской местности сохранялся имущественный ценз - 5 ф.ст. годового дохода; предусматривался ценз оседлости сроком в год. Это привело к увеличению количества избирателей в 3 раза (до 2 млн.). Произошло новое перераспределение депутатских мест по избирательным округам. Сохранялось открытое голосование, но уже в 1872 г. было введено тайное голосование при выборах в палату общин.

При либеральном кабинете Гладстона (1868-1874 и 1880-1885) был введен экзамен для лиц, поступавших на государственную службу (только те могли сдать этот экзамен, кто имел университетское образование). В 1873 г. была проведена реформа высших судебных учреждений и созданы две высшие судебные инстанции - Верховный Суд и Апелляционная Палата. Однако последней судебной инстанцией по-прежнему оставалась палата лордов. В 1883 г. был проведен закон о пресечении коррупции при выборах в парламент, который устанавливал определенные пределы расходов для кандидатов в ходе избирательной кампании.

В 1884 г. Гладстон провел новую избирательную реформу. Она устанавливала единую систему получения права голоса: на жителей графств (сельскую местность) были распространены те же условия, что в 1867 г. предусматривались для жителей городов. Избирательным правом теперь стал пользоваться каждый владелец либо арендатор земли или дома стоимостью не менее 10 ф.ст. Таким образом, право голоса получили фермеры и часть сельскохозяйственных рабочих. Число избирателей в результате этой реформы увеличилось вдвое. Также было проведено новое перераспределение депутатских мандатов. Однако сохранялся ценз оседлости, избирательных прав не имели женщины, сохранялась мажоритарная система выборов, выборы проводились не в один день, депутаты не получали вознаграждения.

Консервативные кабинеты Дизраели (1874-1880) и Солсбери (1886-1902) провели ряд законов: о разрешении мирного пикетирования во время стачек, об обязательном начальном образовании и др. В 1888 и 1894 гг. была осуществлена реформа местного самоуправления - созданы советы графств и приходов, право избирать в которые было предоставлено женщинам.

Наши рекомендации