Тема: Гражданское общество, государство и право

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гражданское общество в понимании известных мыслителей и в современной правовой доктрине?

2. Что является обязательным условием и важнейшими предпосылками возникновения гражданского общества?

3. Каковы основные модели взаимодействия гражданского общества и государства?

4. Есть ли гражданское общество в России?

5. Какие предпосылки необходимы для формирования гражданского общества в России?

Тема: Правовое и социальное государство

1.Каковы основные признаки правового государства?

2. Имена, каких известных мыслителей, излагавших свои идеи правовой государственности, Вы знаете?

3. Что представляет собой социальное государство?

4. Когда зародилась идея социального государства?

5. Какие модели взаимодействия государства и экономики Вам известны?

6. Каковы экономические функции государства при рыночном и командном типах экономики?

7. В чем преимущества смешанной экономической системы?

Тема: Законность и правопорядок

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные принципы законности?

2. Что представляют собой специально-юридические гарантии законности?

3. Каково соотношение законности с дисциплиной, правопорядком и общественным порядком.

4. Как соотносятся гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина и гарантии законности?

Тема: Права и свободы человека и гражданина

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?

2. Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?

3. Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан.

4. Что является «основами правового статуса личности» в соответствии с Конституцией РФ?

5. Каково значение института омбудсмена для защиты прав и свобод человека и гражданина?

6. По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Компьютерное тестирование по результатам изучения дисциплины (ФЭПО)

2. Обучающая программа «Теория государства и права» (базовая лицензия некоммерческого использования, серия ВТ № 04-У-0003)

3. Проверка домашних заданий, самостоятельной работы и консультирование посредством электронной почты

4. Использование слайд-презентаций при проведении лекционных занятий

5. Использование информационно-справочных систем «КонсультантПлюс», «Гарант» в зале кодификации и компьютерных классах (доступ свободный), а также на СD-дисках (раздаются студентам сессионно)

6. Программа информационной поддержки российской науки и образования. Проект «КонсультантПлюс» специальное издание «КонсультантПлюс: электронная библиотека студента 2014

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Компьютер мультимедиа с прикладным программным обеспечением:

Проектор

Колонки

Программа для просмотра видео файлов

Система видеомонтажа

2. Компьютер с минимальными системными требованиями:

Процессор: 300 MHz и выше

Оперативная память: 128 Мб и выше

Другие устройства: звуковая карта, колонки и/или наушники

Устройство для чтения СD-дисков и DVD-дисков

3. КонсультантПлюс

Компьютерные классы

Зал кодификации

Индивидуальные СД-диски

Иные сведения и (или) материалы

Примерные темы рефератов и докладов

Реферат– это письменная работа или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем, ведущим занятия, однако инициатива может исходить и от студента, и должны быть посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Как правило, тема реферата должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Примерная тематика рефератов:

1. Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права.

2. Частнонаучные и специальные (частноправовые) методы, используемые теорией государства и права.

3. Организация и формы осуществления власти в первобытном обществе.

4. Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и ее современные оценки.

5. Легитимность и легальность государственной власти.

6. Соотношение понятий политической и государственной власти.

7. Обзор нетрадиционных типологий государства.

8. Смешанные формы правления в современных государствах.

9. Особенности формы Российского государства на современном этапе.

10. Тоталитарное государство.

11. Функции Российского государства на современном этапе.

12. Судебная власть в механизме разделения властей.

13. Система органов местного самоуправления и ее соотношение с органами государства.

14. Средства массовой информации как инструмент политической борьбы.

15. Особенности положения церкви в светском, клерикальном и теократическом государстве.

16. Основные модели политических систем современного общества.

17. Истоки теории правового государства в политических учениях античных философов.

18. Разделение властей как принцип правового государства.

19. Место и роль суда в правовом государстве.

20. Роль брачно-семейных, ценностных, идеологических регуляторов в процессе формирования поведения человека.

21. Формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали.

22. Современные концепции правопонимания.

23. Роль права в становлении рыночных отношений.

24. Дискуссионные вопросы структуры норм права.

25. Нетипичные нормативно-правовые предписания.

26. Система права – результат внутренней организации права.

27. Частное и публичное право: дискуссионные вопросы их разграничения.

28. Рецепция римского права в средневековой Европе.

29. Особенности правовой системы Франции.

30. Скандинавское право.

31. Латиноамериканское право.

32. Основные черты таких источников права как правовой обычай, правовая доктрина, религиозные нормы, принципы права.

33. Характеристика юридического прецедента и судебной практики в качестве источника права.

34. Особенности нормативных договоров как источников права.

35. Предпроектный этап законотворческого процесса как необходимое условие его эффективности.

36. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития.

37. Беженцы и вынужденные переселенцы как индивидуальные субъекты правоотношений.

38. Дефектность юридических фактов.

39. Пробелы в праве. Проблемы их устранения и преодоления.

40. Виды коллизий и способы их устранения.

41. Особенности правовых процедур в демократическом обществе.

42. Роль юридической практики в процессе осуществления (реализации) права.

43. Правовой нигилизм: формы проявления, отрицательные последствия, пути преодоления.

44. Особенности правовой культуры современного российского общества.

45. Централизованное, локальное и индивидуальное правовое регулирование.

46. Эффективность правового регулирования.

47. Особенности правового регулирования в рамках правовых режимов.

48. Понятие и значение презумпции невиновности.

49. Соотношение преступления и проступка.

50. Злоупотребление правом как правовая категория.

51. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности.

52. Проблемы и основные пути укрепления законности.

53. Дисциплина и демократия.

54. Эффективность правовых механизмов защиты прав человека.

55. Права человека в международном и внутригосударственном праве.

Доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада – передача информации от студента аудитории. Отличительной чертой доклада является использование документальных источников, которые ложатся в основу устного или письменного сообщения. Тема доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара и формирования необходимых компетенций выпускника.

Примерные темы докладов:

  1. Социальная организация первобытного общества.
  2. Исторические типы права и государства.
  3. Происхождение права.
  4. Сущность государства: новые подходы к его изучению.
  5. Функции современного государства.
  6. Территория и границы государства.
  7. Система государственной власти.
  8. Государственный суверенитет: современные взгляды и прогнозы.
  9. Государство и рынок.
  10. Экономические функции государства.
  11. Либеральные теории государства.
  12. Государство и государственное принуждение.
  13. Современные учения о форме государства.
  14. Изжила ли себя монархия как форма государства?
  15. Сообщества государств в современном мире.
  16. Федеративное устройство России.
  17. Что такое «демократия большинства»?
  18. Государство и церковь: основы взаимодействия.
  19. Правовой статус российских партий.
  20. Правовой статус общественных объединений.
  21. Система защиты прав человека в России.
  22. Личность в демократическом и авторитарном государстве.
  23. Конституционная защита прав человека.
  24. Судебная власть в государстве.
  25. Парламент в системе государственной власти.
  26. Государство и семья.
  27. Светское государство: признаки, виды.
  28. Влияние научно-технического прогресса на структуру и функции современного государства.
  29. Национальная и территориальная федерация: опыт сравнения.
  30. Судебная защита прав и свобод российских граждан.
  31. Содружество Независимых Государств: реальность и перспективы.
  32. Легитимность государственной власти.
  33. Государство и государственная собственность.
  34. Государство, право, экономика.
  35. Возможности и пределы правового воздействия на экономику.
  36. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
  37. Предпринимательские структуры, их взаимодействие с государством.
  38. Государство, право, информация.
  39. Роль права в построении информационного общества в России.
  40. Социальная ценность права.
  41. Возникновение и развитие идеи правового государства.
  42. Понятие и отличительные черты социального государства.
  43. Понятие, природа, признаки гражданского общества.
  44. Взаимосвязь государства и гражданского общества.
  45. Деформации правосознания, их причины.
  46. Актуальные проблемы формирования правовой культуры.
  47. Юридическое образование: проблемы и пути совершенствования.
  48. Актуальные проблемы укрепления правопорядка.
  49. Преступность в Российской Федерации, ее причины.
  50. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации.
  51. Понятие и элементы правовой реформы в Российской Федерации.
  52. Источники права в различных типах правовых систем.
  53. Современное состояние и тенденции развития правовых систем мира.
  54. Юридическая компаративистика, ее задачи и роль в познании правовых явлений.
  55. Глобализация, ее влияние на развитие государств и правовых систем.
  56. Взаимодействие международного и национального права.
  57. Проблема мирового правопорядка, средства и методы его обеспечения.
  58. Юридический позитивизм, его современные течения.
  59. Социологическое направление в теории государства и права.
  60. Современный нормативизм.

Примерные тесты

Тест– это форма изменения теоретических знаний студентов и определения сформированности соответствующих компетенций, которая используется для проверки качества самостоятельной работы студентов в ходе освоения дисциплины. Тест состоит из вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы.

Тестовые задания могут иметь различные структуры, в том числе: с одним или несколькими вариантами верного ответа, содержать открытый вопрос, задание на сопоставление, задание на установление верной последовательности.

Примерные формы тестов:

А) Задания закрытого типа

Применение права

  происходит в общих и абсолютных правоотношениях
  осуществляется всеми субъектами права
  является особым способом реализации правовых норм

Наши рекомендации