От обладания к благополучию
Если «благополучие» (в смысле, сформулированном в начале этой книги) – как фактор, благоприятно влияющий на вашу личность, а не как некий инструмент в ваших руках – является высшей целью ваших усилий, у вас есть два пути, ведущих к достижению этой цели: разрушение вашего нарциссизмаи разрушение собственнической основы вашего существования.
Нарциссизм – это ориентация, при которой все ваши интересы и желания направлены на вас же: на тело, разум, чувства, интересы и так далее. Действительно, подробно Нарциссу, нарциссический человек, можно сказать, влюблен в самого себя, если страстное увлечение можно назвать любовью. Только он сам и то, что касается его лично, является реальным; то, что снаружи, что касается других людей, реально лишь на поверхностном уровне восприятия; то есть реально для его органов чувств и интеллекта и нереально на более глубоком уровне восприятия, для его чувств и понимания. Он фактически осознает то, что происходит снаружи, только если это касается непосредственно его. Таким образом, у него нет ни любви, ни сострадания, ни рационального, объективного суждения. Самовлюбленный человек построил невидимую стену вокруг себя. Он – все, мир вокруг – ничто. Более того, он – это мир.
Крайними примерами почти полного нарциссизма являются новорожденный ребенок и безумный человек; они оба не способны общаться с миром. На самом деле безумец не полностью оторван от внешнего мира, как полагали Фрейд и другие, – он отстранен от него. Новорожденный не может отстраниться, так как он еще ничего не знает, кроме солипсистической[50]ориентации. Фрейд описал эту разницу, проводя грань между «первичным» и «вторичным» нарциссизмом. Однако остался незамеченным тот факт, что нормальный взрослый человек тоже может быть нарциссичным едва ли не в той же степени, что и в приведенных примерах. Часто он проявляет свой нарциссизм довольно открыто, хотя сам не осознает его. Он думает, говорит и действует только в ситуациях, касающихся его самого, не проявляя истинного, искреннего интереса к внешнему миру. С другой стороны, «великий» человек находит себя самого настолько интересным, что для него вполне логично желание насладиться проявлениями своего величия. Для обычного человека, если он умен, остроумен, очарователен, силен, богат или знаменит, нарциссический эксгибиционизм тоже не будет исключением. Многие люди, однако, часто пытаются скрыть свой нарциссизм, выглядеть исключительно умеренными и скромными или хитрым образом прячут его за озабоченностью религиозными, оккультными или политическими вопросами, которые как будто находятся за пределами его личного интереса.
Нарциссизм может прятаться под разными масками; можно сказать, что из всех психических качеств его труднее всего обнаружить – и то лишь в результате упорной и напряженной работы. Если же его не выявить и серьезно не уменьшить, то дальнейший путь к самосовершенству будет заблокирован.
Похожими, но все же отличающимися от нарциссизма качествами являются эгоизм, стремление к собственности, способ существования по направлению к иметь. Человек, живущий таким образом, не обязательно так уж нарциссичен. Сквозь скорлупу своего нарциссизма он может адекватно воспринимать внешний мир, не обязательно «влюблен в самого себя»; он знает, кто он и кто другие люди, и может различать субъективный опыт и реальность. Тем не менее он хочет все только для себя; он не находит удовольствия, отдавая, делясь, в солидарности, кооперации, в любви. Он – как закрытая крепость, подозрителен по отношению к другим, желает брать и с большой неохотой отдает. У него, в общем и целом, извращенный характер. Он одинок, скрытен, и его усилия направлены на то, что он имеет, и на сохранение этого. С другой стороны, самовлюбленный человек обязательно эгоистичен, эгоцентричен или собственнически ориентирован. Он может выглядеть щедрым, отдающим и мягким, но все эти качества должны оцениваться через призму того, что для него другой человек не представляется вполне реальным. Но часто можно видеть и очень самовлюбленных людей, спонтанные порывы которых скорее демонстрируют щедрость и отдачу, чем жадность и накопительство. Так как эти два качества – нарциссизм и эгоизм – редко можно полностью отделить друг от друга, мы должны принять, что для самосовершенствования необходимо избавиться от обоих, через преодоление нарциссизма и ориентации на обладание.
Первое условие преодоления эгоизма состоит в способности осознать его. Это более легкая задача, чем осознание нарциссизма, потому что разобраться в этом проще, легче признать факт эгоизма и его гораздо труднее скрыть. Бесспорно, признание вашего эгоизма является необходимым условиемдля его преодоления и, по крайней мере, достаточным. Вторым шагом является осознание корней собственнической ориентации, таких, как чувство беспомощности, страх перед жизнью, страх неопределенности, неверие в людей и многих других, которые так плотно срослись, что зачастую невозможно их выкорчевать.
Осознание этих корней в то же время не является достаточным условием. Оно должно сопровождаться практическимидействиями, прежде всего посредством ослабления власти эгоизма над человеком, начинающим отдавать. Вы должны отдавать, делиться и пройти через беспокойство, порожденное этими первыми шагами. Потом вы почувствуете страх потерять при этом себя, когда осознаете потерю какой‑то вещи, которая служила опорой вашего ощущения самого себя. Подразумевается отдача не только собственности, но, что более важно, привычек, обычных мыслей, свидетельств вашего статуса, даже фраз, к которым вы привыкли, а также вашего образа, который может быть в сознании других людей (или который, как вы надеетесь, у них создан, или который вы пытаетесь создавать); короче, вы пытаетесь изменить рутинное поведение во всех сферах вашей жизни: от обычного завтрака до привычного секса. В ходе попыток осуществить все это будет активизироваться ваше беспокойство, но если вы не поддадитесь ему, то увеличите свою уверенность и – что кажется почти невозможным – свою решительность. Этот процесс должен сопровождаться попытками отойти от себя и повернуться к другим людям. Что это означает? Если выразить это словами, то что‑то очень простое. Например, направить наше внимание на других людей, на мир природы, идей, искусства, социальных и политических событий. Нам станет «интересен» мир вне нашего «эго»; в буквальном значении слова «интерес», которое происходит от латинского inter esse, то есть «быть среди» или «быть там», в отличие от быть закрытым внутри себя. Это развитие «интереса» можно сравнить с ситуацией, когда человек видел и может описать плавательный бассейн. Он говорит о нем отстраненно; его описание правильное, но без «интереса». Когда же он прыгнет в бассейн, намокнет и затемговорит о нем, то говорит как другой человек о другом бассейне. Теперь он и бассейн неотделимы (хотя и не идентичны). Развитие интереса означает прыгнуть, а не остаться снаружи наблюдателем, человеком, отделенным от того, что он видит. Если у человека есть воля и решимость сломать решетки своей тюрьмы нарциссизма и эгоизма, когда у него есть смелость выдержать неизбежное беспокойство, он ощущает первые проблески радости и силы. И тогда в динамику процесса вмешивается новый решающий фактор. Этот новый опыт становится для человека мотивацией идти вперед и следовать по запланированному пути. До этого момента его вели собственная неудовлетворенность и различные рациональные доводы. Но они не могут увлечь далеко вперед. Они потеряют свою силу, если не вмешается новый элемент – опыт правильности жизни, мимолетный и легкий, – который ощущается настолько превосходящим все испытанное ранее, что становится самой сильной мотивацией для дальнейшего движения – он становится сильнее сам и сам направляет вас дальше.
Подведем итоги: осознание, воля, практика, терпимость к страху и новому опыту – все это необходимо для успешной трансформации человека. В определенный момент энергия и направленность внутренних сил изменятся настолько, что ваше чувство идентичности тоже изменится. Девиз собственнического способа существования «Я то, что я имею» в результате ваших усилий превратится в «Я то, что я делаю» (в смысле неотчужденной деятельности) или просто в «Я то, что я есть».
Печатается с разрешения The Estate of Erich Fromm and of Annis Fromm и литературного агентства Liepman AG, Literary Agency.
© The Estate of Erich Fromm, 1989
© Rainer Funk, 1989
© Перевод. Р.В. Семаш, 2011
© Издание на русском языке AST Publishers, 2012
[1]Курсив пер.
[2]Meister Eckhart / Tr. R. B. Blakney. N.‑Y.: Harper Torchbooks, Harper & Row, 1941. P. 242.
[3]См. обсуждение этих проблем в работе: Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. N.‑Y.: Holt Rinehart and Winston, 1973.
[4]См. там же: Fromm. E. Man for Himself: N.‑Y. Rienhart & Co, 1947.
[5]Здесь я говорю о современных концепциях и свободах. Если мы обратимся к философам Возрождения, их девизу sapere aude (осмелюсь узнать) и к их озабоченности проблемой внутренней свободы, то увидим, что у них концепция свободы, конечно, не связана с политикой.
[6]Доктор Херберт Бенсон, глава отделения гипертонии в Бостонской Бет‑Израильской больнице‑госпитале, сообщает о значительном понижении кровяного давления у больных гипертонией (Newsweek. 1975. 5 May).
[7]Трансцендентальная медитация (Maharishi International University Press. 1974. Marсh).
[8]Трансцендентальная медитация (Maharishi International University Press. March, 1974).
[9]Проповедь ХХХ. «Христос сидел в храме и учил». Труды учителя Экхарта, пер. Эванса (доп. издание).
[10]The Heart of Buddist Meditatrion. Р. 172.
[11]См. Kierkegaard S. «Purity of the Heart and to Will One Thing: Spiritual Preparation for the Office of Confession». N.‑Y.: Harper and Brothers, 1938.
[12]См. более подробное обсуждение этого тезиса: Fromm E. The Sane Sosiety. N.‑Y.: «Rinehart & Co,1955.
[13]См. более детальный анализ: Fromm E. The Sane Sosiety. N.‑Y.: Rinehart & Co,1951.
[14]Этот пример заимствован из методики «осознания чувств» и описан (в концепции Шарлотты Селвер) Чарльзом Бруком в книге «Sensory Awareness: The Rediscovery of Experiencing» (N.‑Y.: изд‑во Viking, 1974).
[15]Я должен воздать должное Шарлотте Селвер за ее концепцию «осознания чувств», сформулированную в 40‑х годах ХХ века, Кате Делаковой, которая обучала меня «искусству движения» и системе тайцзы последние десять лет.
[16]Буддизм тоже был критикующей теорией, которая, подобно марксизму, привела в движение миллионы людей так же, как теория Фрейда в XIX веке (я признателен З. Фишеру, который указал мне на эту параллель).
[17]Мы с женой учились у профессора Шульца, но без большого успеха из‑за внутреннего сопротивления суггестивному характеру метода.
[18]Mahathera N., «The Heart of Buddist Meditation N.‑Y., 1973 (впервые опубликовано: London: Rider & Сo, 1962).
[19]См.: Lazetto M. Ch. The Path of the Just. Jerusalem, N.‑Y., 1974. C. 2–5.
[20]The Heart of Buddist Meditation. Р. 7, 8.
[21]Там же, C. 57.
[22]«The Heart of Buddist Meditatrion», C. 61.
[23]«The Heart of Buddist Meditation», Р. 26.
[24]Там же, C. 82.Термин «подсознательное» был выбран этим автором по его личным глубоким мотивам; я же отдаю преимущество термину «бессознательный», потому что он не создает впечатления о подчиненности подсознания сознанию.
[25]Там же, C. 82.
[26]«The Heart of Buddist Meditation», Р. 82.
[27]Там же, С. 26.
[28]Переход от старой к новой теории и не совсем удачные попытки Фрейда примирить их подробно обсуждаются в приложении к «Анатомии человеческой деструктивности» Э. Фромма.
[29]См. обсуждение этого вопроса в моей книге «Анатомия человеческой деструктивности».
[30]См.: Fromm E. Sigmund Freud’s Mission. N.‑Y., 1959; а также письма Фрейда к Юнгу, которые могут шокировать из‑за преобладания политики над научными и человеческими интересами: The Freud/Jund Letter. Princeton, 1974.
[31]Эти теоретические взгляды обсуждаются во многих моих работах; наиболее конкретную формулировку можно найти в «Анатомии человеческой деструктивности».
[32]См. мое обсуждение этого утверждения в «Анатомии человеческой деструктивности».
[33]Этот процесс соответствует описанному в терминологии Хагелиана и Мандана как «экстериозация» (Entausserung), поскольку это слово имеет дело с чувствами, приводящими к отчуждению (Entfremdung), когда слово зависит от чувства.
[34]Horhey К. Self‑Analysis. N.‑Y.: W.W. Norton, 1942.
[35]См. критику этой ситуации у Ивана Илича Medikal Nemesis: The Expropriation of Helth. N.‑Y.: Pantheon, 1976.
[36]Цит. по: Fromm E. Man for Himself. N.‑Y.: Rinehart and C°, 1947.
[37]См. радикальную критику школьной системы: Illich I. Deschooling Society. N.‑Y.: 1970.
[38]Эти цифры выражают соотношение между двумя секторами чисто символически.
[39]Этот термин ввел в обиход Льюис Мамфорд; см. The Myth of the Machine: Technigues and Human Development. N.‑Y., 1967.
[40]Я четко помню свой шок от фантастического сообщения во «Франкфуртер Рундшау», во многом эквивалентного публикации в «Нью‑Йорк таймс», из Мюнхена в 1919 году о том, что Густав Ландауэр, один из заметных немецких гуманистов, занимавший в то время пост министра культуры в недолговечной Баварской Республике, приказал национализировать женщин!
[41]См. Stanley I. Bern. Property. // The Encyclopedia of Philosophy. N.‑Y.,1967.
[42]Позиция Маркса в вопросе об отчуждении труда противоречива. Иногда он рассматривает неотчужденный труд как наивысшее достижение жизни, но делает окончательный вывод о том, что свободное время и его неотчужденное использование являются высшей целью жизни.
[43]Например, таковы браки у африканских пигмеев в Бантустане: см: Tumbull C. Wayward Servants, or The Two Worlds of the African Pygmies. London, 1965.
[44]Fromm E. Economic and Philosophical Manuscripts. N.‑Y., 1961.
[45]Freud S. Standard Edition of the Complete Psychological Works. London, 1966. С. 272–273.
[46]Избранные письма Фрейда (второе издание), т. 9 (1905). Такое единство важно в связи с явлением некрофилии. См.: Фромм Э. Анатомия человеческого деструктивизма.
[47]См.: Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness.
[48]См.: Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness.
[49]См. обсуждение вопроса о рациональном: Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness.
[50]Эгоистической (Примеч. пер.).