Взаимодействие во имя семейного благополучия
(ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ)
Проблема домашнего насилия всегда была латентной. Несмотря на то, что в последнее время все больше о ней говорится, она не исчезает, как и не сокращаются собственно случаи насилия. Единственный путь к ее решению – это неприятие насилия в обществе. Сегодня этот путь просто блокирован. Наше общество поражено насилием. Оно на экранах телевизоров, в наших дворах, школах и, конечно же, в семьях. Самое страшное, что мы адаптировались к восприятию насилия и не всегда реагируем на него. Но в то же самое время никто не хочет мириться с имеющейся ситуацией, тем более что этим вирусом поражаются дети, которые транслируют детский опыт в свою будущую жизнь.
Среди внешних факторов противостояния насилию одним из самых действенных представляется политический фактор. Он, прежде всего, предполагает наличие политической воли и, как следствие, законодательный путь решения проблемы. Для этого необходимо совершенно четко представлять опасность этой проблемы, значимость ее решения, особенности и актуальность ее сегодня и сейчас. Что же такое проблема домашнего насилия для наших российских политиков? Не более чем тема, о которой вроде и незачем говорить («выносить сор из избы»), но приходится, так как ее «кто-то поднимает». Корни проблемы уходят в патриархальное прошлое, что волей неволей сказывается на семейном укладе; эти стереотипы мешают рассматривать проблему с точки зрения сегодняшних реалий.
А сегодняшние реалии таковы, что одной из фундаментальных ценностей становятся права человека, а одним из главных критериев - качество жизни. В этих условиях меняются социокультурные нормы, существовавшие веками и не порождавшие конфликты. Сейчас конфликт порождает сам процесс изменения этих норм (конфликт устоев с новациями) – временная вертикаль и социальная горизонталь – конфликт взаимодействия между теми, кто уже принял новые нормы и теми, кто их не принимает.
В этом плане конфликт в семье самый болезненный и опасный, так как затрагивает не только публичную сферу, но и приватную, в которую до середины 19 века такого мощного вторжения социума не было. Это объясняется тем, что четкое разделение социальных ролей предписывало мужчине быть объектом и субъектом социума в широком смысле слова, а женщине - только в рамках естественного предназначения, в семье. Это конструировало в социуме определенные правила, которые формировали устойчивость в обществе и допускали лишь крайне незначительные изменения внутрисемейных отношений. Изменения общественных формаций, связанные с развитием производства и потребностью в производительных силах, требовали женских рук. Так появилась категория – женщина-работница, труженица. Это вывело женщину с уровня естественного предназначения, из рамок семейного круга в широкий социум на уровень социальный. Следующим шагом к изменениям и еще более существенным фактором стала потребность семьи и самой женщины в контроле над рождаемостью. Два вышеназванных социальных фактора объективны, представляют собой вторжение социума в «святая святых» – семью, и являются, собственно, началом кардинальных изменений во внутрисемейных отношениях.
С этой точки зрения нужно говорить о проблеме домашнего насилия как о новой проблеме внутрисемейных отношений, основанной на осознании неприемлемости насильственных отношений внутри семьи, включающих в себя физическое, психологическое, экономическое, сексуальное и другие виды насилия.
Итак, «домостроевские» стереотипы нашего воспитания с точки зрения сегодняшних реалий представляют некий тормоз в решении проблемы домашнего насилия, так как
формируют определенно ложный посыл в сторону возвращения к традиционным конструкциям внутри семьи. Но, во-первых, история не дает нам возможности вернуться назад, во-вторых, участники внутрисемейных отношений давно стали другими, а в третьих, проблемы частные уже давно перешагнули порог семьи и стали государственными, что мы наблюдаем на примере демографической ситуации. Конечно, не проблема семейного неблагополучия явилась причиной «русского креста» (демографического кризиса), но она встала в ряд причин, не способствующих формированию мотивации для создания или сохранения семьи.
«В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия» (Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в Контексте целей развития тысячелетия).
Международное сообщество, с которым Россия, так или иначе, вынуждена считаться, поскольку признает себя его частью, призывает строить политику с учетом международных подходов и стандартов в области гендерного равноправия, обозначенных во Всемирной Декларации прав человека, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также – в итоговых документах Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин (Пекин), Международной Конференции по народонаселению и развитию (Каир), Всемирной Конференции по правам человека (Вена), Всемирного Саммита по социальному развитию (Копенгаген), Всемирного Саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург) и др.
Разрабатывая и принимая эти документы, международное сообщество продемонстрировало готовность взять на себя коллективную ответственность за осуществление политики гендерного равенства и возложило на подписавшие их государства обязательства по ее реализации. Подпись России также стоит под перечисленными и другими международными документами в области равноправия. Это значит, что наше государство несет ответственность как за соблюдение, так и за нарушение принципа гендерного равенства, за формирование национальной политики обеспечения равных возможностей женщин и мужчин прожить достойную, полноценную жизнь.
Существование основополагающих международных документов, провозглашающих неприемлемость насилия, заставляет наших политиков считаться с тем, что проблема есть и заслуживает внимания
Но любые принципы, любые обязательства могут оставаться пустыми декларациями, если нет политической воли к их осуществлению, если нет общественно-политической силы, готовой их реализовать.
На наш взгляд, политический подход -это:
1. Наличие единого мнения на уровне принятия решений.
2. Постановка вопроса о насилии с точки зрения национальной безопасности.
3. Признание значимости проблемы на уровне города, региона, страны.
Инновационные пути решения проблемы с точки зрения политического подхода – это:
1. Проведение образовательных, просветительских мероприятий для участников политического процесса с целью внедрения гендерного подхода.
2. Вовлечение их в деятельность общественных организаций, хотя бы на уровне поддержки.
3. Создание группы лоббистов из числа сторонников для формирования критической массы с целью продвижения некоторых законодательных инициатив на уровне региона и муниципалитета.
Говоря о политическом пути и участниках политического процесса, мы имеем в виду всех лиц, так или иначе находящихся на уровне принятия решений и осуществляющих или формирующих государственную политику.
Сегодня нашими партнерами в этом плане являются:
§ Законодательное собрание области в лице комитета по социальной политике и его председателя
§ Челябинская Городская Дума в лице председателя комиссии по социальной политике и председателя комиссии по местному самоуправлению
§ представители некоторых политических партий.
Практические шаги.
На первом этапе необходимо было выстроить отношения со всеми перечисленными структурами. Это задача не из легких. Но перейдя в разряд наших партнеров, они стали бесценным ресурсом для формирования политической стратегии противодействия насилию, т.е. создания условий для реализации женщинами и детьми своего права на безопасность. Дальнейшая наша задача - запустить механизм противодействия гендерной дискриминации. Основной партнер, комитет по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области, сотрудничает с нашей организацией уже четыре года. При комитете существуют общественные советы. Не одно заседание, не один Круглый стол были посвящены именно гендерным проблемам. Результат: разработанные «Концепция улучшения положения женщин Челябинской области» и «Концепция семейной политики», в которых есть специальные разделы о предотвращении насилия и безопасности женщин с точки зрения домашнего насилия и трэффика. Более того, на основе рекомендаций Круглого стола «Взаимодействие государственных и общественных структур по предотвращению домашнего насилия» (1 марта 2005г.) приняты целый ряд предложений о внесении изменений в нормативно- правовую базу с целью решения проблемы.
Городская Дума пополнила ряды наших партнеров в результате победы на выборах двух представителей общественного сектора, которые стали председателями комиссий по социальной политике и местному самоуправлению (автор в том числе). Здесь мы видим задачу во внесении в разрабатываемые программы (в частности, «Правопорядок 2006») и проведении через Думу разделов о предотвращении домашнего насилия.
Стратегия работы с политическими сторонниками нацелена главным образом на то, чтобы, будучи информированным (через образовательно-просветительские программы, информационные мероприятия), тот или иной политик мог в определенный момент принять решение с учетом своей новой компетенции. Для политических сторонников это тем более важно, так как они участвуют в процессах как законотворческих, так и принятия решения на стадии формирования.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, признаемся, что политическая ситуация в сфере решения проблемы остается крайне сложной. Практически не появилось новых законодательных инициатив, не удалось реализовать основные мероприятия по проблеме, нет программ по этой теме, нет финансирования в каком бы то ни было виде на уровне государства. Как правило, все, что делается по этому направлению, проводится за счет ресурса общественного движения. Тем не менее, именно политический путь может принести максимальную пользу, так как в итоге он приводит к изменению законодательной базы. Подчеркнем еще раз - при условии сформированной политической воли. Именно поэтому у нас нет иного, более эффективного выбора, чем работать с политическими структурами.
Несмотря на то, что на сегодняшний момент мы не можем продвинуть модельный проект по предотвращению насилия на уровне России, несмотря на то, какими бы маленькими шагами мы не проходили свой путь, – в любом случае, – это путь, ведущий к положительным изменениям в решении проблемы на уровне региональных и муниципальных законодательных органов.
Семейного благополучия каждому человеку!