Л.А. Попова, председатель Совета общественного движения женщин Челябинской области

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Выработка государственной стратегии социального развития в целях стабилизации социальных отношений и укрепления государственности составляет основную цель социальной политики.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Путин В.В. заявил, что «… нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума и качественные социальные услуги доступны не всем нашим гражданам. В конечном счете, решение этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране, и что крайне важно - создает необходимые стартовые условия для развития человеческого потенциала».

Будем откровенны, государственный статус социальной работы предполагает централизованный контроль над определением категории и количества членов общества, нуждающихся в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами.

Однако, упование на государственную помощь только «наиболее уязвимых граждан населения», означает отказ от активной социальной политики, которая, в том числе, предполагает современные социальные технологии по активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы.

В соответствии с основным положением Комплексного доклада Губернатора, председателя Правительства Челябинской области П.И. Сумина «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году задачах на 2005 год» и положением Коллегии Министерства социальных отношений Челябинской области от 20.02.2005 года в комплекс мер по основным направлениям работы Министерства в 2005 году включены мероприятия по формированию социальной политики в отношении граждан старшего поколения, семьи, женщин и детей.

Согласно заявленной теме выступления остановлюсь на социально-психологическом аспекте региональной гендерной политики по улучшению положения женщин Челябинской области и повышения их роли в обществе.

Прежде всего, несколько цифр. В Челябинской области всего населения 3 628 700 человек, в том числе 1 934 500 женщин, что составляет 53,3%.

Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни – в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным принципом (ст.19): «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Гендерная стратегия как направление государственной политики призвана решить сложные социально-экономические проблемы, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство населения. Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на основе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они являются, в силу ряда объективных причин, «догоняющим полом» с недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей.

На сегодня сложилась ситуация, когда:

· в системе государственного управления наблюдаются существенное преобладание мужчин на высоких должностях на уровне принятия политически значимых решений, тогда как женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами;

· имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладают малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой – в пространство «теневой» экономики;

· отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда;

· до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме; сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами; неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения;

· имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые должно быть обращено особое внимание. Это падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности; отсутствие у населения жизненных установок и мотивации к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла;

· репродуктивное здоровье женщин остается в опасности: аборты, несмотря на устойчивое снижение их числа, до настоящего времени остаются одним из способов регулирования деторождения; растет гинекологическая заболеваемость, в том числе у девочек и девушек-подростков; ухудшается соматическое здоровье, что приводит к повышению осложнений беременности и снижению частоты нормальных родов; продолжается распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи, а также ВИЧ/СПИДа (до 90 процентов вновь зарегистрированных инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем;

· общество недостаточно оценивает вклад женщин в культуру и развитие страны; в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту.

Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики – это не протекционизм в отношении женщин. Повышение социального и экономического статуса женщины неизбежно скажется на положении мужчин, детей и, конечно же, на положении семьи. Повышение социального и экономического статуса женщины создаст мощный мультиплицирующий эффект для всего общества.

Однако, как показывает действительность, и политики, и общество с трудом принимают формулу гендерного равенства в расширении прав и возможности женщин в Контексте целей развития тысячелетия. Наша страна, однако, вынуждена считаться с основополагающими международными документами, касающимися гендерной проблематики, а именно: Всемирной Декларацией прав человека, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, итоговыми резолюциями Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин (Пекин), Международной Конференции по народонаселению и развитию (Каир), Всемирного Саммита по социальному развитию (Копенгаген) и рядом других.

В соответствии с распоряжением Губернатора Челябинской области от 22.07.2005 года № 1074-р создана рабочая группа по разработке Концепции улучшения положения женщин Челябинской области и повышения их роли в обществе. Председателем рабочей группы назначен первый заместитель Губернатора Челябинской области. В настоящее время проект Концепции проходит согласование в Министерстве экономического развития Челябинской области. К проекту Концепции прилагается план мероприятий.

Реализация мероприятий плана предполагает проведение совместных мероприятий Министерств и ведомств с областным Советом общественного женского движения по защите социальных прав и интересов женщин и повышения их роли в обществе.

Для регламентирования взаимодействия структурных подразделений органов государственной и муниципальной власти с женскими общественными организациями необходимо принятие закона Челябинской области по социальному партнерству. В ряде областей приняты аналогичные законодательные акты:

· Закон Пермской области «Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики» (принят Законодательным собранием Пермской области 19 августа 2004 года);

· Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 627-КЗ «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений» (принят Законодательным собранием Краснодарского края 19 ноября 2003 года);

· Закон Брянской области от 11 июля 2003 года № 41-З «О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Брянской области» (принят Брянской областной Думой 26 июня 2003 года);

· Закон Волгоградской области от 27 мая 2003 года № 826-ОД «О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями» (принят областной Думой 17 апреля 2003 года).

Необходимо также формировать общественное мнение в том русле, что социальная активность женщин – это в интересах всего нашего общества. Необходимо активнее привлекать женщин к участию в принятии решений через политические партии и общественные объединения.

Наши рекомендации