Народные движения в халифате Аббасидов
Аббасиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание, но они не оправдали народных надежд. Выступления народных масс продолжались. В 751 г. вспыхнуло восстание в Бухаре, в 755 г. — в районе Нишапура и Рейа, в 776—778 гг. — грандиозное восстание под руководством Муканны в Мавераннахре, в 778—779 гг. — в Гургане (юго-восточное побережье Каспийского моря). Особенно грандиозной была крестьянская война 815—837 гг. под предводительством Бабека, которая началась в Южном Азербайджане и распространилась затем на Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана. Борьба шла под лозунгами секты хуррамитов, проповедовавшей социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество. Их идеалом была свободная сельская община с коллективным землевладением. Восставшие несколько раз одерживали победу над войсками халифата. Лишь в 837 г., мобилизовав огромные военные силы и средства, а также использовав предательство примкнувших к восстанию феодалов, халифату удалось подавить это движение.
Крупным потрясением для страны было восстание зинджей. Зинджи — чернокожие рабы, труд которых широко применялся в халифате. Восставшие в течение четырнадцати лет (869—883) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузис-тана. Они взяли приступом крупнейший город и порт Басру. К восстанию рабов присоединились крестьяне и бедуины, на сторону восставших перешло наемное войско халифата, набранное из тюркских племен. В 879 г. предводитель зинджей Али ибн-Му-хаммед объявил себя халифом и стал чеканить монету со своим именем. Созданное рабами государство копировало халифат Абба-сидов. Вожди зинджей стали превращаться в феодальных правителей. Не было даже отменено рабство. Значительная часть восставших начала отходить от восстания.
Воспользовавшись этим, правительственные войска разгромили зинджей. Восстание зинджей имело значительные последствия для социальной истории халифата. Главное из них — отмирание рабовладельческого уклада. Значительно сократился импорт рабов из Африки. Начиная с IX-Х вв. землевладельцы предоставляли рабам земельные участки, превращали их в феодально зависимых крестьян.
Другим крупным потрясением для халифата явилось движение карматов. В конце IX-Х в. оно охватило бедуинов, ремесленников и крестьян Сирии, Ирака, Бахрейна, Йемена и Хорасана. В начале Х в. на Бахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий. Многие области халифата, например Сирия, Египет, платили им дань.
Карматы представляли собой одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. Они выступали за социальное равенство всех людей (кроме рабов). В своем государстве карматы попытались восстановить общинное рабство. На Бахрейне было ликвидировано крупное землевладение и феодальная эксплуатация, но сохранялось рабство как база благосостояния всей общины.
Государство карматов насчитывало около 30 тыс. негритянских и эфиопских рабов, которых они предоставляли земледельцам для работы в поле и садах. Нуждающимся земледельцам и ремесленникам выдавались ссуды из общественной казны, которая составлялась из военной добычи.
Как и государство зинджей, государство карматов со временем переродилось в обыкновенное феодальное государство.
Крестьянские восстания не проходили бесследно. Они расшатывали устои Аббасидского государства, способствовали временному ограничению феодальной эксплуатации.
Распад халифата Аббасидов
В течение IX — первой половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты. Это было обусловлено рядом причин: различным уровнем экономического развития отдельных областей халифата, отличавшихся также по этническому составу населения, культуре, языку, религии, степени исламизации; ростом крупной земельной собственности за счет государственного землевладения, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов; подъемом освободительной борьбы покоренных народов. Бывшие халифские наместники превращались в самостоятельных правителей. Так было с Тахиридами в Хорасане, Саманидами в Мавераннахре, Тулунидами в Египте, Багратидами в Армении. Первоначально они посылали часть собираемых ими налоговых сумм центральному правительству, а затем отказались и от этого. В некоторых провинциях власть захватили крупные местные феодалы. Возросла роль предводителей гулямов, которые неоднократно устраивали дворцовые перевороты, свергали халифов и ставили новых по собственному усмотрению. Начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали марионетками в руках собственной гвардии. К началу Х в. в руках Аббасидов оставался только Арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. эти области были захвачены Иранской династией Буидов. Аббасидские халифы потеряли политическую власть. За ними сохранялось лишь духовное руководство.