Английское королевство при приемниках Вильгельма Завоевателя.
В 1088 г. Вильгельм объявил себя верховным собственником земли в государстве, установив, что подданные могут получать земельные наделы от короны только во владение. Все землевладельцы в стране теперь являлись непоследственными (головными) или косвенными держателями короны и в качестве таковых превратились в вассалов короля, несущих в его пользу ряд повинностей.
Поскольку феод давался исключительно за военную службу, то все держатели «панцирных ленов» должны были исполнять ее в интересах монарха. Военная служба превратилась в исключительную королевскую регалию. Монопольное право короны на эту повинность держателей рыцарских ленов позволило Вильгельму Завоевателю запретить частные войны между феодалами.
В 1086 г. он потребовал, чтобы все свободные присягнули ему независимо от того, каков был статус данных лиц: ленный, юрисдикционный или иной. Присягавшие клялись быть «верными королю против всех людей», в том числе и своих непосредственных сеньоров.
Таким образом, корона установила прямую связь с вассалами своих вассалов (арьевассалами). Статут 1290 г. вновь подтвердил необходимость соблюдения данного порядка.
В 1086 г. в фискальных целях была произведена перепись земельных владений и населения. Ее материалы составили так называемую «Книгу страшного суда». В это время в стране проживало около 1,5 млн человек. Лишь 12% крестьян были сокменами, т. е. лично свободными людьми, находившимися под судебной юрисдикцией лордов. Около 70% населения составляли феодально-зависимые держатели: вилланы, бордарии, коттеры и котсеты.
Разница между вилланами и остальными группами зависимых крестьян заключалась в том, что первые состояли в сельской общине, а все другие – нет. Сохранилась также небольшая прослойка рабов – сервов.
Вильгельм не разгонял собрания сотен и графств по судебным делам, тем самым ограничивая юрисдикцию баронов. Он сохранил англосаксонский фирд – пешее ополчение свободных держателей, тех, кто платил налоги королю. Монарх правил Англией сам, посредством приказов, подготовленных канцлером и его капелланами. Указы рассылались шерифами, представляющими власть короля в графствах.
Церковь получила много земель, право иметь свои суды над клириками. Но претензии Папы на верховенство были отвергнуты. Вильгельм отказался принести вассальную присягу могущественному папе Григорию VII и заявил, что без одобрения короля нельзя повиноваться папе и его буллам. На всякий случай он присвоил себе доходы архиепископа Кентерберийского. Так утверждается сильная монархия.При нём страна была вовлечена в тяжёлые войны с Нормандией. Заработав сильную ненависть со стороны народа, однажды, Вильгельм II был обнаружен убитым в лесу. В ответ смерть Вильгельма отмечалась скромно, многие церкви отказывались звонить по усопшему, совершать заупокойные мессы.
При первых норманских королях официальное делопроизводство велось на французском языке. Местные жители его не знали, что порождало различные конфликты.
После гибели брата Генрих I Плантагенет (1100–1135) сразу же отправился в Винчестер и первым делом захватил казну. Через два дня короновался и обратился к подданным с манифестом (Хартия вольностей Генриха I). Содержание этого документа весьма любопытно. Король обещал народу соблюдать законы легендарного ко-роля Эдуарда. Церкви гарантировалась свобода, баронам – их привилегии. Король обещал уничтожить «худые обычаи», не брать чрезмерные рельефы (плату) за браки баронских наследниц и вдов. Повинности рыцарей ограничивались фиксированной военной службой. Король дал ясно понять, что будет защищать местное население от произвола норманских графов и сотников.
При Генрихе I регулярно (трижды в год) созывался Великий совет, в котором заседали высшие светские и духовные лорды. Однако мнение Совета не имело для короля обязательной силы. Текущие дела король решал в Малой курии, состоявшей из его приближенных. Функции курии – судебные и финансовые вопросы. Коллегию возглавлял юстициарий – главный помощник короля. Этому сановнику подчинялись канцлер и казначей. Должность канцлера обычно занимало духовное лицо. Этот прелат по совместительству был личным секретарем монарха. При Генрихе и его преемниках канцлер выполнял функции государственного секретаря.
Королевская курия решала дела, в которых затрагивались интересы короля, разбирала апелляции по судебным делам, тяжбы между прямыми вассалами короля – баронами. Уполномоченные курии выполняли ревизионные и инспекторские поручения. Они разъезжали по графствам, созывали там собрания свободных подданных, интересовались деятельностью шерифов, принимали петиции. Местные сеньоры смотрели на них косо, и не без оснований. Короля боялись, его юстиция набирала силу.
Землевладение в Англии делилось на свободное и зависимое. В первом случае владелец недвижимости был лично свободен и его обязанности точно фиксировались и имели судебную защиту. Повинности, приходившиеся на держание второго ряда, предварительно не оговаривались, а возникшие в связи с этим споры рассматривались в суде сеньора «по обычаю манора».
Различались два вида свободных держаний: рыцарское и за иные услуги (сержанты). В первом случае наиболее распространенным являлось непосредственное держание от короны. Держателями были как бароны (феодальные магнаты), так и рыцари (феодалы низшего ранга). Следует отметить, что бароны могли иметь собственных вассалов. Владелец рыцарского лена получал землю на условиях военной службы и принесения клятвы верности. Любое держание жаловалось на условии, что владелец его по первому зову короля должен явиться служить ему. Бароны обычно имели большее, чем требовалось, количество арьевассалов (от 10 до 100 рыцарей). Еще в XV в. встречались феодальные дружины численностью в 100–150 человек.
Непосредственный держатель от короны имел право передавать часть лена подвассалам, но и в этом случае ответственность за выставление должного количества воинов и королевское войско лежало на нем. Следствием данной системы явилось создание сильной армии. В войске Вильгельма Завоевателя насчитывалось до 10 тыс. закованных в броню рыцарей – могучая по тому времени сила.
Феодальное право возлагало на вассала повинность участвовать в заседаниях домениального суда, а также помогать сеньору советами. Держатель был обязан оказывать своему сюзерену денежную помощь. Бесспорными считались три вида таких вспомоществований: при возведении в рыцарское достоинство сына сеньора, при первом замужестве его старшей дочери и при выкупе короля. Так, для освобождения из плена Ричарда Львиное Сердце каждый из его вассалов отдал четвертую часть своего движимого имущества.
При вступлении во владение леном держатель уплачивал лорду рельеф. Это являлось компенсацией за восстановление в вассальных отношениях. Впоследствии был определен размер рельефа: для барона – 10 фунтов стерлингов, для рыцаря – 100 шиллингов. В этом случае сеньору также полагалась сейзина – денежная сумма, эквивалентная годовому доходу от держания. Сумма передавалась наследниками вассала сеньору в связи с вступлением в приобретаемый феод. Правом на получение премьерсейзины (фактическое владение, пользование, присвоение, господство над землей и людьми) обладала лишь корона по отношению к своим непосредственным держателям.
При отчуждении земли лорд получал особого рода налог – файн. Если держание оказывалось выморочным или вассал не выполнял свои обязанности, то лен возвращался сеньору.
Опекуном несовершеннолетних детей был лорд, который имел право на доходы от держания на все время опеки. Совершеннолетний феодал при вступлении во владение уплачивал не рельеф, а ливери в размере половины годового дохода. Если наследницей была дочь, то сеньор мог по своему усмотрению выдавать ее замуж.
Одна из разновидностей феодального землевладения называлась «сержанты». В этом случае без разрешения лорда нельзя было ни отчуждать земли, ни создавать новые держания. Размер рельефа при переходе сержанта в другие руки не был точно фиксирован.
Как известно, в эпоху Средневековья церковь являлась крупнейшим землевладельцем. Церковные земли имели статус франкмуань («в свободной милости»). Формально такого рода лены были свободны от всякого рода мирских повинностей, а их владельцы обязывались молиться за сеньора или обслуживать какие-либо иные его религиозные нужды. Держатели на праве франкмуань судились лишь церковным судом.
В Англии в этот период сложилась достигшая своего логического завершения наиболее законченная форма феодальной организации, с сильной королевской властью, имевшая своей задачей обеспечить норманским баронам-завоевателям длительное господство над англосаксонским крестьянством.
Реформы Вильгельма Завоевателя имели огромное значение – процесс распада страны на независимые сеньории был остановлен. Англия гораздо раньше государств континентальной Европы достигла централизации. В известной степени ей удалось избежать феодальной раздробленности.
Монарх издавал законы, взимал налоги и решал все важнейшие государственные дела с согласия Великого совета, состоявшего из духовных и светских магнатов, непосредственных вассалов короны. Великий совет заседал три раза в год. Этот громоздкий и редко собиравшийся орган с трудом справлялся с текущей работой. Поэтому была создана малая, или королевская, курия. В ее состав входили высшие придворные сановники: великий констебль, маршал, камергер, сенешал. Сюда также приглашались бароны и королевские чиновники. Как и Палата шахматной доски, курия выполняла функция казначейства. Одновременно она являлась высшим судом Англии. Во главе этих учреждений стоял великий юстициарий. Его помощниками были казначей и канцлер.
Норманское завоевание не затронуло сколько-нибудь существенно местное самоуправление. Во главе связанного круговой порукой десятка по-прежнему стоял провост, подчинявшийся старосте, во главе сотни – главный констебль, помощник шерифа, подчинявшийся бейлифу и шерифу (наместнику короля в графстве). Все они обладали полномочиями по поддержанию общественного порядка. Тогда же вводится специальная ночная караульная служба.
После смерти Генриха I в 1135 г. в Англии наступил длительный период кровавых междоусобиц, когда современникам казалось, что «Христос и его святые заснули». О размахе столкновений между враждующими группировками феодалов можно судить по тому, что за короткое время в стране были возведены тысячи укреплений. Власть в государстве захватили бароны. Опираясь на вооруженные отряды навербованных во Фландрии наемников, они фактически «растащили» страну на уделы. Как отмечал средневековый английский хронист, население «повиновалось только ближайшему владельцу замка». Многие магнаты самоуправно присвоили себе право чеканить монету и осуществлять высшую юстицию. «В Англии, – гласит старинная хроника, – закон умер и был погребен».
Класс феодалов, состоявший в основном из мелких рыцарей, страдал от произвола баронов и видел в монархе защиту от тирании. Вольница баронов и рыцарей вызывала недовольство верхушки сохранившегося свободного крестьянства и горожан. Сильная королевская власть требовалась для удержания в повиновении зависимого крестьянства. Частые войны с Шотландией, Уэльсом и Францией также нельзя было успешно вести в условиях постоянных междоусобиц.
Домусульманская Аравия.
Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн. кв. км, т.е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами. Социально-экономический и культурный уровень развития различных областей этого региона был неодинаковым.
Основная территория Аравии — сухие степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть ее была пригодна для земледелия. Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.
На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, опирающаяся на сложную систему ирригации. Арабы-земледельцы выращивали здесь ячмень, финиковую пальму, виноград, плодовые деревья. В земледелии применяли довольно разнообразный металлический инвентарь, в том числе плуг с железным лемехом. Вплоть до VI в. здесь существовало Химьяритское государство. Наряду с земледелием получили развитие ремесло и торговля. Йемен славился производством оружия, обработкой кож. В Южной Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. Более раннее, по сравнению с остальной Аравией, развитие Йемена стимулировалось отчасти посреднической торговлей Средиземноморья с Индией и Эфиопией, в которой Йемен играл значительную роль. Еще в древности сложились также отношения обмена с кочевыми племенами Аравии.
Кочевники-скотоводы составляли большинство населения полуострова. Их называли бедуины (степняки). Бедуины занимались преимущественно разведением верблюдов, разводили также коней, овец, коз, крупный рогатый скот. Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. У них выделилась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились также и зависимые люди, считавшиеся юридически свободными, но вынужденные работать на своих богатых сородичей. Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой, социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческом хозяйстве, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя. Даже на юге, в государстве Химьяритов, где рабовладельческие отношения имели длительную историю, существовали значительные пережитки первобытнообщинного строя.
Кризис рабовладельческого общества Йемена и разложение первобытнообщинного строя у бедуинов происходили в период, когда Аравия стала объектом внешних завоеваний.
В VI в. Византия и Иран вели борьбу за торговые пути, которые шли через Йемен и Западную Аравию. Византийские императоры использовали в этой борьбе христианское государство Аксум (Эфиопия) и содействовали проникновению в Йемен христианства. В это время в государстве Химьяритов обострились внутренние политические противоречия, вылившиеся в форму религиозной борьбы христианства с иудаизмом (имевшим в Йемене значительное распространение) и старыми языческими верованиями. Воспользовавшись внутренней смутой, аксумские правители превратили Йемен в наместничество Эфиопии (525 г.). Продвинуться дальше в Западную Аравию им, однако, не удалось. В дальнейшем эфиопов изгнали персы, сделавшие Йемен сатрапией Сасанидского Ирана (572—628). Иранские власти стремились подорвать позиции Йемена в транзитной торговле между Индией и Средиземноморьем, направив торговлю через Персидский залив и далее по территории Ирана. Йемен переживал экономический упадок. Ряд южноарабских племен переселилась на Север. Значительный ущерб был нанесен и другим районам Аравии, в частности Хид-жазу, через который из Йемена шел караванный путь в Сирию.
Обьединение Аравии под знаменем ислама. Образование халифата.
Разложение первобытнообщинных отношений, стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы, поступавшие от караванной торговли, являлись основной предпосылкой политического объединения Аравии. Этому же способствовали упадок рабовладельческих государств на юге Аравии и необходимость противостоять внешним завоеваниям. Центром объединения стал Хиджаз, район сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли. Такие города Хиджаза, как Мекка, Ясриб (Медина) и Таиф, имели прочные связи с кочевыми племенами. Мекка находилась в засушливой местности, на перекрестке караванных путей из Йемена в Сирию, Палестину, Ирак и Египет. Земледелие здесь было невозможно. Население занималось ремеслом и оседлым скотоводством. Помимо обслуживания транзитной торговли, жители Мекки сами торговали и снаряжали караваны, вывозившие сырые и обработанные кожи, серебро в слитках из рудников Аравии, изюм из соседнего оазиса Таиф. Многие богатые мекканцы владели в Таифе и других оазисах участками обрабатываемой земли.
Большая часть населения Мекки принадлежала к племени Курейш. Город состоял из кварталов, заселенных отдельными ку-рейшитскими родами. В результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства, но существовало и значительное имущественное неравенство. Правил городом род Омейядов.
Постоянные торгово-экономические связи мекканцев с другими аравийскими племенами способствовали распространению их влияния на эти племена. Мекканский храм — Кааба (и его святыня — «Черный Камень» (метеорит), который был вделан в стену храма) стал местом паломничества и почитания для многих, в том числе и кочевых племен.
Стремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое арабское государство идеологически выражалось в тот период в проповеди поклонения единому богу, в преодолении староарабского политеизма. В различных районах Аравии начали появляться проповедники единобожия. В Мекке таким проповедником был Мухаммед (570—632), происходивший из бедного рода Хашимитов племени Курейш. Новая религия — ислам, или мусульманство, возникла, по преданию, около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкой поддержки. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынудило их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «хиджра») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летосчисления. В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии и своего политического влияния. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, у которых многие мединцы были в долгу. Поэтому мединские арабы были готовы поддержать проповедника единобожия, который враждовал с правителями Мекки. (Во главе с Мухаммедом они начали вооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мек-канским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы обязались признать религиозную и политическую власть Мухаммеда и принять его учение — ислам; для себя [они добились признания Мекки религиозным центром, а Каабы главным святилищем ислама. Причина подобного отношения ку — рейшитов Мекки к новой религии и ее пророку заключалась в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая верхушка решила использовать эту силу в своих интересах и возглавить объединение Аравии под лозунгом обращения всех арабов в ислам.
Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешнее) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.
Образование Халифата
В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии – Ислама – связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк – «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.
Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, т.к. давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.
Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.
Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.
Общественный строй Халифата
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей Пророка»).
Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.
В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.
Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право – шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран – священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна – сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов было быстро завершено.
Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами, имел важные особенности.
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.
Государственный строй
Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) – находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Центральными органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):
1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.
2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.
3) Диван-ал-Барид – управление дорог и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.
В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.