Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента
Аудиторные занятия, из них:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля зачёт

Тематический план

Разделы (темы) дисциплины. Количество часов
Лек- ции Практ. занятия Всего
Введение.
Тема 1.Россия на рубеже ХХ – ХХI веков. -
Тема 2. Россия и мир: выбор пути развития. -
Раздел 1. Политическое и экономическое развитие ведущих государств и регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
Тема 1.1. Основные тенденции развития ключевых регионов на рубеже ХХ-ХХI вв. -
Тема 1.2. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения. -
Раздел 2. Социально-экономическое и политическое развитие СССР, РФ в последней четвери ХХ - начале ХХI в.
Тема 2.1. СССР накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг.). -
Тема 2.2. Советский Союз в годы перестройки: реформа экономики и управления (1985-1991 гг.). -
Тема 2.3. Реформа советской политической системы (1985-1991 гг.). -
Тема 2.4.Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты. -
Тема 2.5. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР. -
Тема 2.6. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХI веков. -
Тема 2.7. Содержание и итоги социально-экономических преобразований в России в начале ХХI в.: достижения и просчеты. -
Тема 2.8. Формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв. -
Тема 2.9. Проблемы государственного строительства суверенной России. -
Раздел 3. Реформы федеративного устройства многонациональной России (1992-2011 гг.).
Тема 3.1. Основные этапы формирования новой федерации. -
Тема 3.2. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности. -
Тема 3.3. Сущность и причины межэтнических противоречий конфликтов и пути их разрешения. -
Раздел 4. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в 1992-2011 гг.
Тема 4.1. Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе. -
Тема 4.2. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций. -
Тема 4.3. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. -
Раздел 5. Россия в глобальных процессах.
Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. -
Тема 5.2. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. -
Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. -
Тема 5.4. Место и роль России в современном мире в начале ХХI в. -
Зачёт -
Итого:

Программа курса

Введение Тема 1. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков.

Студент должен

знать:

- функции истории;

- методы и принципы научного познания исторического процесса;

- характерные признаки западноевропейской и восточной цивилизаций;

иметь представление:

- об основных задачах дисциплины «История»;

- о существующих в исторической науке взглядах на пути развития России;

- о факторах, сближающих и разделяющих Россию с западноевропейской и восточной цивилизациями;

уметь:

- использовать исторический инструментарий для анализа современного исторического процесса;

- определять основные тенденции развития современной России.

Понятия, составляющие содержание темы: исторический процесс, метод, принципы истории, цивилизация.

Задачи и содержание дисциплины «История». Источники и научная литература по курсу. Порядок изучения дисциплины.

Понятие исторического процесса. Функции истории. Методы, подходы, принципы в научном познании исторического процесса. Типы мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная. Их характерные особенности. Точки зрения в исторической науке на пути развития России. Современные дискуссии о типе исторического пути России. Общее и особенное в историческом развитии. Факторы, сближающие и разделяющие Россию с западноевропейской и восточной цивилизациями. Основные направления в оценке современного исторического периода.

Наши рекомендации