Политика просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм – это определенная стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей. Там, где представители власти сумели воплотить в жизнь теоретические концепции Просвещения, страна вступала на путь прогресса, избежав революционных потрясений.
Первым российским монархом, предпринявшим попытку использовать для преобразования в стране идеи Просвещения, была Екатерина II. Время ее правления – это период решающих новаций и блестящих военных побед, закрепивших за Россией звание великой европейской державы. В начальный период своего правления Екатерина пыталась следовать идеалам, воспитанным в ней книгами Вольтера, Дидро, других европейских философов.
Политика просвещенного абсолютизма предполагала, что просвещенные монархи в своих законах должны отражать настроение эпохи, учитывать естественные права народа. Доктрина естественного права опиралась на концепцию общественного договора и связанного с ним представления о делегировании обществом властных полномочий одному человеку или учреждению сословно-представительного характера. Вот почему в одном из своих первых манифестов от 6 июля 1762 г. Екатерина II объявила о переходе России от традиционной государственности к государству нового времени – самодержавному, но с просвещенным монархом, опирающимся на естественное право народа и принимающим идею общественного договора.
Таким образом, манифест полностью отвечал идеологии и политики просвещенного абсолютизма, целью которого являлась защита и укрепление самодержавия, но с учетом меняющейся исторической обстановки, все более проявляющихся черт нового, буржуазного строя.
В политической программе царствования Екатерины II выделялись три направления:
- патриотическая внешняя политика, приведшая к укреплению авторитета России на международной арене и значительному расширению ее территории;
- либерализация методов управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи;
- административная реформа с привлечением прежде всего дворянства к управлению местными органами власти.
Императрица видела в этом идеальное сочетание «идей века» с «фактом места».
Екатерина II закончила начатое Петром Великим превращение России в империю. В ее царствование Россия стала авторитетной европейской и мировой державой, диктовавшей свою волю другим государствам. В историографии имперскую политику традиционно связывают лишь с успешными войнами и приобретением новых территорий. Но вторая грань этой политики – колонизация вновь приобретенных территорий. Главные события внешней политики в царствование Екатерины – это две русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791 гг.) и три раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией (1772, 1793, 1795 гг.).
Отстаивая свои государственные интересы, Россия брала на себя роль защитницы и опоры всех славянских и христианских народов. В 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия переходила под покровительство России, Екатерина II обещала покровительство армянам: началось их массовое переселение в Россию. В Новороссии, Поволжье, Южном Приуралье получают приют и земли болгары, сербы, черногорцы, албанцы, немцы-колонисты. Продолжалось и расширение русских земель за счет географических открытий: в 1784 г. Г.И.Шелехов положил начало поселениям русских на Аляске. За время царствования Екатерины численность населения на основной территории увеличилась с 19,2 млн. до 29 млн. человек, на присоединенных проживало 7 млн. человек, итого в 1796 г. – 36 млн. человек.
Заметной стала реорганизация сенатского управления. Поставив Сенат под «просвещенную» государеву руку Екатерина II ослабила роль департаментов и повысила влияние сенатской тайной экспедиции, имевший статус самостоятельного государственного учреждения. Именно тогда стала применяться перлюстрация писем и поощряться устное и письменное доносительство. Сенат лишился своей главной функции – законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
Екатерина II создала льготное самоуправление, но лишь для дворянства. Так губернской реформой 1775 г. была повышена роль местного дворянства в управлении губерний и уездов. Они формировали управленческие структуры, избирали глав администрации..
Значительно усилилась роль дворянства в российском управлении после принятия «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» в 1785 г., ставшей венцом формирования дворянского сословия, самодержавно-дворянской империи и соответствующей ей системы управления. Это определялось следующими факторами:
- во-первых, интересы дворянства официально отождествлялись с интересами государства. Государство обеспечивало защиту чести, имущества, жизни дворянина, его монопольное право на землю, крепостных, право на сословный труд и др.;
- во – вторых, дворянство объединялось в сословные общества, своеобразные дворянские корпорации, влияющие на устройство сословия, защиту и реализацию его корпоративных интересов, подчиняющее государство этим узкосословным интересам;
- в –третьих, кроме государственного управления, параллельно создавалось особое дворянское самоуправление со своей системой органов, учреждений, особенно сильных на уровне губернии, уезда.
Самодержавное управление при Екатерине II строилось при опоре на дворян – высших слуг монарха, насчитывавших примерно 100 тыс. и чиновников, количество которых выросло до 50 тыс.
Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и желанием европеизировать страну, оказались незаконченными и нерезультативными, отвергнутыми русской действительностью. Это:
- попытка выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения;
- создать в России третье сословие из горожан и купцов.
Российский просвещенный абсолютизм позволил сделать стране огромный рывок в духовной сфере и повлиял на культуру государства всего XIX и начала XX вв. Поэтому историки и искусствоведы называют его «золотым веком».
В отличие от Петра Великого, который в просвещении видел прежде всего возможность подготовить необходимых специалистов в различных сферах деятельности, Екатерина II ставила более широкую задачу: воспитать «новую породу людей» - и подчеркивала, что «один только укрощенный и просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, ясно, что корень всему злу и добру – воспитание». Был разработан ряд мер по реорганизации школьного образования: открывались народные училища в уездах и губерниях, готовились преподаватели, составлялись учебники. Однако все это предназначалось только для представителей имущих классов, а детям крестьян и ремесленников путь туда был закрыт.
Открытием института благородных девиц и принятием устава шляхетского кадетского корпуса было положено начало созданию закрытых учебных заведений в России.
Благоприятное отношение и содействие императрицы и ее соратников к развитию науки и культуры приносило свои плоды. Россия добивается огромных успехов на этом поприще и всему миру становятся известны имена Л.Эйлера, Д.Бернулли, К.Вольфа, В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, Г.Р.Державина и др.
Усовершенствованная Екатериной II система управления обеспечила развитие и высокий международный авторитет России, но не ослабила остроты внутренних противоречий, не обеспечила продекларированных ею всеобщего благоденствия, тишины и спокойствия, не избавила империю от потрясений, вызванных разложений средневековых институтов. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в России и Великая французская революция в значительной степени повлияли на свертывание политики просвещенного абсолютизма. Огромная инерция традиционного российского общества не позволила в очередной раз модернизировать страну.