Создание миротворческих сил
Вопрос № 21
Проблемы и трудности миротворцев ООН в Конго.
Проблемы миротворчества в Конго
Сложнейшие проблемы, связанные с миротворчеством в Конго возникали на всех уровнях, начиная от командования и заканчивая рядовыми военнослужащими. Множество сложностей, преследовавших силы ООН, сплетались в целый комплекс, начиная с вполне житейских вопросов, касавшихся выбора продуктов питания с учетом индивидуальных особенностей каждого солдата, включая его религиозные верования и заканчивая моральными нормами, которые не позволяли командирам применять вооруженную силу даже в целях самообороны, за исключением крайних случаев.
Руководство Организации Объединенных Наций на самом деле не представляло реального масштаба миротворческой миссии в Конго. Ее задачи летом 1960 года представлялись простыми и легко решаемыми. Но после всестороннего анализа эта миссия оказалась более дорогостоящей по финансовым и военным затратам, а также неоднозначной по способам проведения и итогам. В течение четырех лет 35 государств делегировали в состав миротворческих сил в Конго 93000 военнослужащих. Силы ООН были введены в страну как миротворцы, но были вынуждены в течение всего срока находиться в атмосфере жестокости и насилия, сражаясь против сил, часто не имея на это формальных санкций.
Миротворческая миссия в Конго не являлась чем-то новым для ООН. Эта авторитетная международная организация и раньше посылала войска для поддержания мира. Однако, за исключением корейской войны, в которой фактически США активно участвовали под флагом ООН, в Конго силы ООН впервые действовали в качестве активной сражающейся стороны. В предыдущих случаях миротворческие войска ООН выполняли ограниченные функции в качестве военной полиции или наблюдателей. В Конго было все наоборот. Вследствие широкого вовлечения сил ООН во внутренние проблемы этой страны, они в конечном итоге были вынуждены воевать – сначала для того, чтобы выполнить свои мандатные полномочия, а затем для того, чтобы выжить.
Теперь же хотелось подробнее остановиться на проблемах, с которыми столкнулись миротворцы в Конго.
Создание миротворческих сил
С первых дней пребывания миротворцев в этой стране стали возникать проблемы. Конго не была готова прежде всего политически принять миротворческую миссию. Далекая, неизвестная, отсталая страна, непредсказуемое население, молодое, неустойчивое правительство, отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий для приема миротворцев – все это затрудняло действия сил ООН.
С самого начала миротворческой операции ООН в Конго стали возникать проблемы организационного характера. В 1960 году у Объединенных Наций не было постоянного военного департамента, а, следовательно, не было и постоянных вооруженных сил. Таким образом, направленные в Конго воинские подразделения не были должным образом подготовлены. Между ними отсутствовало взаимопонимание. Как правило, страны, согласившиеся принять участие в миротворческой операции, посылали небольшие воинские контингенты, которые в данный момент не были задействованы в других операциях. Эти военнослужащие часто не могли выполнить тех задач, которые ставились им командованием сил ООН. К тому же у ООН не было запасов вооружений и военного снаряжения. Более важным было то обстоятельство, что у организации не было гарантированных источников финансирования миротворческих сил. Государства-члены в индивидуальном порядке вносили средства на содержание сил ООН в Конго. Миротворческая операция тяжелым финансовым бременем легла на организацию. Это стало ясно в 1961 году, когда Франция и Советский Союз отказались платить свои взносы на проведение операции в Конго.
Еще более серьезная проблема возникла из-за отсутствия взаимопонимания и сотрудничества между силами ООН, центральным правительством и правительством Катанги. Успех любой миротворческой операции, прежде всего, предопределяют согласие и сотрудничество национального правительства со всеми ведущими политическими партиями и с ее руководством. Силы ООН утратили поддержку правительства Конго в самом начале кризиса, когда Генеральный секретарь отказался превратить миротворческие силы в инструмент для силового подавления сепаратизма Чомбэ. Лумумба отреагировал на этот отказ серией ярких антиооновских выступлений, которые настроили конголезский народ враждебно по отношению к миротворцам. После отстранения Лумумбы взаимопонимание улучшилось незначительно и такое положение оставалось до сентября 1961 года, когда ООН послала свои воинские формирования в мятежную провинцию для восстановления единства страны.
Миротворческие подразделения, размещенные первоначально в Катанге, находились в лучшем положении. Сначала Чомбэ относился нейтрально и индифферентно к присутствию в провинции сил ООН. Однако их вооруженные действия в поддержку центрального правительства настроили его и население Катанги против миротворцев.
Прямым следствием недопонимания между миротворцами и конголезским правительством стало отсутствие поддержки их действий со стороны местного населения. Они были вынуждены действовать под пристальным наблюдением недружественных аборигенов. В конечном счете, это обстоятельство не привело к свертыванию миротворческой миссии, однако не позволило выполнить ее, не прибегая к вооруженному насилию.