Принципы участия граждан в выборах.
1) Принцип всеобщего избирательного права означает, все граждане РК, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания и т.д., имеют право избирать и быть избранными в выборные органы государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и пассивное избирательное право.
Всеобщее активное избирательное право- это право граждан РК участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право- это право граждан РК быть избранным в выборные органы государства.
Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в Республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными; лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
2) Принцип равенства граждан РК в избирательном праве. Это означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Кандидаты также имеют одинаковые права на участие в выборах.
3) в РК в Парламент установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената парламента участвуют выборщики, являющиеся депутатами маслихатов.
4) Тайное голосование. Тайное голосование исключает возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давления на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении тайны голосования.
5) Принцип добровольного участия граждан РК в выборах. Он выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
Избирательные органы.
Подготовку и проведение выборов в РК организуют государственные избирательные органы. Эти органы образуют единую систему, в которую входят:
- центральная избирательная комиссия (ЦИК) Республики,
- территориальные избирательные комиссии,
- окружные избирательные комиссии,
- участковые избирательные комиссии.
ЦИК состоит из Председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК.
ЦИК наделен следующими полномочиями:
- осуществляет контроль на территории РК за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает единообразное применение этого законодательства;
- организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;
- образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента;
- осуществляет руководство избирательными комиссиями; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства, выделенные на выборы и т.д.
Территориальные избирательные комиссии: областные, городские, районные- образуются решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления.
Территориальные избирательные комиссии образуются в составе от 9 до 15 членов не позднее, чем через семь дней после назначения выборов.
Решениями соответствующих акимов образуются окружные избирательные комиссии в составе 9-15 членов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах.
Участковые избирательные комиссии образуются в составе 9-15 членов решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.
Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их деятельности, предоставлять им необходимые сведения и материалы. Давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок.
При выборах Президента РК избирательные округа не создаются. Вся территория РК является одним избирательным органом по выборам Президента.
При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одномандатные территориальные округа с примерно равной численностью избирателей.
Избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента образуются ЦИК. Избирательные округа по выборам депутатов маслихатов образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах образуются избирательные участки.
Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане РК, обладающие активным избирательным правом, общественные объединения. Используются СМИ, проводятся публичные предвыборные мероприятия (собрания, встречи с избирателями, шествия и т.д.). Выпускаются и распространяются печатные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при исполнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию.
Закон запрещает проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатного или на льготных условиях товаров, услуг. Выплатой денежных средств либо обещанием таковых.
С момента регистрации в избирательной комиссии кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в СМИ. Дляпроведение предвыборных мероприятий избирательные комиссии выделяют кандидатам равную сумму денежных средств.
По желанию кандидатов могут создаваться инициативные группы граждан, которые регистрируются в избирательных комиссиях. Они создаются для сбора подписей избирателей в поддержку выдвигаемой кандидатуры в Президенты, депутатов Сената Парламента, проведения агитационной кампании в поддержку или против той или иной кандидатуры.
Кандидаты вправе иметь доверенных лиц. Они помогают кандидатам в проведении агитационной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов в отношения с государственными органами, организациями, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Они регистрируются в избирательных комиссиях.
Референдум
Одной из форм непосредственной демократии в Казахстане является Республиканский референдум. Республиканский референдум-это всенародное голосование по проектам Конституции, Конституционных законов, законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни РК.
Источниками избирательного права РК являются Конституция РК, Конституционный Закон РК от 2 ноября 1995 года № 2592 «О Республиканском референдуме» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2008 г.).
В теории права референдумы подразделяются на два вида: Республиканский и местный. Однако Конституция РК не предусматривает института местного референдума.
Решения, принятые референдумом, имеют обязательную силу на всей территории РК и не нуждаются в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики.
В Конституционном законе «О Республиканском референдуме» установлен порядок инициирования, назначения и проведения Республиканского референдума.
Инициативу о проведении Республиканского референдума могут проявить Президент РК, Парламент РК, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту РК. Правительство РК также может обратиться с инициативой о назначении референдума к Президенту Р. Все это осуществляется с оформлением соответствующих постановлений. Граждане РК в количестве не менее чем 200 000 человек, обладающих правом на участие в Республиканском референдуме, и в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и город Республиканского значения, могут обратиться с инициативой к Президенту. Изучив представленные от Парламента, Правительства либо установленного числа граждан документы и содержание предлагаемых на референдум вопросов, Президент РК принимает решение о назначении референдума либо об отклонении инициативы о его проведении.
Исключительное право назначения референдума принадлежит Президенту РК и оформляется в виде соответствующего Указа.
Не могут быть предметом референдума вопросы:
1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;
3) административно-территориального устройства и границ Республики;
4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
5) бюджетной и налоговой политики;
6) амнистия и помилование;
7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;
8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.
При проведении референдума ЦИК исполняет функции Центральной комиссии референдума, территориальный избирательные комиссии территориальных комиссий референдума, участковые избирательные комиссии выступают в роли участковых комиссий референдума. Составление списков лиц, участвующих в голосовании на референдуме, время, место, организация и порядок его проведения устанавливаются по правилам, установленных в Конституционном законе «О выборах в РК». При этом о времени и месте голосования граждане оповещаются не менее чем за 10 дней до дня голосования.
Для того, чтобы референдум состоялся, в нем должны принять участие более половины граждан, обладающих правом участвовать в нем. Решение считается принятым, если более половины лиц, принявших участие в референдуме, ответили положительно на поставленный вопрос. Решением Центральной комиссии референдума в случае нарушения Конституции или соответствующих законов итоги референдума могут быть признаны недействительными в целом или на отдельных участках. В течении месяца на участках, где итоги референдума признаны недействительными, проводится повторное голосование. Итоги референдума публикуются в СМИ в течение семи дней со дня его проведения. Согласно Конституционному закону «О Республиканском референдуме» принятые на референдуме решения вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума, если в самих решениях, принятых этим способом, не установлен иной срок.