Нередко они более эмоционально отзывчивы по отношению к животным, чем к тем людям, с которыми живут или работают.
Они сдержанные, ≪холодные≫ люди: и не в смысле противоположности ≪горячим≫, эмоциональным людям, а скорее в том, что их взаимоотношения с людьми в действительности эмоционально пусты.
Политика.
Шизоидный человек часто ≪помешан≫ на свободе.
Шизоидный интеллектуал, обладающий неограниченной политической властью, вероятно, наиболее опасный тип лидера. Он — пожиратель человеческих прав у всех тех людей, которыми правит.
Еще более явно выражено шизоидное чувство тщетности, разочарования и лежащей в основе тревоги в экзистенциализме. Эти мыслители, от Кьеркегора до Хайдеггера и
Сартра, полагали, что человеческое существование укоренено в тревоге, что, в конечном счете, у нас нет никакой опоры и единственное, что мы можем утверждать, так это ≪небытие≫, ≪нереальность≫ и финальное чувство тривиальности и бессмысленности. Это, несомненно, является шизоидным отчаянием и утратой контакта с
эмоциональной реальностью, рационализированными в философии; и все же экзистенциальные мыслители, в отличие от логических позитивистов, призывают нас
смотреть в лицо и иметь дело с этими реальными проблемами нашей человеческой природы.
Эмоциональная проблема шизоида: он чувствует глубинный страх реальных личных связей, т.е. такихвзаимоотношений, в которые входят подлинные чувства, потому что, в связи с чрезмерной потребностью влюбви объекта, может поддерживать взаимоотношениялишь на основе инфантильной и абсолютной зависимости.
Для ≪голодного≫ в любовном отношении шизоида,сталкивающегося внутри себя с притягательным, однакопокидающим его объектом, все взаимоотношения воспринимаются как ≪поглощение объектов≫, которое ловит капканом, помещает в темницу и уничтожает. Вашаненависть деструктивна для объекта ненависти, но вывсе еще свободны любить кого-либо другого.
Но если вычувствуете, что ваша любовь деструктивна, то попадаетев ужасную ситуацию. Ваши потребности побуждают васвступать во взаимоотношения и тут же отталкивают из-за страха, что вы либо истощите объект любви своими требованиями, либо же утратите свою собственнуюиндивидуальность вследствие сверхзависимости и идентификации.
Такие ≪то внутрь, то наружу≫ колебания являются типичным шизоидным поведением, и уход от него в отчужденность и утрату чувства — типичное шизоидное состояние.– это видно по жизни.
Шизоидный поиск компромисса в человеческих взаимоотношениях – сложно…
термин ≪то внутрь, то наружу программа≫ - для описания той дилеммы, в которую попадают шизоидные люди в связи с объектными отношениями.
Они втянуты в конфликт между, в равной мере, сильными потребностями в тесных хороших личных контактах и страхом перед ними, и на деле часто то вступают во взаимоотношения вследствие своих потребностей, то вновь выходят из них по причине своих страхов.
Шизоидная личность вследствие своих страхов не может искренне отдаться полностью или постоянно кому-либо или чему-либо. Наиболее прочные объектные отношения шизоида являются эмоционально нейтральными, часто просто рациональными. Это приводит к хаосу в жизни.
Шизоид ненадежен и непостоянен. Он хочет получить то, чего у него нет, но теряет свой интерес и пытается уйти, когда наконец получает то, что хотел. Это в особенности мешает дружеским и любовным отношениям.
Шизоидный индивид может часто испытывать сильное стремление к другому человеку до тех пор, пока тот отсутствует, однако фактическое присутствие другого человека вызывает эмоциональный уход, который может варьировать от холодности, утраты интереса и неспособности к разговору до враждебности и отвращения.
Терапия!! Часто пациент жалуется на то, что он ведет длительные беседы с терапевтом ≪у себя в голове≫, однако его голова становится пустой, когда он находится на
сессии. Поэтому шизоид склонен быть постоянно ≪внутри себя≫ и ≪вне≫ любой ситуации.
Он обычно ведет активную фантазийную жизнь, однако в реальности страдает от необъяснимой утраты вкуса к жизни. Шизоид живет в воображаемом мире, а
не в мире материальном, из которого бежит в себя. Он хочет реализовать свои мечты в реальной жизни, но как только его мечта начинает осуществляться, то необъяснимым образом не способен ни признавать это, ни радоваться этому, в особенности если это связано с личными отношениями.
Шизоид страшится, что близкие взаимоотношения повлекут за собой утрату независимости. Это затрудняет любые отношения.
!!Для того чтобы быть близким с одним человеком, может быть необходимо держать другого человека на расстоянии. Чтобыподдерживать отношения с супругом, может быть необходимым отдалиться от детей или родителей; или жеблизкие отношения с одним ребенком могут привести котчуждению по отношению к другому ребенку.
Не возникает никаких стабильных свободных теплых привязанностей.
Такое ≪то внутрь, то наружу≫ поведение, определяемое то потребностями, то страхами, оказываетсерьезное влияние на сексуальные отношения в браке,так что, например, мужчина может быть способен завязать сексуальные отношения с женщиной, к которой неощущает серьезной привязанности, в то время как бессознательно испытывает внутренний запрет вследствиеглубоких страхов на близость с женщиной, которую он
действительно любит. Он расщепляет себя на ≪ментальную самость≫ и ≪телесную самость≫, и если он ментально находится ≪во≫ взаимоотношениях, то телесно он должен быть ≪вне≫ этих отношений, и наоборот. Он не может отдать всего себя одному человеку.
Шизоиды в большей степени боятся хороших и нежных отношений, чем плохих и враждебных, вот почему они сталкиваются с затруднениями в личных взаимоотношениях. Как только они чувствуют, что становятся близки с кем-либо, они зачастую бессознательно отказываются от всякого позитивного чувства, иногда в огромном страхе. Чаще это проявляется в более мягкой форме необъяснимой утраты интереса.
Нерешительность — типичный результат такой позиции. За внезапными взрывами энтузиазма следует утрата интереса.
Шизоидный страх полного самопогружения объясняет и неспособность
концентрировать внимание при обучении.
≪то внутрь, то наружу≫, которая крайне осложняет жизнь:
выраженной шизоидной особенностью является !!компромисс — ни за, ни против.
Потребности шизоида плюс страх хороших взаимоотношений побуждают его то сближаться, то отдаляться от одного и того же человека или ситуации, или находить компромисс в позиции ≪ни за, ни про тив≫. Если не будет квалифицированной помощи в преодолении страха хороших отношений, компромиссная позиция часто является лучшим лекарством, ибо она более приемлема в действительности, чем разрушительные колебания.
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ, на мой взгляд: Громадное количество людей, которые не могут жить полнокровной жизнью, и не в связи с отсутствием средств или возможностей, а из-за эмоциональной неспособности отдаваться чему-либо целиком.
В этом причина скуки, неудовлетворенности, разочарований, которые часто прикрываются финансовыми или социальными проблемами, однако излечить их, решая
эти проблемы, нельзя. Человек с шизоидными наклонностями обычно чувствует, что он ≪упускает случай≫ и что жизнь проходит мимо него, и получает некоторое облегчение, если может найти козла отпущения.
Шизоидная слабость чувств той части личности, которая имеет дело с внешним миром в повседневности, приводит к неспособности находить большое реальное удовлетворение от жизни. Эмоциональное ядро такой личности отчуждено от самости, проявляющейся во внешнем мире.
До некоторой степени, общим шизоидным симптомом является чувство прозрачной стены между пациентом и миром.
≪Расщепление эго≫ , утрата единства самости.
Такое поведение порождает две проблемы. Та часть самости, которая борется за сохранение контакта с жизнью, чувствует глубинный страх другой, ≪спрятавшейся≫, ушедшей самости, которая, по-видимому, наделена огромной способностью притягивать и поглощать все больше и больше из оставшейся части личности.
В связи с этим против нее действуют сильные защиты.
……………………………………………………………………………………………………...
Резюме (книжка)
Деперсонализация и дереализация, чувство небытия или пустоты эго, страх коллапса эго и внутренний запрет на способность любить или вступать в человеческие взаимоотношения — ≪отрезанность≫ шизоидного состояния, обусловленную страхом и бегством от внешнего мира
Другие два аспекта: страх и борьба против регрессивного стремления и страх засыпания и релаксации — являются частью самозащиты психики против внутренней
опасности утраты всякого контакта с внешней реальностью. Здесь возникает еще одна проблема. Страх утраты контакта с внешним миром постоянно стимулирует усилия по восстановлению с ним контакта, но это не приводит к теплым взаимоотношениям, и поэтому осуществляется при помощи двух других базисных эмоциональных реакций: страха и агрессии.
Нарциссическая личность
Поглощенность удержанием завышенной самооценки и «самоусовершенствованием» вынуждает нарцисса непрерывно включаться в активность по переделке собственного Я. Личность превращается в своего рода конструктор, собирающийся под влиянием многообразных социальных ролей, постоянно меняющихся рекомендаций ученых и экспертов, журналистов и популяризаторов, целителей и провидцев.
Внушающее воздействие подобных стереотипов, их активное внедрение в упрощенные когнитивные структуры сознания и мировосприятия индивида создает и поддерживает нереалистические стремления к «трансгресиии» — иллюзорному переживанию всемогущества, преодолевающего любые границы — пола (его можно onepif изменить), времени и возраста (стволовые клетки омолодят), телесных явных и мнимых недостатков (возможности эстетической хирургии и трансплантологии безграничны).
Погоней за престижными атрибутами влиятельности и власти достигается идентификация с омнипотентной (всемогущественной) «частью» собственного Я, но одновременно порождаются и противоположные состояния - мучительное недовольство собой из-за ревнивого и завистливого coперничества с объектом идеализации, потеря уверенности в своих силах, сомнения в оправданности собственного существования. Страсть к совершенству (недостижимому в реальности)
Сущность нарциссического самоутверждения также – создавать у других (и у самих себя) ВПЕЧАТЛЕНИЕ совершенства и превосходства ( «грандиозности») при глубинном страхе дезавуирования окружающими «голого короля», беспомощного «импотентного Я — вот основа мотивации нарцисса и секрет его поглощенности всем внешним — телесным обликом, жилищем, блестящим окружением знаменистостей и бой/герл-френдов, щедро запечатленных в картинках модных журналов или телешоу.
Требования неограниченного совершенства как жесткий внутренний императив (рудимент доверчиво и некритично интроецироваппой инфантильной зависимости от завышенных родительских ожиданий) при принципиальной недостижимости идеала вырастают в постоянную обесценивающую критику себя самого или других и приводят к неспособности получать какое бы то ни было удовольствие от жизни
Беда таких людей в том, что, претендуя на исключительность во всем, даже в тяжести собственных страданий, они действительно «исключают» себя из человеческой общности, по сути, это люди-изгои.!!
Постоянно истязающие себя, «мазохисты», они невыносимы для окружающих. В обыденной жизни про таких людей говорят, что им недостает мужества стойко переносить не только исключительные, но даже обычные жизненные невзгоды. Они производят впечатление слишком хрупких и не приспособленных для жизни.
В них причудливо переплетаются противоречивые черты характера: чрезмерная зависимость от внимания и похвалы окружающих, от которых они «расцветают», и подчеркнутые отстраненность, высокомерие, холодность.
малопредсказуемы и подвластны перепадам настроения!!; им трудно совладать со своими эмоциями, особенно гневливыми и довольно бурными, чаще всего истинные чувства и страсти им приходится маскировать или скрывать; они чрезвычайно самолюбивы и ранимы, но подчас бестактны и даже жестоки; их восхищение и идеализация могут при малейшем разочаровании смениться пренебрежением и обесцениванием. Отчаянно нуждаясь во внимании и поддержке, в «поглаживании» самолюбия, они, тем не менее, редко способны преодолеть собственную гордыню, попросить о помощи и еще реже — принять ее, испытывая искреннюю благодарность; узы привязанности их и манят и страшат.
Демонстрирующие подчас необычайную щедрость и великодушие, они, не отдавая себе сознательного в том отчета, подвержены приступам жгучей зависти и ненасытной жадности; полученного же всегда оказывается недостаточно. В совместном деле на них трудно полагаться — они могут искренне мечтать быть полезными, порой строят грандиозные планы и верят в свою способность к великим свершениям (меньшее их не прельщает), но малейшая неудача способна обескуражить настолько, что они чувствуют себя абсолютно недееспособными; им не хватает силы воли.
Характерна мгновенная и кратковременная мобилизация сил с последующим истощением и апатией.
Они предпочитают жить рискуя, балансируя на острие бритвы, не чувствуя края, игнорируя опасности, превозмогая болезни, пренебрегая ограничениями — так, как будто они выше этого; обычные правила общежития и этические нормы кажутся им невыносимыми и бессмысленными. Их часто одолевают скука и ощущение пустоты собственной жизни, в которой они не видят ни радости, ни ценности, альтруизм же им чужд.
Безмерно страдающие и одновременно бесчувственные, они заставляют страдать других; они и жертвы, и палачи попеременно.
Культуральное выражение
У окружающих они вызывают все что угодно, но только не равнодушие. Они раздражают, шокируют, внушают восхищение и ужас, притягивают и отталкивают одновременно; близкие же их не столько искренне любят и ценят, сколько вынужденно терпят или жалеют;
в социальной жизни они занимают крайние позиции либо изгоев, либо звезд — тиранов с манией величия и непогрешимости.
Формы нарциссической разрушительности многообразны, пронизывают все сферы жизнедеятельности и проявляются
в перфекционизме, негативистически враждебном отношении к себе и другим и в соответствующих формах социальной практики, таких как погружение в безудержные злоупотребления пищей, алкоголем, наркотиками, работой, информационными технологиями сексом, системами духовного и телесного «самосовершенствования», личной гигиеной и косметикой, фитнесом, пластической хирургией
ФЕНОМЕНЫ ТЕЛЕСНОГО НАРЦИССИЗМА
Забота о своем телесном Я занимает чрезвычайно важное место во внутреннем мире нарцисса: ценность красоты, внешнего облика, физиологических отправлений и соматического здоровья гипертрофирована, а оценка их наличного состояния никогда не удовлетворяет.
Глубокая зависимость от декретированных обществом и культурой эталонов восприятия телесности и страдания из-за реального или мнимого несоответствия им - образ телесного Я подвергается субъективным искажениям даже в большей степени, чем восприятие находящихся вне человека объектов реальности.
Наличие синдрома «размытости границ Я», предполагающего высокую стрессодоступность в целом и виктимность!!
Внутреннее пространство телесного Я подвержено метаморфозам: оно утрачивает временно-пространственную стабильность — то расширяется до безграничности (нарциссическая экспансия), то «сплющивается», теряет качества объемности, полнокровной чувственности, девитализируется, обнажая субъективно переживаемую безжизненность и пустоту.
Ищущие совершенства во всем, нарциссические личности демонстрируют черты безудержного перфекционизма и в сфере телесности.
Нередко эта страсть превращается в неуправляемую манию, выражается в сверхзависимости самоотношения от телесного состояния и манипуляций с телом.
Отсюда наблюдаемая и в обыденной жизни психопатология — неуемная страсть к злоупотреблению всем, что может способствовать созданию и сохранению чувства собственного совершенства — от дорогого парфюма до экзотических диет; от фитнеса до бесчисленных пластических операций.
!!Поклонение своему телесному Я и обожествление его — только одна из «частей» нарциссической самоидентичности, противоположную ее «часть» составляет аффективный комплекс хронического недовольства собой, глубокого стыда и даже ненависти к себе| с так называемыми пищевыми зависимостями испытывают навязчивое беззостановочное стремление худеть, чтобы все больше и больше соответствовать идеальным телесным размерам и контурам
Людям с подобным заболеванием недостает собственной системы внутренних оценок, и в полной растерянности буквально «припадают» к чужим, правило, заимствованным из гламурных источников представлениям и ценностям.
Отсутствие во внутреннем мире репрезентаций надежного, постоянно поддерживающего материнского объекта заставляет навязчиво искать его вовне и находить суррогатное утешение в искусственных объектах симбиотической «наркотической» привязанности-зависимости, «прилипая» к которым они только способны ощутить самих себя (9, 20).
Отношение нарцисса к самому себе и другим людям можно было бы описать «комплексом мальчика Кая» из известной сказки Г.Х. Андерсена. Это явление отчуждения от своей самости, бесчувственности, эмоциональной холодности, которое охватывает все сферы душевной жизни
Пианистка - такие люди как будто не чувствительны к боли, скорее испытывают тягу к нанесению себе телесных увечий, но и это не возрождает их способности чувствовать, они остаются все так же странно чуждыми, посторонними наблюдателями «как будто» своих телесных отправлений.
Способные легко и без эмоций предоставить другим пользоваться их телом (легкость проституирования), они склонны к манипулятивным межличностным oтношениям
Им неведомы подлинно интимные отношения, в любви и сексе они прежде всего ищут подтверждения своей неординарности, превосходства над партнером, но не доверия и единения, — глубокую привязанность они путают с удушающей зависимостью и бегут от нее.
Богатство, безудержность и экзотичность их эротических фантазий (часто пронизанных садомазохизмом, фетишизмом и другими разнообразными перверсиями) причудливо соседствуют с эмоционально выхолощенными реальными отношения ми, техничностью и механистичностью секса. Они одиноки и здесь, в сущности, им не нужен партнер в сексе или же он легко заменяем.
Парадокс заключается в том, что нарциссы глубоко индивидуалистичны по своей сути и одновременно ориентированы вовне, на других.
рынок социальных услуг, позволяющих произвольно моделировать и трансформировать внешность, а тело рассматривается как товар на продажу - здесь не может быть и речи о стремлении к саморазвитию, напротив, речь идет о навязчивом иррациональном желании избавления от собственного (живого, аутентичного, но не безупречного) Я, магичеcком обретении вместо него другого телесного Я, лишенного каких бы то ни было несовершенств и слабостей, но выдуманного и нереалистического.
ПРОБЛЕМА: Складывается ситуация, провоцирующая радикальную трансформацию самосознания и этики человеческого вида в целом, например, когда тело превращается в предмет, который довольно легко переделать, а то и сменить. Тело и гендер утрачивают статус базовой идентичности и превращаются лишь в одну из возможных идентификаций Я человека, зависящих от социально-культурных факторов — статуса, финансовых возможностей, моды и пр.
Все это способно привести к деформациям и утрате самости.
Для нарциссической личности Я, не подтвержденное значимыми Другими, становится «плохим», а переживаемые разочарования воспринимаются как жесточайшая «нарциссическая рана», как полная жизненная катастрофа.
Обращающиеся к помощи эстетической хирургии наивно полагают, что, преображенные, они вместе с новым телесным обликом приобретают страховку от измен, расставаний и прочих разочарований.
Нарцисса не может удовлетворить и утешить ничто кроме немедленного и желанного изменения конкретно «невыносимых» обстоятельств. Если же не удается «заставить» ситуацию или окружающих людей выполнять их желания, тогда ее надо разрушить; здесь в качестве наиболее приемлемого способа выхода из ситуации невыносимого жизненного кризиса и выступает импульсивное действие, например, эстетическая операция как нарциссическая иллюзия мгновенного обретения прекрасного будущего. Подчеркнем: мотивом является не просто достижение совершенства, а желание избавиться от собственного Я, обремененного грузом неудач и разочарований, и обретение вместо него другого нового и младенчески чистого Я.
ОТНОШЕНИЯ С ВНЕШНИМ МИРОМ
При дефиците способности к рациональной и рефлексивной оценке себя вне зависимости от актуальных аффективных состояний и фрустраций представление о себе неустойчиво, оно подвергается постоянным флуктуациям и искажениям. Этим «качелям», присущим погранично-нарциссической личностной организации, способствует эмоциональная нестабильность и глубокая уязвимость самооценки, «грандиозность Я», а также неспособность к ментализации и символизации и преимущественно психосоматический способ изживания и регуляции психотравм (алекситимический синдром).
Высокая полезависимость - неопределенность, размытость и временную нестабильность репрезентативной системы, низкий уровень обобщения и связности представлений о себе и значимых Других в единое целое.
недостаток «самости» и целостности самоидентичности, расщепленности отношений на любовные «хорошие» и «плохие» агрессивные части, спутанность межличностных границ, склонность к диффузной тревоге, импульсивное моторное отреагирование «невыносимых» эмоций в девиациях поведения.
Когнитивная полезависимость кроме всего прочего означает сверхконкретность мышления
В психотерапии люди описанного типа относятся к «трудным»; их когнитивные особенности провоцируют генерализованное сопротивление излечению, саботаж отношений сотрудничества (недостаточной комплаентности), a также накладывают ограничения на способность испытывать облегчение и хотя бы частичное удовлетворение от слов и ментальных преобразований, а не от действий или «вещей».
!!Сложность в том, что пациент в силу его глобальной «полезависимости» или столь же глобальной и преувеличенной автономности с трудом принимает помощь сопереживающим словом, которое предполагает созданное в терапии побочное пространство «игры», «мечты», условности.
В определенном смысле он — слишком материалист, а не идеалист, он жаждет зримого и «вещного» изменения жизни; ограниченность условности и искусственность замещения не могут его утешить; а большего терапевт не может ему дать.
Резюме (по книжке)
сверхконкретность и сверхабстрактность, дисгармоничность в восприятии себя и других и, соответветственно, парадоксальность и неустойчивость отношений (от «прилипчивой» зависимости с потерей себя до отчуждения и пустоты на месте значимого Другого), систематический сдвиг в сторону негативной эмоциональной окрашенности образа себя и значимых Других, примитивные малоспециализированные защитные механизмы.
Превалирование расщепления над интеграцией приводит к тому, что травматический эмоциональный опыт, будь то потеря Другого или нарциссическая рана, хронически дестабилизирует способность к переживанию и рефлексивной проработке кризисных состояний, препятствует сохранению собственной стабильной идентичности и удержанию связей со значимыми Другими.