Вопрос материализм античной философии. 6 страница
39 ВОПРОС ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА Материализм позволил обнаружить общие, повторяющиеся черты в соц-эконом.развитии страны и дал основание относить их к определенному общественному типу,названному общ-экон.формацией. Основанием, по которому возможно произвести такую типологизацию, явл. способ производства как материально-экон.основа общества, определяющая всю его внутр. структуру. Понятие общ-экон. формации отражает подчиненность всех обществ. явлений материальным отнош.производства.
История общества складывает из истории отдельных народов и стран, живущих в разнообразных геогр. и истор.условиях, имеющих свои национальные, культурные и другие особенности. На этом основании некоторые фил. и социологи утверждали, что в ист.якобы отсутствует повторяемость, что все события, явления здесь сугубо индивидуальны и задачей исторической науки может быть только описание этих событий, их оценка с точки зрения какого-либо идеала. - приводит к субъективизму, так как сам выбор идеалов и ценностей становится произвольным, теряется то, что является существенным, главным, определяющим в истории, а что - производно, вторично. Матер.фил.преодолела субъективизм тем, что из всей совокупности общественных отнош.выделил произв.отношения как главные и определяющие, как объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни- совокупность произв. отнош.является тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Произв.отношения определяются уровнем развития произв.сил, что существует закон соответствия, согласно которому данному уровню развития произв.сил соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие произв.отношения. В способе произв.нельзя произвольно менять произв.отнош., они соответствуют произв.силам объективно, порождены произв.силами. Ощество все же проходит в своем развитии определенные ступени (экономические общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным производством. Теория общественно-эконом.формации помогает понять общ.как цельную соц.систему, функционирующую и развив.по своим специфическим и объективным законам на основании сформировавш.способа произв.
1)Форм. подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории гос. и права. Согласно ему под типом гос. понимается система основных признаков, свойственных гос. определенной общ.-эконом. формации, которая проявляется в общности их эконом. базы, классовой структуры и соц. назначения; Для определения типа гос. при форм. подходе учитывают: 1)соответствие уровня гос. определенной общ.-эконом. формации.Общественно-эконом. формация – историч. тип общ-ва, котор. основан на определенном способе производства;
2)класс, инструментом власти которого становится гос-во; 3) соц. назначение гос-ва.
Формационный подход выделяет следующие типы государств: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический. По формац. подходу после смены экономической формации происходит переход от одного ист. типа гос. к др., более новому.
Формац. подход имеет следующие достоинства:
1)продуктивность деления гос. на основании соц.-эконом. факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-историч. характера формирования гос.. Недостатки: 1)односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована Марксом как обобщение истор.пути Европы. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». - формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества.
Во-вторых, для форм. подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. – класс.борьба. но не менее важную роль играет, как многие считают, духовно-нравственная жизнь. В-четвертых, формационный подход содержит, по мнению многих критиков (например, К.Поппера), элементы предопределенности. Концепция формаций предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые (рабовладельческую, феодальную и капиталистическую) к бесклассовой коммунистической формации. Маркс и его ученики затратили много усилий для практического доказательства неотвратимости победы социализма, где на смену рыночному саморазвитию приходит государственное регулирование всех параметров жизни общества
40 ВОПРОС ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯЭкономика является материальной основой существования общества. Люди не могут существовать не потребляя. Они должны удовлетворять свои материальные, духовные, социальные потребности. На первом месте находятся материальные потребности человека. Чтобы жить, человек должен иметь продукты питания, жилище, одежду, обувь и т.п. Эти жизненно необходимые средства человеку следует производить.Под производством понимают процесс создания благ, необходимых для существ. и развития общества. Процесс производства материальных благ в любом обществе включает 3 элемента: труд человека, предметы и средства труда. Труд - это целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения своих потребностей. Все то, на что чел.воздействует в процессе труда, называется предметом труда. - могут быть даны людям самой природой (залежи полезных ископаемых в недрах земли, леса, реки, озера) могут предварит.подверг.воздействию труда (добытые калийная соль, руда, нефть или хлопок, ткань). - сырье материал. Средства труда - это вещи, или комплекс вещей, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда. Среди средств труда необходимо выделить: 1) орудия труда или механические средства труда (станки, машины, оборудование, инструменты); 2) средства труда, приспособленные для хранения предметов труда и готовой продукции (сосудистая система производства); 3) средства труда, которые создают матер.условия процесса произв.(здания, сооружения, каналы, дороги и др.) Средства труда и предметы труда в совокупности составляют средства производства. Однако следует отметить, что средства производства становятся дееспособными только в соединении с рабочей силой. Поэтому средства производства и люди, обладающие умениями, навыками, опытом, и составляют произв.силы общества. Главной и решающей силой общества являются люди, неизбежно вступающие в определенные отношения между собой. Отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в которые они вступают независимо от своей воли и желания, называются производственными отношениями. Производственные отношения не являются постоянными, они все время совершенствуются, причем их развитие осуществляется в непосредственной связи с производительными силами. Необходимо различать организационно-экономические и социально-экономические отношения. Организационно-экономические отношения складываются между людьми в процессе организации производства, т.е. в процессе разделения труда, его кооперации, концентрации, централизации производства. Социально-экономические отношения возникают между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Здесь определяющую роль играют отношения собственности на средства производства. Произв. силы и произв.отношения в их единстве образуют способ производства. Каждой ступени развития общества характерны свои специфические производственные отношения. Совокупность этих отношений составляет экономический базис общества. Над базисом возвышается определенная надстройка. Надстройка - это полит., правовые, фил., религ. и другие взгляды общества и соответствующие им учреждения. Произв.силы, произв.отношения и соответствующая им надстройка образуют общ-экон. формацию, характеризуют систему общества. Любому обществу присущи глубинные законы экон. развития, которые изучают экон.науки. Экон.науки – к\п наук, в функции и задачи которых входят познание объективных закономерностей экономического строя общества в процессе его исторического развития, статистическая
обработка и теоретическая систематизация явлений хозяйственной жизни, выработка практических рекомендаций в области производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Экон.науки делятся на общие и конкретные (частные) науки. К общим экономическим наукам относятся экон.теория, история народного хозяйства, история экон.учений, науки, изучающие общее регулирование хоз.процессов (теория управления общественным производством, наука о планировании и регулировании народного хозяйства). Конкретные экон.науки исследуют отдельные стороны, аспекты экономического строя общества. Они разграничиваются на межотраслевые (финансы и кредит, денежное обращение, ценообразование, демография, экономика труда), отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи), региональные (экономика отдельных стран, регионов). Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деят., пригодных в хозяйственной практике. Экон.теория образует ядро системы экономических наук и играет в ней фундаментальную роль. Она изучает законы развития экономических процессов в обществе в целом. Экон.теория - одна из общественных наук и выполняет ряд функций. Важнейшей из них является методологическая. Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Экон.теория в этом плане является теоретическим фундаментом, несущей конструкцией для целого ряда наук, как отраслевых, так и функциональных, межотраслевых. Экон.теория выполняет познав.функцию. Она изучает и объясняет экономические явления и процессы, проникая в самую сущность экон.жизни. Познание экон.законов и категорий способствует формированию экон.грамотной личности. Экон.теория осуществляет практическую функцию. Она способствует выработке экон.тактики и стратегии развития общ.в целом, обосновывает правила поведения различных субъектов хоз.нац.экон. В совр.условиях особое значение приобретает разработка не одного, а блока альтернат. вариантов совершенствования хоз. механизма. С ней тесно связана прогнознопрагматическая функция, которая предполагает разработку и составление научных прогнозов развития общества, его перспектив. Экон.теория выполняет и критическую функцию. Она помогает переосмыслить методы и приемы управления экономикой, избавиться от устаревших редставлений и стереотипов, поддерживать новые, передовые идеи развития производства и общества.
41 ВОПРОС НТР И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР — это качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда. НТР оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека. Основные черты НТР:
1)универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности; 2) бурное развитие науки и техники;
3) изменение роли человека в процессе произв. — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увелич. доля умственного труда.
Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства: 1)изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного произв.машины производят машины.
2) начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.
3) происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.
4)изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.
Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.
Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).
5) изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.
6) изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.
7) изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется проф.мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.
8) совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.