Реформы Н.С.Хрущева в эконом. и соц.-эконом развития СССР в период правления Л.И.Брежнева (1965-1982)
Реформы Хрущева нашли свое продолжение – была осуществлена перестройка правящей партии: демократизация, изменения в условиях приема в нее, расширение прав местных организаций и союзных республик. В 1957 г. восстановили в правах депортированные Сталиным народы. Появляются новые органы общественного самоуправления и т.д. Реформа управления Попытка перейти к экономическим методам управления привела к усложнению структуры управления, росту числа чиновников. В 1962 г. предпринята самая неудачная из реформ: специализация партийных организаций (промышленные и сельские). Страну разделили на 105 экономических районов. Аграрная реформа Реформы Хрущева начались с сельского хозяйства. С 1953 г. укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. В середине 50-х началось их повальное укрупнение – преобразование в совхозы. Затем были созданы и совнархозы. Крестьянам были выданы паспорта, им назначалась пенсия. Кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – по примеру США эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не может (вплоть до Крайнего Севера!). В 1954 стартовала кампания по освоению целинных земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями, впервые за послевоенные годы поднялась закупочная цена на зерно. Но эрозия губила целинные почвы. Нечерноземный центр пришел в полный упадок. Военные реформы Хрущева После прихода к власти он взял направление на подъем оборонной и тяжелой промышленности. СА и флот получили ракетно-ядерное оружие. По соотношениям военной мощи СССР достигает паритета с США. Рассматривается направление развития политики к мирному сосуществованию государств разного соцстроя. Социальная реформа После принятия закона о выплате пенсии крестьянам было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах, восьмилетнее обучение становится обязательным. Установлены нормы рабочего времени, в частности – 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет. Активно расширяется фонд жилья. Жилищное строительство базируется на индустриальных методах. Жилой фонд страны увеличивается на 40% за семилетку! Правда, строительство велось в стиле, вошедшем в историю од названием «хрущобы», зато исчез жилищный кризис. Школьная реформа привела к единой восьмилетней школе. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе). Внешняя политика Хрущева Внешние отношения в те времена развивались в стиле традиционной для большевиков политики. Основным направлением внешней политики стало укрепление систем безопасности по всем рубежам. Активно возобновляются контакты с зарубежными странами, в прессе появляются и положительные отзывы о других странах. Расширяются торговые отношения. Это влечет обоюдную выгоду, ведь страны Запада получают обширнейший рынок сбыта для своей продукции. Существенно сказался на мировой обстановке запуск первого ИСЗ в 1957 году, начинается новая, космическая эра. Хрущев, сторонник Королева, поддерживает его идею обогнать американцев в освоении космического пространства. Это меняло расстановку приоритетов, теперь Запад был под прицелом межконтинентальных ракет СССР. В 1961г. был поставлен «Берлинский ультиматум», в котором Хрущев потребовал возведения стены между западным и восточным Берлином. Огромный резонанс мировой общественности. После «берлинского кризиса» разгорается еще один, т.н. «карибский», или «ракетный кризис». Кеннеди попытался захватить Кубу, которой СССР оказывало экономическую, а теперь еще и военную помощь, выслав туда военных и технических советников, различные виды оружия. В том числе и ракеты, что угрожало США ударом. Кеннеди потребовал не допустить выгрузки ракет на Кубе, и Хрущев эти требования принял. Убийство Кеннеди привело к необходимости устанавливать контакт с президентом Джонсоном. Но против Хрущева были выдвинуты обвинения в волюнтаризме, и его отправили в отставку. Погубила его и попытка урезать льготы и привилегии госслужащим. При Хрущеве в СССР сложился авторитарный строй, однако, укрепились основы командно-административной системы.
38. особенности полит. и соц.*эконом. развития СССР в периодправления Брежнева
Успехи в социальной сфере. Успехи в экономической области позволили социалистическому государству решить многие социальные проблемы. На это была нацелена и Конституция СССР, принятая в 1977 г., и специальные законы, регулировавшие социальную политику государства. При всех недостатках и пороках политической системы, неповоротливости бюрократического аппарата управления экономика при Л.И.Брежневе обеспечивала сравнительно высокий уровень благосостояния населения. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые вложения в государственную медицину, образование, спорт, отдых. В брежневский период реформ снабжение населения продуктами питания и товарами народного потребления достигло самого высокого уровня по сравнению с другими периодами социалистического развития страны. Причем цены на товары и услуги были сравнительно не высокими, доступными среднему потребителю. Например, при зарплате в 200 рублей можно было купить четыре путевки в санаторий на Черном море (с лечением, питанием и проживанием в обустроенных номерах) сроком на 24 дня. Образование в высших и других учебных заведениях при Л.И.Брежневе было бесплатным. (В 2007 г. стоимость в МГУ составляла 191200 рублей, в Высшей школе экономики – 234800 рублей, в МГИМО – 249400 рублей в год.1 За последние три года количество бесплатных бюджетных мест в вузах, по словам Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сократилось на 25%. Это означает, что курс на платное высшее образование в ближайшие годы будет продолжен.). Здравоохранение позволяло успешно бороться с детской смертностью, эпидемиями и другими заболеваниями. Операции, даже самые сложные, были для людей бесплатными. Пенсионное обеспечение в целом отвечало потребностям людей, ушедших на заслуженный отдых. Ряд существенных изменений был внесен в пенсионное законодательство. В частности, были повышены пенсии работникам черной металлургии, шахтерам, другим категориям со сложными условиями трудовой деятельности. Закон вводил надбавки за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении или организации. Заметно повышались пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, пенсионное обеспечение семей военнослужащих, погибших на фронте.
Госуправление в эпоху Брежнева. Л.И.Брежнев в начале руководства страной не имел четкой программы управления Советским государством, проведения необходимых государственно-правовых реформ. Не имел он и своей команды профессионалов- единомышленников для осуществления задуманных изменений. Но он, как опытный аппаратчик, укрепил позиции партийной номенклатуры, расширил ее полномочия в управлении страной и регионами. Несколько позже появилась и команда для проведения реформ. Разумеется, ее основу составляла партийная элита, члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, аппарат Центрального Комитета партии. В брежневский период насчитывалось около 100 различных министерств и ведомств, рекордное число за все годы советской власти. Их функции во многом дублировались партийными органами. Только аппарат ЦК КПСС насчитывал более 4000 человек, которые работали в двух десятках всевозможных отделов, которые в свою очередь подразделялись на сотню секторов.1 Структура аппарата ЦК, по сути, детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством. Так, в отдел химической промышленности ЦК КПСС входили сектора промышленности органического синтеза, промышленности синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Правление Брежнева явилось периодом утверждения консервативного политического режима, в деятельности партийно-государственного аппарата господствовал принцип бюрократического централизма. На XXIII съезде КПСС были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название «генеральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны. Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны. Однако в конце правления он потерял возможность критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие нового коммунистического культа своей личности.
39. экономические преобразования в период перестроки.
Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.
19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.
13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.
11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование». 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.