Государство и право Древней Индии. Законы Ману.
Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. В середине 2 тысячелетия до н.э. на севере Индии появились плена (арии — «полноправные»). Священные книги Ариев — Веды. Основное занятие — скотоводство; завоевывая территории, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди-раджи и советы старейшин. Впоследствии должность раджи из выборной становится наследственной; одновременно образуют замкнутые сословия старейшины и жрецы племен.
С началом формирования классов военные экспедиции из эпизодических становятся постоянными. Особый интерес — военной знати — для нее рабы и военная добыча — источник обогащения. Покорение чужого народа для завоевателя не проходило бесследно — для удержания в покорности завоеванный народ и принуждения его к труду, необходимо было иметь постоянно действующий аппарат власти, опирающийся на орудия подавления — государственный аппарат.
Общественный строй Древней Индии — существование особых сословий — варн: самая важная — варна жрецов — брахманы (высший из людей; изучал священные книги, участвовал в суде и управлении, вырабатывал законы и предписания, «ему принадлежит все то, что он видит»); кшатрии (вся военная знать — светская аристократия; из ее среды выходят цари, военачальники, сановники). Обе эти варны составляли господствующий класс. Две другие варны — непривилегированные: вайшьи (земледельцы, ремесленники, крестьяне, торговцы ) и шудры (обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы). Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, но он не был свободен, его можно было продавать и покупать.
Положение раба (даса) немногим отличалось от шудры. Он тоже мог иметь семью, имущество и наследовать. Но как член варны шудра на ступень выше раба. Шудра — полураб, полусвободный.
Принадлежность к варне определялась рождением — переход был строго воспрещен.
В первых веках н.э. начали складываться феодальные отношения; происходит преобразование варн в касты. Объединялись они принадлежностью к одной и той же профессии. Принадлежность была пожизненной и переходила к детям (насильственное прикрепление людей к профессии). Презираемые профессии(могильщики) стали участью так называемых неприкасаемых. Принадлежащий «чистой касте», не мог иметь с ними дело.
Артхашастра — древнейшее сочинение индийской литературы.
Законы Ману — составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник — более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы — это руководствок религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний.
Основные принципы Законов Ману:
· Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей);
· Почитание женщин (там боги удовлетворены);
· «Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»; должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи;
· «Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»;
· «для царя Владыка некогда создал своего собственного сына — Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»; наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным;
· Царь должен быть защитником варн; назначать 7 — 8 министров. Предки которых были царскими слугами; ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах; казна и управление государством вверяется царю; должен назначить десятскогодля 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.; в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников); должен взимать ежегодные умеренные подати;
· Судебная система: царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.);
· «Закон губит, когда его нарушают; закон охраняет, когда его соблюдают; поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не покарал нас»;
· «Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему»;
· Показания дают равные равным; за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными;
· Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием;
· Все, совершенные по принуждению действия, считаются недействительными;
· «Убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления»;
· «Женщина никогда не пригодна для независимости» (принадлежит отцу, потом мужу). Жена, сын и раб — не имеют собственности, она считается собственностью их господ;
· «7 законных способов приобретения собственности: наследование; получение в дар; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей»;
· «Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество — 10 способов существования, дозволенных людям в бедственном положении».