Революция 1848 г. и Вторая Республика.
23 февраля 1848 г. в Париже прошла демонстрация протеста, которая вылилась в солкновение с войсками. Это вызвало восстание и штурм королевского дворца, Луи Филипп был вынужден отречься от престола и бежал из страны. Было создано Временное правительство, которое провело ряд мероприятий, в ряду которых: освобождение политзаключенных, роспуск парламента, отмена дворянских титулов, введение всеобщего избирательного права для мужчин с 21 года, отмена рабства во французских колониях, упраздение денежного залога для печати, сокращение рабочего дня (до 10 часов в Париже) и др. Главной задачей Временного правительства была подготовка выборов в Учредительное собрание, которое открылось 4 мая и 4 ноября приняло Конституцию Второй Республики (1848 г.).
В преамбуле определялись политические и гражданские свободы, говорилось о праве на труд, бесплатное первоначальное обучение, профессиональное образование, подчеркивалось равенство между хозяевами и рабочими, констатировалось недопущение произвольного лишения свободы, исключительных судов, смертной казни, цензуры. Основными принципами государственного строя провозлашались республиканская форма правления, разделение властей и представительное правление.
Законодательная власть вверялась однопалатному Законодательному собранию (из 750 чел.), избираемому на 3 года на основе всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года. Досрочный роспуск парламента был возможен только по его собственному решению. Собранию предоставлялось исключительное право принятия законов. Разработкой законопроектов и надзором над законодательством занимался Государственный Совет, избираемый парламентом на 6 лет. Исполнительная власть вверялась президенту, избираемому на 4 года, который наделялся огромной властью, включая право назначать и смещать министров, подписывать договоры, право помилования, командование воисками, руководство внешней политикой и т.д.
Основным недостатком Конституции 1848 г. было отсутствие конституционных механизмов для обеспечения баланса властей.
В результате выборов 10 декабря 1848 г. президентом стал Луи Бонапарт, котроый взял курс на государственный переворот. Постепенно происходила замена всех должностных лиц на бонапартистов на всех уровнях власти. 2 декабря 1851 г. был проведен арест депутатов и роспуск Законодательного собрания.
Вторая Империя.
14 января 1852 г. была принята новая конституция Франции. Во многих чертах она была похожа на Конституцию 1799 г. Вся власть передавалась президенту на 10 лет. Он ведал назначением на должности, подписывал договоры, имел право войны и мира, ему принадлежала законодательная инициатива, он командовал армией и полицией. Законодательная власть распределялась между Законодательным корпусом (избирался "всеобщим" голосованием из кандидатов президента), Государственным советом (назначался президентом на определенный срок) и сенатом (назначался президентом пожизненно). Государственный совет разрабатывал законопроект на основе предложений президента. Далее он шел в Законодательный корпус, который принимал его голосованием. После этого он попадал в сенат, который рассматривал его на соответствие конституции. Президент формально нес ответственность перед народом, но народ не имел никаких возможностей воздействовать на президента. Местное управление не претерпело изменений со времен Наполеона I.
В ноябре 1852 г. был принят сенатус-консульт о восстановлении императорской власти. Новым императором Франции был провозглашен Наполеон III. В том же месяце это решение прошло через утверждение плебисцитом.
Бонапартизм представлял собой политику лавирования. Ликвидация парламентаризма способствовала бюрократизации государственного аппарата. Законодательный корпус был поставлен под контроль правительства. В 1858 г. был принят сенатус-консульт, предусматривавший, что кандидаты в депутаты Законодательного корпуса должны были являться в префектуры департаментов, где происходили выборы, чтобы дать подписку в верности конституции и императору. Но с 1860 по 1870 гг. появился ряд декретов, расширяющих права Законодательного корпуса, что позволило говорить о либеральной монархии.
Третья Республика.
Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 г.
В конце 1860х гг. стал ощущаться кризис режима Второй империи: произошли серьезные неудачи во внешней политике, наблюдался разгул произвола и коррупция госаппарата, происходило ущеление прав и свобод граждан. Попыткой решить внутренние проблемы была война с Пруссией, которая началась 19 июля 1870 г. Из-за неподготовленности Франции ее армия потерпела ряд поражений на начальном этапе, которые в конечном итоге привели к Седанской катастрофе 2 сентября (17 тыс. убитых и раненых, 100 тыс. во главе с Наполеоном III попали в плен).
Как только весть о Седанской катастрофе докатилась до столицы, 4 сентября 1870 г. в Париже вспыхнуло восстание и была провозглашена Республика. Было создано Временное правительство, которое в условиях оккупации Франции приняло название "правительство национальной обороны". С сентября по январь происходила осада Парижа немцами, которая завершилась 28 января 1871 г. капитуляцией Франции.
8 февраля в условиях оккупации были проведены выборы в Национальное собрание, как высший орган власти в стране. На выборах победили представители различных монархических группировок. Исполнительная власть передавалась министрам из 3 республиканцев и 6 монархистов во главе с Тьером. Правительство заключило мирный договор с Германией, по которому Франция теряла 2 провинции и уплачивала 5 млрд.контрибуции.
Парижская Коммуна
Французы испытали величайший национальный позор, который усугубило собственное правительство "мерами по обузданию Парижа". Это имело следствием восстание 18 марта 1871 г. Правительство бежало в Версаль, а власть перешла в руки Центрального Комитета Национальной гвардии, который провел ряд мероприятий демократического характера и организовал 26 марта выборы в Совет Коммуны. Коммуна стала государством нового типа, так как был осуществлен слом старой государственной машины и создана новая государственность. Основными мероприятиями в этом направлении можно считать следующее:
- упразднение постоянной армии, основанной на рекрутском наборе и замена ее национальной гвардией;
- декрет о непризнании власти версальского правительства;
- отмена полиции и замена ее резервными батальонами национальной гвардии;
- введение принципа выборности и сменяемости в отношении всех государственных служащих;
- отделение церкви от государства;
- передача управления округами Парижа в ведение членов Коммуны;
- введение выборности судей, института народных заседателей и права свободной защиты.
Парижская Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. Декреты, принятые на заседаниях Совета Коммуны, осуществлялись органами и учреждениями, которыми руководила одна из 9 комиссий, созданных Коммуной из ее же членов. Комиссии формировались по отраслям управления: военная, продовольственная, финансов, юстиции, внешних сношений, просвещения, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена. Высшим органом была Исполнительная комиссия, состоявшая из руководителей 9 специальных комиссий. Во главе каждого из округов Парижа находилась муниципальная комиссия (мэрия), работавшая под руководством членов коммуны, избранных от данного округа.
На практике в условиях осады правительственными войсками 1 мая был создан Комитет общественного спасения из 5 членов Коммуны, наделенных чрезвычайными полномочиями.
Судебная система состояла из двух структур: 1) общегражданские суды: по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи; 2) военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд.
Утверждение смертных приговоров проводилось исполнительной комиссией (на практике не утвердила ни одного). Совет Коммуны был высшей кассационной инстанцией и судом первой инстанции по особо важным делам. Была создана прокуратура из Прокурора Коммуны и 4-х заместителей.
Коммуны на местах были автономны и создавались по типу Парижской Коммуны. Их правомочия ограничивались только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых должен был обеспечивать единство страны. В ведении каждой местной коммуны находилось вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, вопросы образование и т.п. Для граждан гарантировалось свободное выражение взглядов, свобода личности, совести и труда.
История Коммуны продолжалась всего 72 дня. 21 мая версальские войска ворвались в Париж и в течение недели Коммуна была подавлена.
Конституция 1875 г.
После разгрома Коммуны во Франции наступил период реакции. В марте 1873 г. был принят закон об ограничении исполнительной власти, который предусматривал разделение поста главы государства и главы правительства. Президентом был избран Мак Магон, ярый монархист. Монархисты взяли курс на восстановление монархии и готовили заговор. Заговор оказался раскрыт и вызвал такую волну протестов, что Национальное собрание принялось за выработку конституции. 30 января 1875 г. было проведено голосование по поправке со словом "республика", которая получила большинство всего в 1 голос (353 против 352).
Конституция 1875 г. состояла из трех законов: "Об организации государственных властей", "Об организации сената", "Об отношении государственных властей". Отсутствие единого конституционного акта привело к тому, что был обойден вопрос о принципах государственного устройства: ни одна статья прямо не утверждает республику (только есть одна фраза: "президент республики"). Нет ничего в тексте законов о демократических правах и свободах граждан.
Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и палаты представителей, соединенных для этого в единое "Национальное собрание". Президент мог быть переизбран. Ему предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать нового обсуждения уже согласованного палатами законопроекта. Президент мог распустить палату представителей с согласия сената. Он являлся главой вооруженных сил, имел право назначения на все высшие военные и гражданские должности, имел право помилования. По сути, президент имел все атрибуты конституционного монарха, за исключением права наследования власти.
Законодательная власть принаждежала сенату и палате депутатов. У сената имелись равные права с палатой депутатов, и лишь финансовые законопроекты первой обсуждала палата депутатов. Без согласия сената ни один законопроект не получал силу закона. С согласия сената президент распускал палату депутатов, но сам сенат роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. Выборы в палату депутатов были прямыми, в сенат - многоступенчатыми, кроме того, резервировалось определенное число мест.
Правительство назначалось президентом, но имело солидарную ответственность перед палатой депутатов. Министры получали доступ на заседания палат.